Новые эсминцы японии. К вопросу о японских эсминцах. Кто делает - не говорит, кто говорит - не делает

Серия эсминцев типа «Minekaze» состояла из 15 единиц (Minekaze, Sawakaze, Okikaze, Shimakaze, Nadakaze, Yаkaze, Hаkaze, Shiokaze, Akikaze, Yukaze, Tachikaze, Hokaze, Nokaze, Namikaze, Numakaze), построена на верфях «Maizuru Naval Arsenal», «Mitsubishi-Nagasaki» и введена в строй в 1920-1922 гг. Эсминцы «Shimakaze» и «Nadakaze» в 1940 г. были переквалифицированы в патрульные корабли и погибли в 1943 и 1945 гг. Девять кораблей погибло в 1943-1945 гг. «Yukaze» и «Namikaze» в 1947 г. по репарациям переданы Великобритании и Китаю. Остальные корабли были списаны в 1947-1948 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 1,3 тыс. т., полное – 1,7 тыс. т.; длина – 97,5 м, ширина – 9 м; осадка – 2,9 м; скорость – 34 — 36 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 4 паровых котла; мощность – 38,5 тыс. л.с.; запас топлива – 300 т. нефти; дальность плавания – 3 тыс. миль; экипаж – 148 человек. Вооружение: 2×1 — 120-мм орудия; 2х2 – 533-мм торпедных аппарата; 10-16х1 – 25-мм зенитных автоматов; бомбосбрасыватель, 4 бортовых бомбомета; 36 глубинных бомб.

Серия эскадренных миноносцев типа Destroyer «Kamikaze» — 9 единиц («Kamikaze», «Asakaze», «Harukaze», «Matsukaze», «Hatakaze», «Oite», «Hayate», «Asanagi», «Yunagi»), построена на верфях «Maizuru Naval Arsenal», «Mitsubishi-Nagasaki», «Uraga Dock Company», «Ishikawajima Shipyards», «Fujinagata Shipyards», «Sasebo Naval Arsenal» и принята в строй в 1922-1925 гг. В 1941-1942 г. корабли прошли перевооружение. Эсминцы «Kamikaze» и «Harukaze» списаны в 1947 г. Остальные корабли погибли в 1941-1945 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 1,3 тыс. т., полное – 1,7 тыс. т.; длина – 97,5 м, ширина – 9,2 м; осадка – 2,9 м; скорость – 37 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 4 паровых котла; мощность – 38,5 тыс. л.с.; запас топлива – 420 т. нефти; дальность плавания – 4 тыс. миль; экипаж – 148 человек. Вооружение: 3×1 — 120-мм орудия; 7-10х1 – 25-мм зенитных автоматов; 4х1 – 13,2-мм пулемета; 2х2 – 533-мм торпедных аппарата; 4 бортовых бомбомета; 48 глубинных бомб.

Серия эскадренных миноносцев типа «Mutsuki» состояла из 12 единиц («Mutsuki», «Kisaragi», «Yayoi», «Uzuki», «Satsuki», «Minazuki», «Fumizuki», «Nagatsuki», «Kikuzuki», «Mikazuki», «Mochizuki», «Yūzuki»), построена на верфях «Maizuru Naval Arsenal», «Mitsubishi-Nagasaki», «Uraga Dock Company», «Ishikawajima Shipyards», «Fujinagata Shipyards», «Sasebo Naval Arsenal» и ведена в строй в 1925-1927 гг. Все корабли погибли в 1942-1944 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 1,3 тыс. т., полное – 1,8 тыс. т.; длина – 97,5 м, ширина – 9,2 м; осадка – 3 м; скорость – 37 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 4 паровых котла; мощность – 38,5 тыс. л.с.; запас топлива – 420 т. нефти; дальность плавания – 4 тыс. миль; экипаж – 150 человек. Вооружение: 4×1 — 120-мм орудия; 1х2 – 25-мм зенитных автомата; 4х1 – 13,2-мм пулемета; 2х3 – 610-мм торпедных аппарата; 2 бортовых бомбомета; 88 глубинных бомб.

Серия эскадренных миноносцев типа «Fubuki» состояла из трех групп построенных на верфях «Maizuru Naval Arsenal», «Yokohama Shipyards», «Fujinagata Shipyards», «Uraga Dock Company», «Sasebo Naval Arsenal», «Ishikawajima Shipyards». К первой группе «Fubuki» относилось 9 единиц («Fubuki», «Shirayuki», «Hatsuyuki», «Miyuki», «Murakumo», «Shinonome», «Usugumo», «Shirakumo», «Isonami», «Uranami»), введенные в строй в 1928-1929 гг. Все корабли погибли в 1942-1944 гг. Во вторую группу «Ayanami» входило 10 единиц («Ayanami», «Shikinami», «Asagiri», «Yūgiri», «Amagiri», «Sagiri», «Oboro», «Akebono», «Sazanami», «Ushio»), введенные строй в 1929-1932 гг. Эсминец «Ushio» списан в 1948 г., остальные корабли погибли в 1941-1945 гг. ТТХ кораблей первой и второй групп: водоизмещение стандартное – 2,1 тыс. т., полное – 2,6 тыс. т.; длина – 112 м, ширина – 10,4 м; осадка – 3,2 м; скорость – 34 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 4 паровых котла; мощность – 50 тыс. л.с.; запас топлива – 475 т. нефти; дальность плавания – 4,7 тыс. миль; экипаж – 250 человек. Вооружение: 2×2 — 127-мм орудия; 4х3 и 1х2 – 25-мм зенитных автомата; 3х3 – 610-мм торпедных аппарата; 2 бортовых бомбомета; 14 глубинных бомб; 18 мин. В третью группу «Akatsuki» входило 4 единицы («Akatsuki», «Inazuma», «Ikazuchi», «Hibiki») введенные строй в 1932-1933 гг. Эсминец «Hibiki» списан в 1947 г., остальные корабли погибли в 1942-1944 гг. ТТХ кораблей третьей группы: водоизмещение стандартное – 2,1 тыс. т., полное – 2,6 тыс. т.; длина – 106,7 м, ширина – 10,4 м; осадка – 3,3 м; скорость – 38 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 3 паровых котла; мощность – 50 тыс. л.с.; запас топлива – 475 т. нефти; дальность плавания – 5 тыс. миль; экипаж – 220 человек. Вооружение: 2×2 — 127-мм орудия; 4х3 и 7х2 – 25-мм зенитных автомата; 3х3 – 610-мм торпедных аппарата; 4 бортовых бомбомета; 36 глубинных бомб; 18 мин.

Серия эскадренных миноносцев типа «Hatsuharu» состояла из 6 единиц («Hatsuharu», «Nenohi», «Wakaba», «Hatsushimo», «Ariake», «Yugure»), построена на верфях «Sasebo Naval Arsenal», «Uraga Dock Company», «Kawasaki Kobe Shipyard», «Maizuru Naval Arsenal» и введена в строй в 1933-1935 гг. Все корабли погибли в 1942-1945 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 1,7 тыс. т., полное – 2,2 тыс. т.; длина – 103,5 м, ширина – 10 м; осадка – 3 м; скорость – 37 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 3 паровых котла; мощность – 42 тыс. л.с.; запас топлива – 500 т. нефти; дальность плавания – 6 тыс. миль; экипаж – 200 человек. Вооружение: 2×2 — 127-мм орудия; 6-10х2 – 25-мм зенитных автоматов; 4х1 — 13,2-мм пулемета; 2х3 – 610-мм торпедных аппарата; 4 бортовых бомбомета; 36 глубинных бомб.

Серия эскадренных миноносцев типа «Shiratsuyu» состояла из 10 единиц («Shiratsuyu», «Shigure», «Murasame», «Yudachi», «Samidare», «Harusame», «Yamakaze», «Kawakaze», «Umikaze», «Suzukaze»), построена на верфях «Sasebo Naval Arsenal», «Uraga Dock Company», «Fujinagata Shipyards», «Maizuru Naval Arsenal» и введена в строй в 1936-1937 гг. Все корабли погибли в 1942-1945 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 1,7 тыс. т., полное – 2,1 тыс. т.; длина – 103,5 м, ширина – 10 м; осадка – 3,5 м; скорость – 34 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 3 паровых котла; мощность – 42 тыс. л.с.; запас топлива – 500 т. нефти; дальность плавания – 6 тыс. миль; экипаж – 180 человек. Вооружение: 2×2 — 127-мм орудия; 6-10х2 – 25-мм зенитных автомата; 4х1- 13,2-мм пулемета; 2х3 – 610-мм торпедный аппарат; 4 бортовых бомбомета; 36 глубинных бомб.

Серия эскадренных миноносцев типа «Asashio» состояла из 10 единиц («Asashio», «Ōshio», «Asagumo», «Michishio», «Arashio», «Natsugumo», «Yamagumo», «Minegumo», «Asagumo», «Arare», «Kasumi»), построена на верфях «Maizuru Naval Arsenal», «Fujinagata Shipyards», «Kawasaki-Kobe», «Sasebo Naval Arsenal», «Uraga Dock Company» и принята в строй в 1937-1939 гг. Все корабли погибли в 1942-1945 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 2 тыс. т., полное – 2,6 тыс. т.; длина – 111 м, ширина – 10,4 м; осадка – 3,7 м; скорость – 35 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 3 паровых котла; мощность – 50 тыс. л.с.; запас топлива – 500 т. нефти; дальность плавания – 5,7 тыс. миль; экипаж – 200 человек. Вооружение: 3×2 — 127-мм орудия; 14х2 – 25-мм зенитных автоматов; 4х1- 13,2-мм пулемета; 2х4 – 610-мм торпедных аппарата; 4 бортовых бомбомета; 36 глубинных бомб.

Серия эсминцев типа «Kagero» состояла из 18 единиц («Kagero», «Shiranui», «Kurohio», «Oyashio», «Hayashio», «Natsushio», «Hatsukaze, «Yukikaze», «Amatsukaze», «Tokitsukaze», «Urakaze», «Isokaze», «Hamakaze», «Tanikaze», «Nowaki», «Arashi», «Hagikaze», «Maikaze»), построена на верфях «Maizuru Naval Arsenal», «Uraga Dock Company», «Fujinagata Shipbuilding Yard», «Kōbe-Kawasaki Shipbuilding Yard», «Sasebo Naval Arsenal» и введена в строй в 1939-1941 гг. Эсминец «Yukikaze» в 1947 г. по репарациям передан Китаю, списан в 1970 г. Остальные корабли погибли в 1942-1945 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 2 тыс. т., полное – 2,6 тыс. т.; длина – 111 м, ширина – 10,8 м; осадка – 3,8 м; скорость – 35 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 3 паровых котла; мощность – 52 тыс. л.с.; запас топлива – 500 т. нефти; дальность плавания – 5 тыс. миль; экипаж – 240 человек. Вооружение: 3×2 — 127-мм орудия; 4-7х2 или 14х1 – 25-мм зенитных автоматов; 4х1- 13,2-мм пулемета; 2х4 – 610-мм торпедных аппарата; 4 бортовых бомбомета; 36 глубинных бомб.

Серия эсминцев типа «Yugumo» состояла из 20 единиц («Akigumo», «Yugumo», «Makikumo», «Kazagumo», «Naganami», «Makinami», «Takanami», «Ōnami», «Kiyonami», «Tamanami», «Suzunami», «Fujinami», «Hayanami», «Hamanami», «Okinami», «Kishinami», «Asashimo», «Hayashimo», «Akishimo», «Kiyoshimo»), построена на верфях «Maizuru Naval Arsenal», «Uraga Dock Company», «Fujinagata Shipbuilding Yard» и введена в строй в 1941-1944 гг. Все корабли погибли в 1942-1944 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 2,1 тыс. т., полное – 2,7 тыс. т.; длина – 111,6 м, ширина – 10,8 м; осадка – 3,8 м; скорость – 35 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 3 паровых котла; мощность – 52 тыс. л.с.; запас топлива – 500 т. нефти; дальность плавания – 5 тыс. миль; экипаж – 228 человек. Вооружение: 3×2 или 2х2 — 127-мм орудия; 3х2 или 2х2 и 12х1 – 25-мм зенитных автоматов; 4х1 — 13,2-мм пулемета; 2х4 – 610-мм торпедных аппарата; 4 бортовых бомбомета; 36 глубинных бомб.

Серия эсминцев типа «Akizuki» состояла из 7 единиц («Akizuki», «Teruzuki», «Suzutsuki», «Hatsuzuki», «Niizuki», «Wakatsuki», «Shimotsuki»), построена на верфях «Maizuru Naval Arsenal», «Sasebo Naval Arsenal», «Mitsubishi Heavy Industries», «Uraga Dock Company» и принята в строй в 1942-1944 гг. Эсминец «Wakatsuki», списан в 1945 г., а «Suzutsuki» — в 1948 г. Остальные корабли погибли в 1943-1944 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 2,7 тыс. т., полное – 3,7 тыс. т.; длина – 126 м, ширина – 11,6 м; осадка – 4,2 м; скорость – 33 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 3 паровых котла; мощность – 52 тыс. л.с.; запас топлива – 1097 т. нефти; дальность плавания – 8,3 тыс. миль; экипаж – 300 человек. Вооружение: 4×2 — 100-мм орудия; 2х2 или 3-5х3 и 12х1 – 25-мм зенитных автоматов; 4х1 — 13,2-мм пулемета; 1х4 – 610-мм торпедный аппарат; 6 бортовых бомбомета; 72 глубинных бомб.

Эсминцы «Fuyutsuki», «Yoizuki», «Harutsuki» и «Natsuzuki» являлись упрощенной группой эсминцев типа «Akizuki». Они строились на верфях «Maizuru Naval Arsenal», «Sasebo Naval Arsenal», «Uraga Dock Company» и были введены в строй в 1944-1945 гг. Эсминец «Fuyutsuki» был списан в 1945г., «Yoizuki» по репарациям в 1947 г. передан Китаю, «Harutsuki» — СССР, а «Natsuzuki» — Великобритании.

ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 2,7 тыс. т., полное – 3,7 тыс. т.; длина – 126 м, ширина – 11,6 м; осадка – 4,2 м; скорость – 33 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 4 паровых котла; мощность – 52 тыс. л.с.; запас топлива – 1097 т. нефти; дальность плавания – 8,3 тыс. миль; экипаж – 300 человек. Вооружение: 4×2 — 100-мм орудия; 7х3 и 30х1 – 25-мм зенитных автоматов; 3х1 — 13,2-мм пулемета; 2х4 – 610-мм торпедных аппарата; 6 бортовых бомбометов; 72 глубинные бомбы.

Миноносцы «Tsuga», «Kuri» и «Hasu» типа «Momi» построены на верфях «Ishikawajima Shipbuilding & Engineering», «Kure Naval Arsenal», «Uraga Dock Company» и приняты в строй в 1920-1922 гг. «Tsuga», «Kuri», погибли в 1945 г, а «Hasu» — списан в 1946 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 0,9 тыс. т., полное – 1,2 тыс. т.; длина – 83,6 м, ширина – 8 м; осадка – 2,4 м; скорость – 36 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 2 паровых котла; мощность – 21,5 тыс. л.с.; запас топлива – 275 т. нефти; дальность плавания – 3 тыс. миль; экипаж – 110 человек. Вооружение: 3×1 — 120-мм орудия; 2 пулемета; 2х2 – 533-мм торпедных аппарата; 4 бортовых бомбомета; 36 глубинных бомб.

Серия миноносцев типа «Wakatake» состояла из 6 единиц («Wakatake», «Kuretake», «Asagao», «Fuyō», «Karukaya», «Sanae»), построена на вервях «Kawasaki Shipyards», «Maizuru Naval Arsenal», «Uraga Dock Company», «Ishikawajima Shipyards», «Fujinagata Shipyards» и принята в строй в 1922-1923 гг. В 1938 г. корабли прошли модернизацию. Миноносец «Asagao» был списан в 1948 г. Остальные корабли погибли в 1944-1945 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 0,9 тыс. т., полное – 1,2 тыс. т.; длина – 83,6 м, ширина – 8 м; осадка – 2,4 м; скорость – 36 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 2 паровых котла; мощность – 21,5 тыс. л.с.; запас топлива – 275 т. нефти; дальность плавания – 3 тыс. миль; экипаж – 110 человек. Вооружение: 2×1 — 120-мм орудия; 2х3 – 25-мм зенитных автомата; 4х1 – 13,2-мм пулемета; 4 бортовых бомбомета; 48 глубинных бомб.

Серия миноносцев типа «Chidori» состояла из 4 единиц («Tomozuru», «Chidori», «Manazuru», «Hatsukari»), построена на верфях «Maizuru», «Fujinagata» и принята в строй в 1933-1934 гг. Миноносец «Chidori» погиб в 1944 г., «Tomozuru» и «Manazuru» — погибли в 1945 г., «Hatsukari» — списан в 1946 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 535 т., полное – 815 т.; длина – 77,5 м, ширина – 7,4 м; осадка – 2,5 м; скорость – 28 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 2 паровых котла; мощность – 110 тыс. л.с.; запас топлива – 150 т. нефти; дальность плавания – 9 тыс. миль; экипаж – 113 человек. Вооружение: 2×1 — 120-мм орудия; 2х2 и 6х1 – 25-мм зенитных автоматов; 1х2 – 533-мм торпедный аппарат; 4 бортовых бомбомета; 48 глубинных бомб.

Серия миноносцев типа «Otori» состояла из 8 единиц («Otori», «Hiyodori», «Hayabusa», «Kasasagi», «Kiji», «Kari», «Sagi», «Hato»), построена на верфях «Maizuru Naval Arsenal», «Tōkyō-Ishikawajima Shipbuilding Yard», «Yokohama Dock», «Ōsaka Iron Works», «Mitsui Engineering & Shipbuilding», «Harima Shipbuilding Yard» и введена в строй в 1936 — 1937 гг. Миноносец «Kiji» в 1947 г. передан СССР по репарациям. Остальные корабли погибли в 1943-1945 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 840 т., полное – 1 040 т.; длина – 85 м, ширина – 8,2 м; осадка – 2,8 м; скорость – 30,5 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 2 паровых котла; мощность – 19 тыс. л.с.; запас топлива – 150 т. нефти; дальность плавания – 4 тыс. миль; экипаж – 129 человек. Вооружение: 2×1 — 120-мм орудия; 1х1 – 40-мм, 3х2 и 5х1 – 25-мм зенитных автоматов; 1х3 – 533-мм торпедный аппарат; 2 бортовых бомбомета; 48 глубинных бомб.

Эскортные миноносцы типа «Matsu» — 18 единиц («Hinoki», «Kaede», «Kashi», «Kaya», «Keyaki», «Kiri», «Kuwa», «Maki», «Matsu», «Momi», «Momo», «Nara», «Sakura», «Sugi», «Take», «Tsubaki», «Ume», «Yanagi»), построены на верфях «Maizuru Naval Arsenal», «Yokosuka Naval Arsenal», «Fujinagata Shipbuilding Yard», «Kōbe-Kawasaki Shipbuilding Yard» и приняты в строй в 1944-1945 гг. Шесть миноносцев погибло в 1944-1945 гг. В 1947 г. по репарациям миноносцы «Kiri» и «Kaya» переданы — СССР, а «Kaede» и «Sugi» — Китаю. Остальные корабли отправлены на слом в 1947-1948 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 1,3 тыс. т., полное – 1,7 тыс. т.; длина – 92,2 м, ширина – 9,4 м; осадка – 3,3 м; скорость – 28 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 2 паровых котла; мощность – 19 тыс. л.с.; запас топлива – 370 т. нефти; дальность плавания – 4,7 тыс. миль; экипаж – 211 человек. Вооружение: 1х2 и 1×1 — 127-мм орудие; 4х3 и 12х1 – 25-мм зенитных автоматов; 1х4 – 610-мм торпедный аппарат; 2 бомбосбрасывателя; 2 бортовых бомбомета; 36 глубинных бомб.

Серия упрощенных эскортных миноносцев типа «Matsu» была обозначена типом «Tachibana», состояла из 14 единиц («Enoki», «Hagi», «Hatsuyume», «Hatsuzakura», «Kaba», «Kaki», «Kusunoki», «Nashi», «Nire», «Odake», «Shii», «Sumire», «Tachibana», «Tsuta», построена на верфях «Maizuru NY», «Yokosuka NY», «Fujinagata SB», «Kawasaki Kobe» и введена в строй в 1945 г. Миноносцы «Nashi» и «Tachibana» погибли в 1945 г. В 1947 г. миноносцы «Hatsuyume» и «Tsuta» по репарациям переданы Китаю, а «Shii» и «Hatsuzakura» — СССР. Остальные корабли были списаны в 1947-1948 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 1,3 тыс. т., полное – 1,6 тыс. т.; длина – 98 м, ширина – 9,3 м; осадка – 3,4 м; скорость – 29 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 2 паровых котла; мощность – 19 тыс. л.с.; запас топлива – 370 т. нефти; дальность плавания – 4,6 тыс. миль; экипаж – 211 человек. Вооружение: 1х2 и 1×1 — 127-мм орудие; 4х3 и 12х1 – 25-мм зенитных автоматов; 1х4 – 610-мм торпедный аппарат; 7 бортовых бомбометов; 60 глубинных бомб.

Краткий обзор эволюции класса эсминцев в японском флоте

Настоящий обзор не претендует на какую-либо оригинальность, его цель -- кратко и внятно разобрать основные этапы развития японских эскадренных миноносцев с 1905 по 1945 год, а также проследить ключевые изменения их внешнего вида и вооружения.
Основные источники иллюстраций -- альбомы Патянина и Апалькова.
Принимаются поправки, вопросы, претензии и предложения:-)

Последним типом классического «30-узлового истребителя» в японском флоте стал «Асакадзе» . Серия из 32 таких кораблей была заложена еще до окончания русско-японской войны, они имели такое же водоизмещение, как у предшественников (380 тонн), два одинарных 457-мм торпедных аппарата, но усиленную артиллерию из шести 76-мм орудий, за счет чего несколько снизилась скорость. В 1920-х годах артиллерию еще более усилили, заменив четыре 76-мм орудия двумя 120-мм.

1. Эскадренный миноносец «Асакадзе», 1906 год

Серия строилась вплоть до 1909 года, когда в Японии были заложены (первыми в мире!) «современные» турбинные эсминцы -- два корабля типа «Умикадзе» . Их стандартное водоизмещение сразу повысилось в три раза -- до 1030 тонн, скорость выросла до 33 узлов. Корабли получили по два 120-мм орудия и пять 76-мм орудий, но всего три торпедных аппарата, к тому же расположенных треугольником.

2. Эскадренный миноносец «Умикадзе», 1911 год

Тип был признан неудачным из-за слабого вооружения, за ним в 1911 году последовали два уменьшенных турбинных миноносца 2-го класса «Сакура» и «Тачибана» (530 тонн) со скоростью в 30 узлов, одним 120-мм и четырьмя 76-мм орудиями, но уже двумя двухтрубными торпедными аппаратами. В 1913 году в Англии (по проекту Ярроу) были заказаны их увеличенные варианты -- эсминцы 1-го класса «Уракадзе» и «Кавакадзе» , при 810 тоннах имевшие ту же скорость и такую же артиллерию, но оснащенные 533-мм ТА.

3. Эскадренный миноносец «Сакура», 1912 год

С этого момента началось разделение японских эсминцев на два класса. По образу «Сакуры» в 1914–1917 годах были построены 22 эсминца 2-го класса типа «Каба» (в том числе 12 -- для французского флота, тип «Алжерьен») и четыре эсминца типа «Момо» ; последние имели 755 тонн, три 120-мм орудия и впервые в японском флоте трехтрубные торпедные аппараты (шесть 457-мм труб). В 1918 году эта линия была продолжена шестью практически такими же (водоизмещение увеличилось на 15 тонн) миноносцами типа «Еноки».

4. Эскадренный миноносец «Каба», 1915 год

Одновременно в начале 1917 года вступили в строй четыре эсминца 1-го класса типа «Амацукадзе» (1105 тонн, 34 узла, четыре 120-мм орудия и три двухтрубных 457-мм аппарата), ставшие образцом для большой серии эсминцев, строившихся вплоть до второй половины 1920-х годов. За ними в 1918–1919 годах последовали два более мощных корабля типа «Таникадзе» -- при уменьшении числа 120-мм стволов до трех они наконец-то получили двухтрубные 533-мм аппараты и показали скорость 37,5 узла.

5. Эскадренный миноносец «Амацукадзе», 1917 год

Затем в 1918–1927 годах последовали три больших серии очень похожих эсминцев: «Минекадзе» (15 единиц), «Камикадзе» (9 единиц) и «Муцуки» (12 единиц). Все они имели незначительно отличающееся стандартное водоизмещение (постепенно повышалось с 1215 до 1315 тонн), скорость 37 узлов (у «Минекадзе» -- до 39), схожий двухтрубный силуэт с расположением орудий на возвышениях над главной палубой и первого торпедного аппарата -- в характерном «провале» сразу после полубака, перед носовой надстройкой. Разница заключалась в том, что на первом типе стояли 45-калиберные орудия, на двух следующих -- уже 50-калиберные; зато первый и второй тип имели по три двухтрубных торпедных аппарата, а на «Муцуки» впервые появились трехтрубные 610-мм аппараты. Все три серии приняли активное участие во Второй мировой войне, причем большинство эсминцев типа «Минекадзе» уже к началу войны были перестроены в так называемые быстроходные транспорты (с сохранением двух орудий ГК и одного торпедного аппарата)

6. Эсминец «Минекадзе» в 1920 и 1941 годах

7. Эсминец «Камикадзе» после вступления в строй, 1922 год

8. Эсминец «Муцуки» в 1926 и 1941 годах

Следующим этапом (опять не только в японском, но и в мировом кораблестроении) стало появление эсминцев типа «Фубуки» (24 единицы, считая 4 корабля третьей серии, которые иногда относят к самостоятельному типу «Акацуки»). Эти корабли строились с 1926 по 1932 год, имели стандартное водоизмещение 1750 тонн (в реальности оно оказалось выше из-за постоянных переделок), скорость на форсированном режиме (50 000 л.с.) до 38 узлов, три трехтрубных 610-мм торпедных аппарата и шесть 127-мм орудий в двухорудийных башнях -- точнее, закрытых башенноподобных установках. Типы и степень «универсальности» таких установок могли меняться -- от первоначальной модели А с углом возвышения орудий в 40° до моделей B и D с углом возвышения 75°).

9. Эскадренный миноносец «Фубуки», 1928 год]

10. Эскадренный миноносец «Акацуки» -- головной корабль третьей серии эсминцев типа «Фубуки», 1934 год. Хорошо видны башни модели «B» c углом возвышения орудий 75°

Водоизмещение «эсминцев нового типа» не вписывалось в международные ограничения (Лондонская конференция), поэтому с 1931 года началась постройка облегченных эсминцев типа «Хацухару» (9 единиц). При сокращении стандартного водоизмещения до 1490 тонн на них одну из башен заменили одноорудийной, а скорость снизили до 36,5 узлов (при 42 000 л.с.). Но при этом о торпедные аппараты впервые оснастили системой быстрой перезарядки, из-за чего одноорудийную башню пришлось убрать с кормы и взгромоздить на носовую надстройку, а первый и третий ТА установить возвышенно над палубой -- чтобы систему заряжания второго аппарата разместить прямо под ними, на уровне главной палубы. Помимо всего прочего, это вызвало несимметричность надстроек (в том числе сдвиг второй трубы к правому борту) и нелинейное размещение самих аппаратов (первый сдвинут влево от диаметральной плоскости, второй -- вправо).

11. Эсминец «Хацухару» -- первоначальный вид, 1933 год

В результате такая компоновка вышла крайне неудачной: оборудование было установлено очень плотно и мешало друг другу, а корабли получили слишком большой верхний вес, снизивший остойчивость. В конце концов третий торпедный аппарат с кормовой надстройки пришлось снять, первый вернуть в диаметральную плоскость, а одноорудийную башню перенести на корму (либо снять ее вообще). Вдобавок в трюм был дополнительно уложено 84 тонны балласта. В результате водоизмещение кораблей выросло до 1715 тонн, почти достигнув изначального водоизмещения «Фубуки».

12. Эсминец «Хацухару» после переоборудования, 1939 год

Развитием типа «Хацухару» стали эсминцы типа «Сирацую» (10 единиц). При заранее заложенном стандартном водоизмещении в 1685 тонн они имели ту же силовую установку (реальная скорость -- 34 узла) и два четырехтрубных ТА, что ликвидировало загромождение пространства между надстройками и позволило разместить их и оборудование симметрично: устройство заряжания второго аппарата -- в кормовой надстройке, устройство для первого аппарата -- по обе стороны от второй трубы; Одноорудийная башня сразу же размещалась позади кормовой надстройки, «спиной» к третьей башне.

Следующим типом «больших» японских эсминцев стали корабли типа «Асасио» (10 единиц) -- считающиеся, однако, дальнейшим развитием типа «Хацухару»/«Сирацую», а не «Фубуки». При стандартном водоизмещении в 1961 тонну (больше, чем на «Фубуки»), на них вернулись к установке в 50 000 л.с. (35 узлов). По составу и размещению артиллерии они полностью повторяли «Фубуки», по торпедному вооружению -- «Сирацую». Характерно, что на части эсминцев (начиная с «Ямагумо») устройство быстрого заряжания первого торпедного аппарата стояло не позади, а впереди него, по обе стороны первой трубы; так оно будет устанавливаться на всех последующих эсминцах.

Далее последовал последний предвоенный тип эсминцев -- серия «Кагеро» (18 единиц), строившаяся с 1937 по 1941 год. При незначительно увеличившихся водоизмещении (2033 тонны) и мощности машин они имели точно такие же скорость и вооружение -- новыми были только башни типа С-2 с частичной стабилизацией. Дальнейшим развитием «Кагеро» стали 20 эсминцев типа «Югумо» , строившиеся уже в годы войны (1941–1944), при некотором увеличении водоизмещения (до 2077 тонн) сохранившие те же характеристики (лишь получили еще более новые и тяжелые башни модели D с полноценным устройством стабилизации и углом возвышения в 75°).

13. Эскадренный миноносец «Сирануи» типа «Кагеро», 1939 год

Завершением линии японских эскадренных миноносцев 1-го класса стали корабли двух совершенно различных типов, значительно отличавшиеся как друг от друга, так и от предшественников. Во-первых, это был экспериментальный эсминец «Симакадзе» , вступивший в строй весной 1943 года. Увеличив стандартное водоизмещение сразу до 2567 тонн использовав турбины высокого давления (с использованием германского опыта), проектировщикам удалось добиться резкого увеличения скорости -- до 39 узлов при 75 000 л.с. (на испытаниях -- 41 узел при 80 000 л.с.). Артиллерийское вооружение осталось прежним (башни модели D), а вот торпедное оказалось значительно усилено: три пятитрубных 610-мм торпедных аппарата -- правда, без возможности быстрой перезарядки в бою, ибо устройства для нее оказалось совсем некуда впихнуть.

14. Эскадренный миноносец «Симакадзе»

Вторым стал тип «Акицуки» -- наверное, самый знаменитый после самого «Фубуки», строившийся с 1940 года. Было заказано 16 единиц, достроено 12 кораблей: головной вступил в строй в июне 1942 года, последний, «Нацуцуки» -- за неделю до принятия Японией Потсдамской декларации. Эти корабли стандартным водоизмещением в 2700 тонн (чуть больше, чем у «Симакадзе») представляли собой неожиданный, но внутренне весьма логичный гибрид «крейсерского» эсминца сопровождения быстроходных соединений и крейсера ПВО для прикрытия тех же самых соединений. Они несли всего один четерехтрубный ТА (с устройством перезарядки), но восемь новых 100/65-мм универсальных орудий в четырех стабилизированных башнях. Та же силовая установка, что и на эсминцах типа «Кагеро», позволяла им развивать скорость в 33 узла -- для эсминца маловато, но для крейсера вполне достаточно. Фактически «Акицуки» стали японским аналогом английских крейсеров ПВО типа «С» -- при сходном составе вооружения (8 четырехдюймовых орудий) они были значительно меньше, не несли брони, зато имели на 3,5 узла большую скорость, современные стабилизированные башни, а в дополнение ко всему могли осуществлять торпедные атаки, то есть действовать как эсминцы. Так эсминец «Теруцуки» в первом ночном бою у Гуадалканала (в ночь на 13 ноября 1942 года) артиллерийским огнем уничтожил американский эсминец «Кашинг», а торпедами -- эсминец «Лэффи».

15. Эскадренный миноносец «Акицуки», 1942 год

Линия развития эсминцев второго класса (фактически миноносцев) в Японии со времен Первой мировой войны шла параллельно «большим» эсминцам. Причем, как и в Германии, это были именно миноносцы -- то есть корабли для торпедных атак, а не эскортные суда, которые развивались совершенно отдельно.

Дальнейшим развитием линии миноносцев времен ПМВ стала большая серия кораблей типа «Моми» , вступивших в строй в 1919–1922 годах и состоявшая из трех подсерий (21 единица). При том же водоизмещении, что у «Еноки» (770 тонн), на них удалось поставить более мощные машины (21 000 л.с.), что дало прирост скорости до 36 узлов. Артиллерийское вооружение осталось прежним, зато вместо двух трехтрубных 457-мм аппаратов установили два двухтрубных 533-мм.

16. Эскадренный миноносец 2-го класса «Моми», 1919 год

Силуэт кораблей тоже сильно изменился: теперь они напоминали строившиеся одновременно эсминцы типа «Минекадзе» и «Камикадзе»: первый торпедный аппарат размещался сразу за полубаком и перед носовой надстройкой, второе и третье орудие -- на возвышенных площадках. Фактически эти корабли можно считать уменьшенными (и удешевленными) «дубликатами» эсминцев 1-го класса: практически с той же скоростью, но с несколько ослабленным вооружением и меньшей дальностью хода -- 3000 миль вместо 4000. Большинство из миноносцев типа «Моми», пусть и в переоборудованном виде, дожили до Второй мировой войны.

Внешне от них практически не отличались миноносцы следующей серии -- «Вакатаке» (8 единиц), вступившие в строй в 1922–1923 годах; они были на 50 тонн тяжелее, имели скорость на полузла меньше и дополнительно несли тральное оборудование. Они стали последними в японском флоте кораблями, официально именовавшимися эсминцами 2-го класса -- далее все торпедные корабли этого класса именовались миноносцами.

17. Эскадренный миноносец 2-го класса «Юри» (с 1928 года -- «Вакатаке») после вступления в строй, 1922 год

Соответственно, двойниками эсминцев типа «Фубуки» стали миноносцы типа «Томодзуру» (4 единицы) -- правда, вступившие в строй значительно позднее, в 1933–1934 годах. При крайне малом водоизмещении (535 тонн) они несли 127-мм артиллерию в башнях (одноорудийная на носу, двухорудийная на корме) и два двухтрубных ТА -- правда, только 533-мм. Слабые машины мощностью всего в 11 000 л.с. позволяли достичь только 30 узлов.

18. Миноносец «Томодзуру» до и после катастрофы 1934 года

Корабли оказались переоблегченными, с большим верхним весом и малой остойчивостью, и после того, как «Томодзуру» 12 марта 1934 года в шквал перевернулся вверх килем (правда, не утонув), японцы стали срочно перестраивать свои эсминцы и миноносцы.

В результате следующая серия миноносцев типа «Отори» (8 единиц), вступившая в строй в 1936–1937 годах, уже несла артиллерию в щитовых установках, а не в закрытых башнях -- причем это были более старые 120/45-мм орудия. Водоизмещение при этом выросло до 840 тонн, а для сохранения той же скорости мощность силовой установки пришлось увеличить до 19 000 л.с. Торпедное вооружение тоже сократилось: теперь это был один трехтрубный 533-мм ТА -- правда, с закрытым постом управления.

19. Миноносец «Кидзи» типа «Отори», 1937 год

После этого строительство миноносцев для японского флота на несколько лет прекратилось, и возродились они только во время войны. С 1943 по 1945 год была построена большая серия эскортных миноносцев типа «Матсу» (18 единиц). Эти корабли имели упрощенную и удешевленную конструкцию и уже не предназначались для эскадренных действий, поэтому их скорость была снижена до 28 узлов -- при 19 000 л.с и вполне приличном стандартном водоизмещении в 1260 тонн. Корабли несли три новых 127/40-мм универсальных орудия в одно- и двухорудийной полузакрытых установках, мощную МЗА (24 25-мм ствола) и один четырехтрубный 610-мм торпедный аппарат. Дальнейшим развитием этой серии стали корабли типа «Тачибана» , отличавшиеся лишь формой надстройки и транцевой кормой, да увеличенным на 30 тонн водоизмещением. Планировалась постройка свыше сотни единиц, но заложено было 23 корабля, а в строй до конца войны введено только 14.

20. Эскортный миноносец «Мацу», 1944 год]

21. Закрытые башенноподобные установки японских эсминцев. Модель A имеет угол возвышения 40°, модели B и D -- 75°, модель C -- 55°

Прошлой осенью в Нагасаки состоялась церемония спуска на воду второго эсминца типа “Асахи”. Корабль получил имя “Сиранухи” (“свечение моря“ — неизученное оптическое явление, наблюдаемое у побережья Японии).

Тем временем, головной “Асахи”, спущенный на воду в 2016 г., уже завершает цикл испытаний. Церемония вступления в строй намечена на март 2018.

Со стороны морских сил самообороны Японии озвучены только краткие сведения, касающиеся назначения новых эсминцев: “Асахи” и “Сиранухи” (тип 25DD) имеют расширенные противолодочные возможности.

Корпус идентичен предыдущей серии 19DD “Акидзуки”. Внешние отличия имеет надстройка, где размещен новый радар с приемно-передающими модулями из нитрида галлия (вместо применявшегося ранее кремния). Вместо копии американского AN/SQQ-89, на эсминцах 25DD установлен гидроакустический комплекс собственной разработки. Из экономических соображений, боекомплект “Асахи” был сокращен вдвое (с 32 до 16 УВП). Эсминец оснащен газотурбинной силовой установкой с электрической трансмиссией.

Вот, пожалуй, и все, что достоверно известно о боевых кораблях сынов Аматэрасу.

«Сиранухи» завершает собой эпоху в истории японского флота. Следующие проекты: перспективный эсминец (33DD) и создаваемый для работы с ним в паре эскортный фрегат (30DEX) изменят облик японских ВМС. Сгруппированный силуэт, единый “восьмигранник” надстройки с интегрированным антенными устройствами и корпус из композитов. Впрочем, я бы не стал придавать этой информации большого значения: спуск на воду головного 33DD запланирован на 2024й год. С учетом традиционной для японцев параноидальной секретности вокруг приоритетных проектов, описать точный облик эсминца 33DD сейчас не представляется возможным.

Возвращаясь к “Сиранухи” и “Асахи”: на протяжении последних трех десятилетий японские корабли строились в соответствии со строгой концепцией. Во главе боевых групп — крупные эсминцы с системой “Иджис” (6 единиц), ориентированные на выполнение задач ПРО и перехват целей на границе атмосферы и космоса. Вокруг “флагманов” выстроено плотное кольцо охранения из 20 эсминцев, спроектированных в Японии.

Сохраняя общую компоновку и черты американских “Арли Берков”, японские проекты отличаются меньшими размерами, но имеют более богатую комплектацию и повышенную эффективность при решении оборонительных задач. Например, японцы первыми внедрили на боевом корабле радиолокатор с АФАР (система OPS-24 на эсминце “Хамагири”, 1990 год).

Для противодействия угрозам со стороны скоростных низколетящих ракет (совместно с Нидерландами) был создан радиолокационный комплекс FCS-3 с восемью активными фазированными антеннами. Четыре — для обнаружения и сопровождения целей. Еще четыре — для наведения собственных зенитных ракет.

На сегодняшний день — одна из лучших систем подобного назначения.

В том или ином виде (FCS-3A, OPS-50), комплекс устанавливается на всех эсминцах МС самообороны Японии, начиная с 2009 года. Особенностью данного РЛК является сантиметровый диапазон работы, обеспечивающий наилучшую разрешающую способность (ценой снижения дальности обнаружения).

Таким боевым средствам предписано действовать в связке с Иджис-эсминцами.

Самые грозные и современные — “Акидзуки” (“осенняя луна”) и “Асахи” (“лучи восходящего солнца”). Отряд из шести самураев, которые, даже в отрыве от своих старших собратьев, остаются одними из лучших в мире проектов эскадренных миноносцев. Имеющиеся недостатки (отсутствие РЛС дальнего обзора) перекрываются их главным достоинством — четким соответствием стоящим перед ними задачам.

Многофункциональные боевые корабли (7 тыс. тонн — достаточно для размещения любого вооружения) с выдающейся ближней ПВО. С дальними целями в стратосфере поручено разобраться Иджису.

Малый боекомплект — иллюзия мирного времени. Японцы уже демонстрировали похожий фокус, с заменой артиллерийских башен “Могами”. Крейсеры, в тайне, проектировались под 8” калибр, но, по условиями международного соглашения, несли “бутафорские” шестидюймовки. Пока не грянул гром. А у японцев — четыре тяжелых крейсера из ниоткуда.

В случае с “Асахи” — корабль с полным водоизмещением 7 тыс.тонн рассчитан явно на большее. Наверняка, имеется зарезервированное пространство дополнительные модули УВП.

Ударное вооружение отсутствует по политическим причинам. С учетом состояния японской науки и промышленности, создание собственного аналога “Калибра”, для них не проблема, а мелкие расходы.

«Японские власти изучают возможность создания производства крылатых ракет большой дальности для нанесения ударов по наземным целям. Об этом изданию рассказал источник в кабинете министров страны. Такие планы возникли в связи с нестабильной обстановкой на Корейском полуострове «.- газета Sankei, 28 декабря 2017 г.

Собственная ПКР у Японии создана уже давно (Тип 90). Унифицирована для запуска с надводных кораблей и подводных лодок.

До недавнего времени японцы не имели заметного опыта в области военного кораблестроения. Звучит смешно для создателей “Нагато” и “Ямато”. Увы, опыт прошлого был безвозвратно утрачен вместе с поражением в войне.

На протяжении сорока лет надводные силы составляли фрегаты с американским вооружением. Японцы проводили собственную модернизацию оборудования (система управления FCS-2 для ЗРК “Си Сперроу”), развернули по лицензии масштабное производство газотурбинных силовых установок (“Митсубиси-Роллс-Ройс”, “Исикавадзима-Харима”), но общий уровень военного кораблестроения выглядел недостойно потомков адмирала Ямамото.

Прорыв произошел в 1990 году, когда Японии, с большими трудностями, была передана техническая документация на и морскую систему ПВО “Иджис”.

Получив технологии, японцы немедленно построили 4 первоклассных эсминца типа “Конго”. Название, никак не связанное с африканским государством. “Конго” — в честь легендарного линейного крейсера, участника обеих мировых войн, в переводе — “неуничтожимый”.

От своих американских “близнецов”, японские Иджисы отличаются ферменной мачтой и более громоздкой надстройкой, в которой размещен флагманский командный пункт.

За одно десятилетие были введены в строй 14 эсминцев типа “Мурасамэ” и “Таканами”, ставшие учебными пособиями на пути возрождения ВМС. В конструкции этих кораблей нашли воплощение самые передовые решения того времени (напомню, речь идет о середине 1990-х):

— сплошная надстройка “от борта до борта”, напоминающая «берк»;

— элементы технологии “стелс”. Корпус и надстройка получили неповторяющиеся углы наклона наружных поверхностей, а в конструкции мачт были использованы радиопрозрачные материалы;

— универсальные пусковые установки Mk.41 и Mk.48;

— комбинированная станция радиоэлектронной борьбы NOLQ-3, скопированная с американской “слик-32”;

— впервые в мировой практике — радар с АФАР;

— прообраз БИУС нового поколения, развитием которой, впоследствии, стала ATECS (advanced technology command system) — “японский Иджис”. Собственно, никто и не сомневался в японских успехах в области микроэлектроники.

— масштабные меры по повышению автоматизации, позволившие сократить экипаж “Мурасамэ” до 170 чел;

— мощная и «приёмистая» газотурбинная установка, способная выйти на режим полной мощности за 1,5 минуты.

В остальном — без безумств и излишеств. Целью была постройка надежных и сбалансированных кораблей, чей облик соответствовал текущим возможностям промышленности.

Японцы, со свойственным им упорством и вниманием к мелочам, даже не поленились построить полномасштабный “макет” эсминца с неблагозвучным именем JS-6102 Asuka. Фактически — испытательный стенд для отработки новых решений. Ввиду практически полной идентичности его характеристик строевым кораблям (за исключением некоторых узлов и “мешанины” из вооружений) — у японцев, при необходимости, будет еще один эсминец.

Освоив в совершенстве технику строительства современных боевых кораблей, самураи перешли к более дорогостоящим и технически изощренным проектам. Так появились “Акидзуки” (2010 г.) и “Асахи” (2016 г.).

На сегодняшний день, располагая 30 боевыми единицами океанской зоны, в т.ч. 26 ракетными эсминцами и 4 авианесущими кораблями, с учетом технического уровня этих средств, надводная компонента МС самообороны Японии по-достоинству занимает второе место в мире. Экономическая составляющая успеха — военные расходы Японии составляют всего 1% от ВВП (лидер среди развитых государств — Россия с показателем свыше 5%), а по абсолютным значениям японский военный бюджет уступает отечественному в 1,5 раза.

Остается главный вопрос — когда, наконец, морские силы самообороны Японии уберут из своего названия “самооборона”?

Вместо послесловия:

«Японское военно-морское чудо начала XX века, превратившее Страну восходящего солнца в сверхдержаву, стало возможно лишь благодаря удивительному рационализму «Тэйкоку Кайгун» (Императорского флота). В отличие от разброда и шатаний, царивших в морских штабах и адмиралтействах многих стран (и особенно в России), японцы не сделали практически ни одной ошибки, переняв у союзников-англичан всё самое передовое — технику, тактику, боевую подготовку, систему базирования и снабжения, — и в кратчайшие сроки создав «с чистого листа» современный флот, доминирующий в дальневосточных водах. » — из книги “Триумфаторы Цусимы. Броненосцы японского флота”, С. Балакин.

Японские корабли можно отличить по идеальному состоянию палуб и бортов. Красота достигается двумя способами: 1) традиционной японской аккуратностью и вниманием к деталям; 2) экстремально-молодым возрастом, который у многих кораблей не превышает 10 лет.


Всего за одно десятилетие состав ВМС самообороны Японии (JMSDF) пополнился 10 новыми эсминцами.

Обновление происходит незаметно, без лишнего шума и обещаний построить N кораблей к...надцатому году.

Четыре классифицируются как эсминцы-вертолетоносцы. Со сплошной полетной палубой и размерами, явно превышающими размеры обычных эсминцев. Но это и не “Мистрали”. Японские вертолетоносцы предназначены для действий в открытом море, в составе быстроходных эскадр боевых кораблей. По своей концепции они близки к советским авианесущим крейсерам (ТАВКр пр. 1143) с поправкой на их меньшие размеры и более сбалансированные характеристики для решения четко обозначенных задач (ПЛО).

От эсминцев им достался впечатляющий комплекс средств обнаружения (радары с АФАР, гидролокаторы). А противолодочным вертолетоносцам типа “Хьюга” - еще и неслабый оборонительный комплекс, 60 зенитных ракет средней дальности.

Два эсминца (тип “Атаго”) - увеличенные копии американских “Берков”, оснащенные системой “Иджис” и 90 пусковыми установками для ЗУР и космических перехватчиков SM-3.

Последняя четверка - ракетные эсминцы типа “Акидзуки” (вступили в строй в 2012 - 2014 гг.). Небольшие для своего класса (7000 тонн), но оснащенные самой современной электроникой. Заточенные под обнаружение низколетящих целей.

Появление этих кораблей завершило формирование контура ПВО японских соединений. В этой схеме “эсминцы ближнего боя” прикрывают “старших по рангу” - корабли, оснащенные системой “Иджис”, отвечающие за перехват целей на больших высотах.

Такой грамотной системы нет больше ни у кого, даже у ВМС США.

Но не прошло и пары лет, и японцы спускают на воду очередной эсминец нового типа (дизайн DD25), получивший имя “Асахи”. В честь броненосца времен Русско-японской войны.


Кто делает - не говорит, кто говорит - не делает

Появление “Асахи” стало неожиданностью даже для тех, кто внимательно следит за строительством боевых кораблей по всему миру. Да этого ходили лишь неясные слухи о разработке двух серий новейших эсминцев - бюджетного DD25 и перспективного DD27, сочетающего обычное вооружение с на новых физ. принципах. Без указания конкретных характеристик и числа строящихся кораблей.

Впрочем, сегодня количество информации увеличилось ненамного.

JS Asahi, бортовой номер “119”. Длина корпуса 151 м, ширина 18,3 м. Стандартное водоизмещение 5100 т. Полное - в пределах 7000 т. Главная особенность - гидролокатор нового типа, название и характеристики которого не разглашаются.

Все остальное - выводы, сделанные на основе представленных фотографий.


Одно из первых изображений строящегося эсминца DD25

В первую очередь необходимо отметить, что японцам все же удалось построить эсминец, который не похож на авианосец.

Исходя из заявлений, главным назначением “Асахи” станет противолодочная оборона. Конструкция эсминца не содержит большого числа инновационных решений. DD25 - очередной шаг в развитии японских эсминцев 2010-х гг. (“Хьюга”, “Изумо”, “Акидзуки”), несущий аналогичные боевые комплексы и средства обнаружения.

На внешних поверхностях надстройки видны элементы характерной формы - места для установки антенн многофункционального радара, подобного FCS-3A. Радиолокационный комплекс, состоящий из восьми активных ФАР. Четыре выполняют функции обнаружения, четыре - наведения ракет. Система предназначена для отражения атак в ближней зоне с применением низколетящих ПКР.


Антенны РЛС эсминца-вертолетоносца "Хьюга"


Боевая информационная система (БИУС) с большой вероятностью будет представлена системой ATECS.

Advanced technology command system (ATECS) - самостоятельная японская разработка, учитывающая все технические нюансы и тактику применения кораблей, также известная как “японская Иджис”.

Возможности нового “Асахи” совпадают с предыдущим проектом “Акидзуки”. Главное отличие - в установке нового сонара, характеристики которого, как уже отмечалось выше, засекречены. На представленных снимках какие-либо изображения ГАС отсутствуют. Возможно, речь идет о буксируемой низкочастотной антенне и/или антенне с изменяемой глубиной погружения. С соответствующими изменениями, внесенными в БИУС эсминца.

В кормовой части надстройки присутствует вертолетный ангар и посадочная площадка.

Вооружение - по устоявшейся традиции, 32 или 16 подпалубных пусковых шахт. На количестве можно не заострять внимания. Как и все современные корабли, “Асахи” будет конструктивно недогружен, с целью экономии средств в мирное время. При необходимости количество УВП и других вооружений на его борту может непредсказуемо возрасти.

Несмотря на отсутствие информации о точном составе вооружения, смысл появления этих кораблей не вызывает сомнений. Японская концепция предусматривает создание эшелонированной обороны (ПВО/ПЛО) для районов боевого маневрирования кораблей, выполняющих задачи ПРО.

Японцы одинаково хорошо осознают угрозу, исходящую от современных низколетящих ракет и подводных лодок. Отсюда серии многофункциональных эсминцев с развитыми оборонительными возможностями, параллельно которым ведется строительство быстроходных вертолетоносцев с эскадрильями противолодочных вертолетов.

На самом деле мало кто осознает, что в области противолодочной обороны японский флот уже давно вырвался на первое место в мире.

Да и по другим параметрам он уже догоняет американский флот. На сегодняшний день в составе ВМС самообороны Японии числятся 30 боевых кораблей океанской зоны с ракетным оружием.

Несмотря на кажущееся многообразие типов эсминцев все боевые комплексы, системы и механизмы имеют строгую унификацию. Так, все корабли последних серий (“Хьюга”, “Изумо”, “Акидзуки”, “Асахи”) несут один и тот же комплект сенсоров и БИУС. Газотурбинные силовые установки представлены турбинами только двух типов - произведенными по лицензии LM2500 и Rolls-Royce Sprey. Для хранения и запуска ракет всех типов используются стандартные пусковые установки MK.41.


Floating Acoustic Jammer (FAJ) на борту эсминца "Акидзуки". Система отстреливает акустические ложные цели (поплавки-"погремушки") на дальность до 1000 м от борта корабля, время автономной работы 7 мин.

Надводная компонента ВМС Японии имеют строго оборонительное назначение. Несмотря на наличие определенного количества противокорабельных ракет (“Тип 90” собственной разработки), японские эсминцы не несут ударного вооружения в виде КР большой дальности. Официально это связано со статьей японской конституции, запрещающей создание подобных систем. Также действует современный принцип, при котором ударные задачи считаются прерогативой подлодок и авиации.

Всякий раз, когда тема касается японского флота, у публики возникают ассоциации с Русско-японской войной и Цусимой. Рана, нанесенная в том сражении, не может зажить свыше 100 лет. Причиной стало оглушительное поражение от тех, кого считали “смешными макаками” и беспомощными вассалами Великобритании.

Господа, повторение Цусимы в наши дни невозможно. Для этого нужно, чтобы корабли имелись у обеих сторон, а не только у одной.

В Цусимском бою, как и во время боя в Желтом море, сражались русские и японские эскадры. Состоявшие из равных по силам кораблей, построенных в одно время, на одинаковом техническом уровне. При этом в начале прошлого века у японцев еще не наблюдалось столь явного численного превосходства над российским флотом.


Спуск на воду эсминца-вертолетоносца "Изумо", 2013 год. Второй авианосный корабль этого типа будет принят в строй 22 марта 2017 г.


Строящийся "Асахи" рядом с крупным эсминцем "Асигара"

Всем привет! В этот раз я без странных предожений. Вместо этого расскажу про новые японские эсминцы и изменения в старых.

В недавнем патче 5.15 эсминцы с 4 по 9 уровень были переработаны и пополнились новой боковой веткой. Начнём, идя вверх по уровням.

Исокадзе/Isokaze (4-й), Минекадзе/Minekaze (5-й)

Убрали торпеды на 68 узлов и 14400 урона, оставили на 57 узлов и 10833 урона.

В общем-то обсуждать нечего, об имбовости этих кораблей, особенно с прокачанным капитаном, знали все. Педобиры не пройдут!

Ну или каким-нибудь образом получат Камикадзе или Фудзин и пройдут – их-то нерфы не коснулись. Но они хотя бы медленнее Миникадзе на пару узлов. И на 5-м уровне, без льготного «песочного» балансировщика.

Муцки/Mutsuki (5й)

Муц(у)ки перевели на 5-й уровень с 6-го, отобрали топовые торпеды (на 10 км), выдали торпеды на 8 км и 63 узла на 14600 урона.

Муцки от этого только выиграл. Если раньше он казался «даунгрейдом» по отношению к Минекадзе, то теперь у него есть свои сильные стороны – более мощные и дальнобойные (хоть и менее «скорострельные») торпеды. Ну и на 5 уровне её пушки уже не настолько жалко выглядят – от кого-нибудь на уровень ниже отбиться можно. Да еще 50 урона ПВО позволяют отбиться от некоторых авиков.

Примечание по поводу разделения веток.

Хоть боковую ветку японских эсминцев иногда и именуют артиллерийской, я считаю что это не совсем так в аспекте артиллерии у неё нет преимущества на всём протяжении ветки, скорее даже наоборот. Торпеды там тоже то лучше, то хуже чем у основной ветки. Как и заметность. А вот ПВО у всей ветки довольно неплохое, в большинстве случаев даже лучше чем у американских эсминцев в ПВО-корпусах, правда без « заград огня » .

Поэтому правильно боковую ветку стоило бы называть ПВО-веткой это то, что объединяет её на всём протяжении.

Ещё одно общее изменение японских эсминцев 127-мм пушкам снизили разовый урон фугасом и шанс поджога, но подняли скорострельность (что логично, ибо американский или, тем более, советский снаряды схожего калибра были гораздо тяжелее и должны иметь больший или хотя бы сравнимый урон).

Фубуки/Fubuki (6-й)

«Вьюгу» перевели аж на 2 уровня вниз, что тоже логично, так как специальные эсминцы строились ещё в 20-е года и более поздние корабли лучше смотрятся на более высоких уровнях.

Что менее логично – Фубуки оставлен в модернизациях времён войны, когда 3-я башня снималась, а вместо неё устанавливались дополнительные 25-мм автоматы. В игре это даёт ей неплохую ПВО, но уменьшает артиллерийские возможности.

Тем не менее, четыре 127-мм пушки – это намного лучше, чем то, что было у Муцки, а кроме того вместо 6 торпед их 9, на 10 км со скоростью 59 узлов и на 16267 урона. Да, Фубуки чуть медленней и больше светится, но я считаю, что это очень большое усиление японских эсминцев на 6-м уровне.

А те, кому не хватает 3-й башни, могут выполнить кампанию «Почётная служба» и получить Шинономе - корабль типа Фубуки, но в оригинальном виде, с 3-мя башнями и почти без ПВО.

Хацухару/Hatsuharu (6-й)

Хацухару перевели на уровень вниз практически без изменений (правда, в стоке теперь шестикилометрвые торпеды, что раньше стояли у Муцки), безусловно это ап, но мне он показался самым скучным в ветке. Те же 6 торпед, пушки стали приятнее, но американские эсминцы лучше всё равно не атаковать.

В целом чуть быстрее Фубуки, чуть незаметней, чуть лучше ПВО, но это не оправдывает 6 торпед вместо 9 и «Вьюга» выглядит гораздо сильней Хацухару («Ранней Весны»).

Акацки/Akatsuki (7-й)

А вот теперь эсминец специального типа последней серии или типа Акац(у)ки с оригинальными 3 башнями.

Торпеды на тыщу урона дамажней и на 3 узла быстрее, чем на Фубуки, ПВО хуже (всё-таки вместо установок ПВО стоит башня), на 400 метров дальше светится.

Но тем не менее он прекрасен, ведь у него есть скорость! 38 узлов – это уже очень серьёзно, с флагом на скорость он разгоняется до 40 и это в сочетании с 6-ю неплохими орудиями позволяет косплеить Киева, если нужда возникнет. А также делать другие полезные вещи как: убегать практически от всего, что может увидеть, быстро менять позицию, заходить в торпедную атаку с удобного угла. Очень приятный корабль, делает именно то, что от него хочешь.

В сравнении с Хацухару из предыдущего патча выигрывает во всём, а в вооружении вообще в 1,5 раза. Очень заметное усиление. Я вообще думал что его стоит на 8-й ставить – так роляет скорость у эсминцев.

Всенепременно оставлять в порту.

Сирацую/Shiratsuyu (7-й)

А вот Сирацую наоборот с первого взгяда кажется Хацухару, только побольше - 4-трубные ТА вместо 3-трубных, меньше скорость, при апгрейде корпуса не теряется одноорудийная башня. Заметность, правда, та же. Стабильно хорошее для ветки ПВО, только в этот раз чисто на 25-мм автоматах.

4-трубные торпедные аппараты заряжаются дольше, чем 3-трубные, да и торпед меньше, хоть они такие же, как и на Акацки. И кажется, что Сирацую должен быть просто хуже.

Но это не так. На самом деле Сирацую -

Плюсы:

это как Шима, но на 7-м уровне.

Минусы:

это как Шима, но на 7-м уровне.

Всё дело в том, что у него есть уникальный для него и Акацки расходник, позволяющий ускорить перезарядку торпед до 5 секунд. Причём он ставится не вместо дыма, как у Кагеро, а дополнительно к нему, 4-м расходником.

Соответственно, получается так – обычно Сирацую пускает 8 торпед за залп, но раз в 3 минуты может пустить 16. И это делает её офигенной. И одновременно похожей на Шиму, ведь та тоже производит пуски нечасто. Аналогично Шиме 5 орудий – вроде неплохо, но у всех остальных лучше. Скорость вроде есть, но недостаточная для того, чтобы легко попасть на нужную позицию и серьёзно обогнать линкор своего уровня. ПВО вроде есть, но от серьёзно намернного вас потопить авика не спасёт. Зато не так часто встречаются противники с РЛС.

Хоть я и считаю Акацки лучше, но Сирацую очень весёлый и позволяет устраивать неожиданный супец прям как на ЗБТ. Поэтому я его тоже в порту оставил и вам советую.



Похожие статьи