Банковская система зоны европы. Современная европейская банковская система. Распределение доходов ЕЦБ и национальных центральных банков

Рассмотрены основные европейские банковские системы, составляющие, несмотря на разнообразие уровней развитости, особенностей функционирования и управления, единый «организм». Интеграционные процессы, наблюдаемые в Западной Европе, нашли отражение в сближении банковских систем отдельных стран и тенденции к унификации банковского законодательства. Вместе с тем обусловленная требованиями современного рынка интеграция сталкивается с противоположным ей фактором - стремлением собственных производителей и финансовых институтов сохранить национальную принадлежность. В основе этого процесса могут лежать: желание защитить национальную безопасность, боязнь сравнительно слабых институтов быть поглощенными в ходе конкурентной борьбы более сильными иностранными и поэтому лоббирующих обособление внутреннего рынка, негативное общественное мнение, провоцируемое националистами и многое другое.

Каждая из банковских стран Европы совершила свой собственный путь развития, который начался в разные века. Они до сих пор сохранили в себе множество традиций, выражающихся в настоящее время в основном в структурном устройстве, системе взаимоотношений банков и государства, месте и роли центрального банка в иерархии государственной власти.

Многие из европейских систем прошли через этап их мобилизации к регулируемому государством финансированию реального сектора экономики. Выполнившие принудительную роль кредитора приоритетных направлений экономики, банки получили плохой кредитный портфель и неэффективную систему внутреннего управления, подстроенную под административную подчиненность правительственным органам. Поэтому в процессе либерализации механизмов управления экономикой такие банки из проводников финансовой политики государства превращались в тормоз экономических реформ, угрозу общего финансового кризиса, устранение которой требует или больших государственных расходов, или нахождения схем привлечения внешних инвестиций, в том числе и из-за границы. Причём финансовые институты из более благополучных стран вследствие неравномерного экономического развития получили лучшие возможности для своей иностранной экспансии, что, в числе других факторов, и ныне определяет расклад собственности на европейские банки, раздел национальных рынков с учётом привлекательности отдельных его сегментов. Как правило, причинами банковских кризисов являются политические просчёты государственных властей в выборе экономических моделей, ошибки в области финансового регулирования и банковского надзора и ряд других. Эту причинно-следственную связь можно кратко охарактеризовать следующим тезисом: «Проблемы финансово-кредитной системы сегодня - это отражение желания государства казаться лучше вчера».

Из анализа рассмотренных банковских систем Европы можно сделать следующие выводы:

Одним из самых важных вопросов, определяющих уровень и перспективы развития национальных банковских систем является независимость центрального банка страны в реализации денежно-кредитной политики. Нет государств, в которых власти не декларировали бы в качестве одной из своих целей финансовую и ценовую стабильность. Поэтому для определения их реальной политики следует обратить внимание на степень либерализации денежно-кредитной политики. Для реализации либеральной денежно-кредитной политики независимый от Правительства центральный банк попросту не нужен. В этом случае наличие двух противоборствующих центров приносит только вред, а центральный банк должен проводить политику технического агента правительства в области денежно-кредитной политики. Если же правительство реально выбирает в качестве цели - достижение или поддержание ценовой стабильности, то независимый от Минфина центральный банк просто необходим. Доминирующий над ЦБ Минфин, в задачу которого входит финансирование бюджетных расходов в случае образования бюджетного дефицита, использует центральный банк в качестве источника его покрытия. Приведенные в главе данные полностью подтверждают этот вывод. Поэтому в большинстве стран Западной Европы наблюдается тенденция к наделению ЦБ большей самостоятельностью.

Общий контроль органов власти, особенно законодательной, над деятельностью независимого ЦБ является одним из важнейших противовесов его широким полномочиям в вопросах управления финансово-кредитной системой страны, роль которой можно сравнить с кровеносной системой живого организма.

Законодательство стран Западной Европы позволяет центральным банкам иметь частную или смешанную государственно-частную форму собственности. Однако сохранение такого устройства ЦБ - дань традиции, и участие частных акционеров в управлении ими носит чисто формальный характер. Подавляющая часть прибылей центральных банков не выплачивается акционерам и не используется на нужды самих банков, а перечисляется в бюджет.

Центральные банки, проводящие жёсткую денежно-кредитную политику, должны иметь собственные исследовательские службы. Опыт Банка Франции и Австрийского национального банка подтверждает этот вывод. Названные банки не только обладают обширной информационной базой для разработки и принятия решений по денежно-кредитной политике и в области взаимодействия с банками, но и сами представляют интерес для деловых кругов, что способствует их полезному взаимодействию.

Страны, имеющие традиции банковского дела, развивавшегося эволюционно, естественным образом превратились в европейские и мировые финансовые центры. Исключение в данном случае представляет Германия, в которой банки многократно подвергались разрушительному воздействию в ходе известных исторических процессов. Но огромный экономический потенциал и последовательная, разумная политика германских властей позволили ей стать новым мировым финансовым центром.

Народная мудрость гласит: «Деньги идут к деньгам», также и развитая, надёжная и стабильная банковская система притягивает к себе иностранные финансово-кредитные институты и, главное, клиентов, средства которых вместо того, чтобы поступить в пользование национальных банков, способствуют дальнейшему укреплению позиций зарубежных лидеров.

Раздробленность банковской системы, отсутствие банков, вхолящих в число мировых лидеров, делают её легко уязвимой для внешних неблагоприятных воздействий, трудно регулируемой и плохо мобилизуемой для решения глобальных задач, способствуют отсутствию общенациональных стандартов банковской деятельности, замедляют освоение новых банковских технологий и приводят к прочим негативным последствиям.

Банковские системы успешнее развиваются в странах с высоким культурным уровнем населения и рациональным стилем мышления, преобладающим среди него.

Всеобщей европейской тенденцией является борьба с отмыванием денег. Страны, которые сдержанно подходят к вопросу ограничения прав клиентов на банковскую тайну, получают преимущество перед соседями и испытывают давление с их стороны.

Общие положения

Функционирование ЕСЦБ обеспечивается ЕЦБ и его органами, которые наделяются правом принятия решений и юридически обязательных нормативно-правовых актов. Согласно ст. 106 (2) Договора о ЕС ЕЦБ является юридическим лицом. В каждом государстве-члене он пользуется наиболее широкой право- и дееспособностью, предоставляемой юридическим лицам по национальным законам. В частности, он может приобретать или отчуждать движимую и недвижимую собственность и быть стороной в суде. На него распространяются положения Протокола о привилегиях и иммунитетах. Банк, в частности, освобождается от уплаты налогов государству, на территории которого находится (в данном случае в ФРГ, в городе Франкфурте), на операции, им осуществляемые, и освобождается от уплаты сборов, устанавливаемых обычно с суммы деловых операций.

Специфика и особенность правового статуса ЕЦБ, который приравнен Лиссабонским Договором к институтам Сообществ и Союза, состоит в том, что на практике он является не административным органом, а банковским учреждением, обладающим собственным капиталом и ресурсами.

Таким образом, ЕЦБ - это, прежде всего Центральный банк, осуществляющий все свойственные банковскому учреждению функции, и одновременно это институт, наделенный распорядительной властью и правом издания правовых предписаний. Как и применительно к Европейкому валютному институту (ЕВИ), на ЕЦБ распространяется принцип независимости. Ни он, ни национальные Центральные банки, ни члены руководящих органов ЕЦБ при исполнении своих полномочий, задач и обязанностей не должны испрашивать или получать указания ни от институтов ЕС, ни от национальных властей государств-членов. Соответственно институты Союза и национальные власти обязаны воздерживаться от любых действий, направленных на то чтобы повлиять на руководителей ЕЦБ или национальных центральных банков при выполнении ими задач, связанных с осуществлением учредительных договоров и предписаний вторичного права, относящихся к созданию и функционированию валютного союза.

ЕЦБ обеспечивает осуществление задач, возлагаемых на ЕСЦБ, самостоятельно или через национальные центральные банки. При этом помимо кредитно-денежных функций, являющихся основными для решения поставленных перед ЕСЦБ задач, Евробанк должен осуществлять и другие важные функции.

Например, в соответствии со ст. 105 (4) Договора о ЕС он имеет право консультировать по любому предлагаемому акту Сообщества, входящему в сферу его компетенции. Также следует отметить, что ЕЦБ консультирует и национальные органы власти относительно любого проекта правового акта входящего в сферу его компетенции, но в рамках и при условиях, установленных Советом.

ЕЦБ может представлять заключения по вопросам, входящим в сферу его компетенции, соответствующим институтам или организациям Сообщества или национальным властям.

В целях реализации задач ЕСЦБ ЕЦБ с помощью национальных центральных банков, осуществляет сбор необходимой статистической информации у компетентных национальных органов, либо непосредственно у участников экономической деятельности. Для этого он сотрудничает с институтами и органами Сообщества, а также с компетентными органами государств-членов или третьих стран и с международными организациями. Насколько это возможно, национальные центральные банки осуществляют такие же задачи.

ЕЦБ содействует, где это необходимо, гармонизации правил и практики в организации сбора, обработки и распространения статистических данных в областях, входящих в сферу его компетенции.

Совет определяет круг физических и юридических лиц с учетом требований, предъявляемых к сбору информации, соблюдению ее конфиденциальности, а также положений, обеспечивающих ее предоставление в обязательном порядке.

В области международного сотрудничества, ЕЦБ решает вопросы представительства ЕСЦБ. ЕЦБ и, с его одобрения, национальные центральные банки, могут участвовать в международных валютных организациях.

Ежеквартально ЕЦБ составляет и публикует доклады о деятельности ЕСЦБ. Каждую неделю публикуется сводный финансовый отчет ЕСЦБ. В соответствии со ст. 109 b (3) Договора о ЕС, ЕЦБ направляет свой ежегодный доклад о деятельности ЕСЦБ и о валютной политике, как в предшествующем, так и в текущем году, Европейскому парламенту, Совету и Комиссии, а также Европейскому совету. Вышеупомянутые доклады и отчеты поступают в распоряжение заинтересованных сторон на безвозмездной основе.

В соответствии со ст. 105 a (1) Договора о ЕС, Совет управляющих наделен, исключительным правом санкционировать выпуск банкнот в пределах Сообщества. ЕЦБ и национальные центральные банки могут выпускать такие банкноты. Банкноты, выпущенные ЕЦБ и национальными банками, являются единственными банкнотами такого рода, имеющими статус законного платежного средства в пределах Сообщества. ЕЦБ должен уважать, насколько это возможно, существующую практику выпуска и оформления банкнот.

Следует подчеркнуть, что согласно ст. 105 (6) Договора Совет может принять единогласное решение, обязывающее ЕЦБ выполнять особые задачи, касающиеся политики наблюдения за кредитными учреждениями и другими финансовыми институтами, за исключением предприятий страхования.

Для полноценной реализации возложенных на него функций Евробанк наделен значительными юридическими полномочиями. В частности, на основании положений ст. 108 а Договора о ЕС ЕЦБ имеет право:

  • * принимать регламенты в той мере, в какой это необходимо для решения стоящих перед ним задач, а также в случаях, требующих принятия Советом некоторых актов;
  • * принимать решения, необходимые для выполнения задач, поставленных перед ЕСЦБ в силу Договора и Устава;
  • * давать рекомендации и заключения.

Регламенты как один из источников вторичного права ЕС имеют общее применение. Они обязательны во всей своей полноте и являются актами прямого применения во всех государствах-членах. Рекомендации и заключения не имеют обязательной силы. Решение обязательно во всей своей полноте для тех, кому оно адресовано. Примечательно, что на основании ст. 190-192 Договора к регламентам и решениям применяются нормы, предусмотренные в отношении регламентов институтов ЕС. ЕЦБ может принять решение об опубликовании его решений, рекомендаций и заключений.

ЕЦБ наделен правом налагать единовременные штрафы или периодические штрафные неустойки на предприятия за невыполнение обязательств, вытекающих из его регламентов и решений.

ЕЦБ наделяется правом возбуждать иски, а в отдельных случаях действия или упущения ЕЦБ должны быть открыты для рассмотрения и толкования Судом. Споры между ЕЦБ, с одной стороны, и его кредиторами, дебеторами или любыми другими лицами, с другой, рассматриваются компетентными национальными судами, за исключением случаев, подпадающих под компетенцию Суда ЕС.

На ЕЦБ распространяется действие ст. 215 Договора о ЕС, касающейся режима ответственности. Национальные центральные банки несут ответственность в соответствии с их национальными законами.

Суд компетентен выносить решение соответственно любой арбитражной оговорке, содержащейся в контракте, заключенном ЕЦБ или от его имени, независимо от того, регулируется ли этот контракт публичным или частным правом. Решение ЕЦБ предъявить иск в Суде принимается Советом управляющих.

Суд компетентен рассматривать споры, касающиеся выполнения национальными центральными банками обязательств, вытекающих из Устава. Если ЕЦБ считает, что национальные центральные банки не выполнили обязательств по Уставу, он должен дать обоснованное заключение по этому вопросу после предоставления заинтересованному национальному центральному банку возможности изложить свои замечания. Если заинтересованный национальный центральный банк не выполнит рекомендаций заключения в срок, установленный ЕЦБ, последний может передать дело в Суд.

Таким образом, Суд ЕС выступает в качестве верховного арбитра при решении спорных вопросов внутри ЕСЦБ, то есть в спорах между ЕЦБ и национальными центральными банками.

ЕЦБ пользуется на территории государств-членов такими привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для выполнения их задач, в соответствии, с условиями, изложенными в Протоколе о привилегиях и иммунитете Европейских Сообществ, приложенном к Договору, учреждающему Единый Совет и Единую Комиссию Европейских сообществ.

Организационная структура ЕЦБ

Согласно пункту 3 ст. 106 Договора о ЕС и ст. 9.3 Устава управление Европейского центрального банка осуществляется его руководящими органами, а именно Советом управляющих, Правлением и Генеральным Советом.

Главным руководящим органом ЕЦБ является Совет управляющих (The Governing Council). Он состоит из 6 членов Правления ЕЦБ и управляющих национальными центральными банками 12 государств-членов, вошедших в «еврозону». Каждый член имеет один голос. Основная задача этого органа заключается в разработке денежной политики для зоны евро. В связи с этим, Совет управляющих может устанавливать величину процентных ставок, в соответствии с которыми коммерческие банки смогут получать деньги. Протокол Protocol on the Statute of the European System of Central Banks and of the European Central Bank annexed to the Treaty establishing the European Community. OJ. C 191 of 29.07.1992. также включает положения, обеспечивающие эффективную деятельность Совета управляющих в процессе расширения еврозоны. Эти поправки были внесены Решением Совета ЕС № 223/2003, которые относятся к системе ротации.

Правление состоит из Президента и Вице-президента ЕЦБ и четырех других членов. Они назначаются главами государств или правительств стран, вошедших в зону евро. Настоящий орган обеспечивает осуществления денежной политики, в соответствии с предписаниями Совета управляющих и дает необходимые указания НЦБ. Также Правление организует собрания Совета управляющих и ответственно за ежедневное управление ЕЦБ.

Генеральный Совет - это третий руководящий орган ЕЦБ, состоящий из Президента и Вице-президента ЕЦБ и управляющих национальными центральными банками всех государств-членов ЕС. Президент Совета ЕС и один член Комиссии вправе посещать заседания Генерального Совета ЕЦБ, однако не могут участвовать в голосовании. В ст. 47 Протокола указан исчерпывающий список обязанностей Генерального Совета, а именно:

  • - осуществление промежуточных задач ЕЦБ;
  • - участие в осуществлении консультативной функции ЕЦБ;
  • - сбор статистической информации, участие в отчете о деятельности ЕЦБ и т.п.

Правовое регулирование финансовой деятельности и кредитно-денежных операций ЕСЦБ

Для реализации основной цели своей кредитно-денежной политики ЕСЦБ обладает обширными кредитно-денежными функциями. В соответствии со статьей 17 Устава ЕЦБ и национальные центральные банки в целях проведения своих операций могут:

  • * открывать счета кредитным учреждениям, государственным структурам и другим участникам рыночных отношений;
  • * принимать активы, включая ценные бумаги, проходящие параллельно по бухгалтерским записям.

Все кредитные операции ЕСЦБ проводятся при условии внесения адекватного залога, в качестве которого могут выступать, прежде всего, ликвидные кредитные инструменты, отвечающие стандартам всей зоны евро. Вместе с тем не исключается использование ликвидных и не ликвидных активов, имеющих экономическое значение лишь в пределах государств и одобренных в них.

Для достижения целей ЕСЦБ и выполнения ее задач, ЕЦБ и национальные центральные банки могут проводить следующие операции:

  • - операции на рынках капиталов
  • § путем прямой покупки и продажи (с немедленной оплатой или на срок) или по соглашению о перекупке;
  • § путем предоставления и получения займов и легко реализуемых ценных бумаг, в валюте Сообщества и в иной валюте, равно как и в драгоценных металлах;
  • - кредитные операции с кредитными институтами и другими участниками рынка, с предоставлением кредита, имеющего адекватное обеспечение.

ЕЦБ устанавливает общие принципы функционирования открытого рынка и осуществления кредитных операций, им самим или национальными центральными банками, включая объявление условий на которых они готовы к участию в таких операциях.

ЕЦБ может требовать от кредитных институтов, учрежденных в государствах-членах, держать минимальные резервы на счетах ЕЦБ и национальных центральных банков, в соответствии с целями валютной политики. Советом управляющих могут быть установлены правила, относящиеся к расчету и определению требуемых минимальных резервов. В случаях нарушений, ЕЦБ наделен правом взимать штрафные проценты и применять другие санкции с аналогичным воздействием.

Совет определяет базу для минимальных резервов, максимально допустимые коэффициенты между величиной этих резервов и их базой, а также соответствующие санкции в случае их несоблюдения.

Совет управляющих может большинством в 2/3 поданных голосов принять решение об использовании наиболее подходящих методов валютного контроля. Совет, на основании соответствующей процедуры, определяет сферу применения таких методов, если их использование налагает обязательства на третьи лица.

Необходимо особо отметить, что Европейский центральный банк заявил о намерении сохранять преемственность и использовать все формы кредитно-денежной политики ЕСЦБ, зарекомендовавшие себя с положительной стороны.

В соответствии со ст. 104 Договора о ЕС, запрещаются овердрафты или любой другой тип разрешенных кредитов с ЕЦБ или национальными центральными банками в пользу учреждений и органов Сообщества, центральных правительств, региональных, местных и других органов государственной власти, регулируемых публичным правом или государственных предприятий государств-членов, равно как и прямая покупка у них долговых обязательств, осуществляемая ЕЦБ или национальными центральными банками.

Однако ЕЦБ и национальные центральные банки по отношению к вышеупомянутым структурам могут действовать в качестве фискальных агентов.

Необходимо отметить, однако, что к государственным кредитным учреждениям, которым, в контексте создания резервов центральными банками, предоставляется такой же режим обслуживания национальными центральными банками и ЕЦБ, как и частным кредитным учреждениям, данные правила не применяются.

Для того чтобы обеспечить эффективность и устойчивость системы клиринга и платежей в пределах Сообщества и с третьими странами ЕЦБ и национальные центральные банки могут предоставлять кредиты.

К внешним функциям ЕЦБ и национальных центральных банков следует отнести следующие:

  • * установление и поддержание отношений с центральными банками и финансовыми институтами в третьих странах и, если это необходимо, с международными организациями;
  • * приобретение и продажа на условиях немедленной оплаты и на срок всех типов активов в иностранной валюте и в драгоценных металлах. При этом термин «активы в иностранной валюте» включает ценные бумаги и все другие активы в валюте любой страны или в расчетных единицах и выраженные в любой форме;
  • * хранение и управление вышеупомянутыми активами;
  • * проведение всех типов банковских операций в отношениях с третьими странами и международными организациями, включая предоставление и получение займов.

В дополнение к операциям, вытекающим из их задач, ЕЦБ и национальные центральные банки могут участвовать в операциях осуществляемых в административных целях и предназначенных для своего персонала.

ЕЦБ может давать рекомендации и консультации Совету, Комиссии и компетентным властям государств-членов относительно сфер действия и осуществления законодательства Сообщества, касающегося разумного контроля над деятельностью кредитных учреждений и стабильностью финансовой системы. В соответствии с любым решением Совета в контексте статьи 105(6) Договора о ЕС, ЕЦБ может выполнять особые задачи, касающиеся политики, относящейся к разумному контролю над кредитными учреждениями и другими финансовыми учреждениями, за исключением страховых предприятий.

Финансовый год ЕЦБ и национальных центральных банков начинается в первый день января и заканчивается в последний день декабря. Ежегодная отчетность ЕСЦБ составляется Правлением в соответствии с принципами, устанавливаемыми Советом управляющих. Отчетность утверждается Советом управляющих и после этого публикуется. Для аналитических и оперативных целей Правление составляет сводный балансовый отчет ЕСЦБ, охватывающий те активы и обязательства национальных центральных банков, которые подпадают под действие ЕСЦБ. Для этого Совет управляющих устанавливает необходимые правила стандартизации отчетности и предоставления данных об операциях, осуществляемых национальными центральными банками.

Отчетность ЕЦБ и национальных центральных банков подвергается проверке независимыми внешними аудиторами, рекомендованными Советом управляющих и утвержденными Советом. Аудиторы наделяются компетенцией проверять все книги и счета ЕЦБ и национальных центральных банков и всю информацию об их операциях.

Принципиально важное значение имеют статьи 28 и 29 Устава, касающиеся капитала ЕЦБ и критериев подписки на него. Согласно этим положениям Устава, капитал, которым должен был располагать после учреждения ЕЦБ, составлял 5 миллиардов евро. Однако вследствие того, что на тот момент 4 страны ЕС не являлись членами Экономического валютного союза, то капитал ЕЦБ сразу после его основания составил 3947 миллионов евро. При этом, Устав предусматривает, что капитал может быть увеличен на величину, которая будет определена решением Совета управляющих, принятым квалифицированным большинством. Важной особенностью функционирования ЕЦБ является тот факт, что единственными подписчиками и держателями капитала ЕЦБ являются национальные центральные банки.

После учреждения ЕСЦБ и ЕЦБ, для подписки на капитал ЕЦБ был установлен так называемый критерий распределения. В соответствии с этим критерием, для каждого национального центрального банка устанавливалась свои квоты, равные сумме:

  • * 50% доли соответствующего государства-члена в населении Сообщества в предпоследний год, предшествующий году создания ЕСЦБ;
  • * 50% доли соответствующего государства-члена в валовом внутреннем продукте, по рыночным ценам Сообщества за последние пять лет, предшествующих предпоследнему году до учреждения ЕСЦБ.

Эти величины, исчисленные в процентах должны округляться до ближайшего значения с точностью 0,05.

Совет управляющих определяет квалифицированным большинством размеры и форму выплаты капитала. Доли национальных центральных банков в уставном капитале ЕЦБ не могут быть переведены, заложены или арестованы.

Если критерий распределения меняется, национальные центральные банки переводят друг другу доли капитала в размерах, необходимых для того, чтобы привести распределение долей капитала в соответствие с применением критерия распределения. Совет управляющих определяет сроки и условия таких переводов.

Доли, предписанные национальным центральным банкам, уточняются каждые пять лет после учреждения ЕСЦБ. Скорректированный критерий распределения применяется на практике с первого дня следующего года.

Через национальные центральные банки ЕЦБ обеспечивается заграничными резервными активами, которые не являются валютами государств-членов, евро, резервными запасами Международного валютного фонда (МВФ) и специальными правами заимствования (СПЗ), в размере до 50 000 млрд. евро в эквивалентном исчислении. Совет управляющих принимает решение относительно пропорций, заявленных ЕЦБ вслед за его учреждением, и величины сумм, заявленных в более поздние сроки. ЕЦБ имеет право хранить и управлять заграничными резервами, которые ему переведены, и использовать их в сформулированных в Уставе целях.

Взносы каждого национального центрального банка устанавливаются пропорционально его доле в уставном капитале ЕЦБ. Каждый национальный центральный банк кредитуется ЕЦБ по требованию, пропорциональному его взносу. Совет управляющих определяет нарицательную стоимость и выплаты по таким требованиям. Дальнейшие требования по заграничным резервным активам сверх установленных пределов, могут быть удовлетворены ЕЦБ, в пределах и согласно условиям, установленным Советом в соответствии с существующей процедурой.

ЕЦБ может хранить и регулировать резервные запасы МВФ и СПЗ и объединять такие активы в общий фонд.

Национальные центральные банки должны иметь разрешение на проведение операций с целью выполнения их обязательств перед международными организациями. Все другие операции с заграничными резервными активами, остающимися в национальных центральных банках после вышеупомянутых переводов, и операции государств-членов с их текущими валютными балансами сверх определенного лимита, подлежат одобрению ЕЦБ для обеспечения согласованности обменного курса и валютной политики Сообщества. Совет управляющих разрабатывает основные ориентиры с целью облегчения таких операций.

Доходы, накопленные национальными центральными банками в ходе проведения ими валютной политики ЕЦБ (так называемые «валютные доходы»), распределяются в конце каждого финансового года. Величина валютного дохода каждого национального центрального банка должна быть равна его годовому доходу, оставшемуся после того, как из его активов вычтены находящиеся в обращении банкноты и депозитные обязательства перед кредитными учреждениями. Эти активы должны быть зарезервированы национальными центральными банками, в соответствии с основными ориентирами, установленными Советом управляющих.

Если структуры балансов национальных центральных банков, по оценке Совета управляющих, не позволяют применить вышеупомянутые правила, Совет управляющих может принять квалифицированным большинством решение, что валютный доход должен измеряться в соответствии с каким-либо альтернативным методом на период не более пяти лет. Величина валютного дохода каждого национального центрального банка понижается на величину, эквивалентную проценту уплаченному этим центральным банком по его депозитным обязательствам перед кредитными институтами.

Совет управляющих может принять решение, в соответствии с которым национальные центральные банки должны получить возмещение по расходам, понесенным ими в связи с выпуском банкнот, или, в исключительных обстоятельствах, из-за особых потерь, понесенных в результате валютной политики, проводимой ЕСЦБ. Возмещение должно быть сделано в приемлемой, по мнению Совета управляющих, форме. Эти суммы могут быть компенсированы с учетом валютного дохода национального центрального банка.

Сумма валютного дохода национальных центральных банков распределяется национальными центральными банками пропорционально оплаченной ими доле в капитале ЕЦБ, с учетом любого решения, принятого Советом.

Безналичные расчеты и урегулирование балансов, возникающих после распределения валютного дохода, осуществляются ЕЦБ в соответствии с основными ориентирами, установленными Советом управляющих.

Чистая прибыль ЕЦБ распределяется следующим образом: сумма, определяемая Советом управляющих и не превышающая 20% чистой прибыли, переводится в общий резервный фонд, с соблюдением предела, равного 100% капитала; оставшаяся чистая прибыль распределяется между акционерами ЕЦБ, пропорционально оплаченной ими доле капитала. В случае убытков, понесенных ЕЦБ, недостача может быть восполнена из общего резервного фонда ЕЦБ и, если необходимо по решению Совета управляющих, из валютной прибыли соответствующего финансового года, в пропорции и в пределах сумм, распределенных между национальными центральными банками.

Задачи ЕСЦБ на современном этапе

В настоящее время основными задачами Европейской экономической системы являются:

  • - определение и проведение денежной политики в Еврозоне;
  • - руководство иностранными обменными операциями и удержание и привлечение официальных иностранных инвестиций в государства Еврозоны;
  • - эмиссия банкнот на территории Еврозоны;
  • - содействие беспрепятственной работе платежных систем;
  • - сбор необходимой статистической информации;
  • - наблюдение за развитием банковского и финансового секторов;
  • - содействие беспрепятственному обмену информацией между ЕСЦБ и наблюдательными органами.

ЕЦБ была выработана стратегия для поддержания стабильности цен - так называемая стратегия денежной политики. Данная стратегия основывается на двух опорах: основополагающая роль денег - это определяется рекомендуемым уровнем увеличения денежного запаса в широком смысле слова, инфляция же рассматривается лишь в качестве результата наличия слишком большого количества денег при ограниченном количестве товаров и услуг. Такая денежная концепция известная как МЗ определяет количество наличных денег, находящихся в обращении, краткосрочные депозиты кредитных институтов (а также других финансовых институтов) и краткосрочные обязательства, выданные этими институтами. Рекомендуемый уровень годового роста показателя МЗ (с 1999 года: 4,5 %) призван способствовать Совету управляющих в проведении анализа и предоставлении информации, касающейся денежных концепций. Второй опорой стратегии денежной политики ЕСЦБ является широкая оценка перспективы дальнейшего роста цен и рисков стабильности цен в Еврозоне. Эта оценка проводится используя широкий круг экономических показателей, которые информируют по поводу дальнейшего роста цен. Такими показателями являются: уровень заработной платы, валютный курс, различные меры экономической деятельности, показатели фискальной политики и др. В целом, в совокупности эти две опоры стратегии ЕЦБ обеспечивают подробное изучение и анализ денежного, финансового и экономического развития. Это позволяет ЕЦБ устанавливать наилучшую ставку для поддержания стабильности цен. Денежная политика ЕЦБ также поддерживает ценность евро за пределами Еврозоны.

Для достижения стабильности цен Евросистема использует некоторые инструменты денежной политики. Их целью цель: оказывать влияние на рыночные ставки, обеспечивать ликвидность банковской системы и определять основное направление денежной политики. Направления денежной политики сформулированы Советом управляющих ЕЦБ. Во многих случаях их осуществляют национальные центральные банки.

Основными инструментами денежной политики ЕЦБ являются: операции рефинансирования, точечные операции, регулирование официальной процентной ставки, прием депозитов.

Основные операции рефинансирования применяются для обеспечения ликвидности банковской системы и определения основного направления денежной политики. Они проводятся раз в неделю и считаются завершенными через две недели.

Долгосрочные операции рефинансирования также обеспечивают ликвидность, но проводятся ежемесячно и считаются завершенными через три месяца.

Также существуют две другие возможности: регулирование официальной процентной ставки и возможность приема депозитов.

Точечные операции проводятся на временном основании с целью определения ликвидности ситуации на рынке и управления ставками. Специфической чертой этих операций является попытка смягчения взаимодействия неожиданных колебаний на ставки на рынке.

ФИНАНСОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

БАНКОВСКИХ СЕКТОРОВ РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Д.П. Валько

Академия труда и социальных отношений ул. Лобачевского, 90, Москва, Россия, 119454

Данная статья представляет в сравнительном анализе характеристики банковских систем России и Европы. Дана краткая предпосылка становления банковских систем России и Европы. Представлена структурная особенность банковских систем России и ЕС и показатели, отслеживающие различия в масштабах (количество финансовых организаций и их сотрудников; капитал и резервы, а так же активы банков в сравнении с ВВП), рентабельности банковских секторов (коэффициенты прибыльности капитала и активов, а так же маржинальная прибыль от сотрудника), качестве финансового механизма и банковского сервиса (качество кредитного механизма и количество обслуживаемых людей одним банком). В результате выявлено, что российский банковский сектор отстает по многим показателям от европейского банковского сектора.

Ключевые слова: Россия и Еврозона, Россия и ЕС, характеристика банковского сектора, количественные показатели, качественные показатели, структура банковского сектора, рентабельность банковского сектора.

Исторически профессия банкира была связана с обменом валют. В период с V по XI вв. менялы были очень важными игроками экономики из-за большого количества валют, существовавших в тот период. Банковская система Европы, такой как мы ее знаем, стала зарождаться в XII-XIII вв. С этого периода зарождаются юридические фикции, позволяющие совершать долговые операции. Но, безусловно, главным толчком к развитию банковской сферы послужила система Джона Лоу, созданная в XVIII в. и внедрившая в обращение бумажные деньги наряду с металлическими монетами. С тех пор банковская система всего мира пережила немало изменений. Более чем за три века во всем мире образовались банковские концерны, валютные союзы, у банков появились новые роли.

Банковская система России, в отличие от европейской банковской системы, имеет менее развитый характер. Основы российских банков были заложены лишь в XVIII в. В 1733 г. был создан первый государственный ссудный банк. Сегодня банковская система России имеет рыночный характер, но качественно отличается от банковской системы Европейского союза (ЕС) по многим показателям.

Исследование, представленное в данной статье, является качественно новым, так как многие источники дают только отдельные элементы, указывающие на характеристики банковских секторов и их состояние. Результаты исследования должны выявить, какие свойства финансовых систем России и ЕС качественно отличаются, чтобы указать на их пути развития.

Банковская система Европейского союза

На сегодняшний день банковская система ЕС включает в себя банки 27 стран ЕС (ЕС-27). Банковская система каждой страны имеет свою специфику. Например, в Германии существует система «трех столпов», которая заключается в разделении банков на частные, публичные и кооперативные . Во Франции существуют кредитные организации (КО) общего характера, специализированные кредитные организации и организации, предоставляющие инвестиционные услуги . Но все страны имеют свои Центральные банки (ЦБ), объединенные в Европейскую систему Центральных банков. Банки стран - членов Евросоюза, в свою очередь, объединены единым Европейским центральным банком (ЕЦБ), который устанавливает валютную политику.

Банковская система ЕС имеет различные типы банковских институтов. Закон Содружества различает несколько подгрупп банковских институтов .

1. Монетарные финансовые институты (МФИ) - кредитные институты и другие финансовые институты-резиденты ЕС, чья задача - получать депозиты и (или) иные вклады, которые по своим характеристикам выступают в роли депозитов от сущностей, отличных от МФИ, в свой счет; выдавать кредиты и (или) инвестировать в ценные бумаги.

МФИ включают в себя следующие институты: Центральные банки; банки-депозитарии (коммерческие банки); компании, выпускающие кредитные карты; финансовые компании; другие МФИ; институты электронных денег; фонды денежного рынка.

2. Кредитные институты - организации, получающие депозиты или иные возвращаемые фонды от населения и выдающие кредиты за свой счет, а также электронные денежные институты (согласно Директиве 2000/46/ЕС Европейского Парламента и Совета 18 сентября 2000).

Кредитные институты включают в себя следующие институты: банки-депозитарии (так называемые коммерческие банки); компании, выпускающие кредитные карты; финансовые компании; другие МФИ; институты электронных денег.

3. Центральные банки - включают в себя Национальные банки стран - членов ЕС и Европейский центральный банк.

4. Фонды денежного рынка - предприятия коллективного инвестирования, у которых ликвидность долей близка к депозитным. Цель фондов денежного рынка - инвестировать в инструменты денежного рынка и/или другие долговые инструменты со сроком погашения не больше года, и/или в банковские депозиты, и/или преследовать нормы прибыли, которая приближается к процентным ставкам по инструментам денежного рынка.

5. Другие институты - другие финансовые институты - резиденты ЕС, которые удовлетворяют определению МФИ, независимо от характера их деятельности.

Пеобладающая часть финансовых институтов ЕС - кредитные институты (84,1%), из которых 84,7% - коммерческие банки (рис. 1).

□ Центральные Банки: 0,3%

Фонды денежного рынка: 14,9%

Другие институты: 0,7%

Кредитные институты -Коммерческие банки: 84,7%

□ Кредитные институты - Другие кредитные институты: 15,3%

Источник: .

Банковская система Российской Федерации

Банковская система России состоит из кредитных организаций, небанковских кредитных организаций (организации, имеющие право осуществлять отдельные банковские операции) и Центрального банка РФ. Небанковские КО могут быть организациями, осуществляющими расчетные операции (открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по поручению юридических лиц по их банковским счетам); осуществляющими депозитные и кредитные операции, предусмотренные законодательством; являться организациями инкассации (иметь право на осуществление инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов). Ведущую роль в банковской системе России играет Центральный банк РФ.

Помимо различий в организации банковских систем России и ЕС присутствуют различия в количественных и качественных характеристиках финансовых секторов.

Количество банков и их сотрудников

Первое различие между устройством банковских секторов России и ЕС - разница между количеством банков, существующих в России и в ЕС (Рис. 2). Как описано выше, в ЕС присутствует большее количество типов банковских организаций, чем в России. Это частично является причиной большого количества кредитных организаций в ЕС. На 1 декабря 2011 г. в ЕС было зарегистрировано 10.071 МФИ (из них 28 Центральных банков). В России - 982 банка.

Банки и Небанковские КО России

МФИ ЕС-27, за исключением ЦБ

Рис. 2. Количество МФИ за исключением ЦБ стран-членов и ЕЦБ, банков и небанковских КО России на 1 декабря Источник:

Главная причина того, что в ЕС-27 такое большое количество банков, вероятно, кроется в исторических особенностях региона и каждой страны в отдельности. Правовая база ЕС находится в стадии развития, и поэтому многие страны - члены ЕС еще не успели трансформировать свою экономику таким образом, чтобы приблизить количество банков в своей стране к оптимальному. Многие банки создавались и действовали только на территории своего государства, не открывая отделений за рубежом. Банковская сфера США сохраняла те же черты, что и банковская сфера ЕС-27 даже после принятия актов, которые смягчили процесс открытия отделений в разных штатах. Различие в количестве банков порождает разницу в количестве сотрудников банковской сферы (рис. 3).

сотрудников

□ Россия ЕС-27 3 264

Но, несмотря на десятикратную разницу в количестве банков, в финансовом секторе ЕС работает всего лишь втрое больше сотрудников, чем в финансовом секторе России (3.078.687 человек в финансовом секторе ЕС-27 и 1.020.700 человек в финансовом секторе России на 1 января 2010 г.).

□ Россия ШЕС-27

Рис. 4. Средняя прибыль от сотрудника, руб. в 2007 г. Источник: вычисления автора, .

Каждый сотрудник в среднем приносит 380 тыс. руб. в российских банках и 555 тыс. руб. в европейских банках. Меньший доход от сотрудников может быть связан как с территориальными особенностями России (площадь РФ почти в 4 раза больше площади ЕС-27, что требует большего количества сотрудников для обслуживания отделений банков), так и с общераспространенным электронным банкингом в ЕС, который снижает потребность в персонале.

Количественная разница в размерах финансовых секторов России и ЕС отражается и на коэффициентах, измеряющих прибыльность, стабильность, качество предприятий, уровень банковского сервиса, роль и масштабы банковского сектора в экономике страны/союза.

Масштабы банковского сектора

Чтобы определить, насколько велика банковская сфера в экономике, стоит сравнить некоторые характеристики банков с ВВП стран.

Величина российского финансового сектора заметно меньше европейского финансового сектора (рис. 5). В декабре 2011 г. величина активов МФИ ЕС-27 (не включающих ЦБ стран и ЕЦБ) составила 46,3 трлн евро. В России тот же показатель был равен 1 трлн евро . ВВП, в свою очередь, был равен 12,6 трлн евро в ЕС-27, а в России - 1,3 трлн евро. Даже в сравнении с активами кредитных институтов Еврозоны активы кредитных организаций России очень малы.

„ Россия ЕС-27 Еврозона В Кредитные институты Еврозоны

В процентах

2007 2008 2009 2010 2011

Рис. 5. Активы финансовых институтов за исключением ЦБ в процентах от ВВП страны/региона Источник: вычисления автора, .

В процентах от ВВП

□ Россия Ш ЕС-27 □ Еврозона ■ Кредитные институты Еврозоны

20% 19% 19% 20% 19% 19%

Рис. 6. Капитал и резервы финансовых институтов за исключением ЦБ стран и ЕЦБ по отношению к ВВП Источник: вычисления автора, .

Капитал и резервы российских банков ниже, чем капитал и резервы европейских банков (см. Рис. 6). Низкий уровень активов и капитала в российском банковском секторе связан с низким уровнем предложения банковских услуг населению и организациям. Российский банковский сектор развивается преимущественно по экстенсивной модели.

Целью развития российской банковской системы является интенсивная модель, которая «характеризуется высоким уровнем конкуренции на банковском рынке; предоставлением разнообразных и современных банковских услуг; уровнем капитализации банковского сектора, соответствующим задачам развития, повышения конкурентоспособности и эффективности банковского бизнеса; развитостью системы корпоративного управления и управления рисками; высокой степенью транспарентности и рыночной дисциплины кредитных организаций; ответственностью руководителей и владельцев банков за сбалансированное ведение бизнеса, а также за достоверность публикуемой и представляемой в органы контроля и надзора информации» .

Качество банковского сервиса и его роль в экономике

Качество банковского сервиса в пределах страны/региона можно определить несколькими способами. Одним из показателей является количество банков на душу населения.

В 2011 г. один банк в России обслуживал среднем 144.598 человек. Тот же показатель в ЕС-27 и Еврозоне кратно отличался: один банк обслуживал в среднем в ЕС-27 62.326 человек, а в Еврозоне - 53.465 человек (Рис. 7). Приведенные цифры отражают лишь часть реальности. Как показано выше, показатель количества отделений также важен в измерении качества обслуживания населения банковским сектором. В 2009 г. в ЕС-27 одним отделением обслуживались 2.131 человек, а в России - 43.962 (вычисления автора, ).

□ Россия ЕС-27 Еврозона

Рис. 7. Количество человек, обслуживаемых одним банком (кредитным институтом) Источник: вычисления автора, .

Существует два мнения об оптимальном количестве банков на душу населения. С одной стороны, считается, что большее число банков способствует развитию экономики, так как некрупные кредитные организации чаще существуют там, где не присутствуют отделения банков-гигантов. Их главной задачей становится выдача микрокредитов населению, что, в свою очередь, способствует про-

движению мелкого и среднего предпринимательства. С другой стороны, руководители крупных банков утверждают, что уменьшение количества банков способствует концентрации информации у нескольких участников и, следовательно, большей точности и продуманности в принятии решений, например, о выдаче кредитов. К тому же меньшее количество банков снижает производственные затраты, что способствует развитию экономики в большей мере.

Российская действительность с троекратным превышением количества человек на обслуживаемый банк по сравнению с Еврозоной больше похожа на монополию в банковском секторе. Такой феномен может иметь ряд негативных последствий. Например, в случае дефолта кредитной организации клиент банка может потерять большую часть своего вклада, так как он не имел альтернативы в выборе между доступными ему кредитными организациями для совершения финансовых операций. В случае дефолта банка система страхования вкладов РФ гарантирует частным лицам возмещение средств в размере 700 000 руб. В 2012 г. более 75% вкладов всех физических лиц размещено в 30 самых крупных банках России .

Отношение количества выданных кредитов к ВВП позволяет судить об эффективности банковского сектора. Это отношение указывает на качество кредитного механизма. На Рис. 8 показано, сколько евроцентов выданных кредитов приходится на 1 евро произведенного ВВП. В 2011 г. 1 евро ВВП был профинансирован 0,32 центами в России и 0,46 центами в ЕС-27.

□ Россия ВЕС-27 0,47 0,46

Рис. 8. Качество кредитного механизма (евро). Отношение выданных кредитов нефинансовым корпорациям к ВВП страны/региона


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
Формирование единой банковской системы Европейского союза 5
Структура банковской системы Европейского союза 8
Европейский Центральный Банк и Евросистема 10
Цели и функции Европейского Центрального Банка. Денежно - кредитная политика ЕЦБ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

ВВЕДЕНИЕ

Банки и банковская система в целом представляют собой важную составляющую рыночных отношений.
В современных моделях рыночной экономики банковская система государства играет ведущую роль в функционировании экономического механизма. Она представляет собой, по сути “систему кровообращения” экономики, обеспечивает регулирование общей денежной массы, контролирует движение финансовых потоков, осуществляет аккумулирование и инвестирование денежных ресурсов, проведение взаиморасчетов между экономическими субъектами, кредитование различных отраслей экономики и населения.
В странах с развитой рыночной экономикой банковские системы были сформированы достаточно давно. Так банки, как денежно-финансовые предприятия в Западной Европе, стали возникать еще в XV в.
Создание Европейского Союза (ЕС) потребовало более тесной координации денежно-кредитной и валютной политики этих государств и создания коллективного механизма валютного регулирования, во-первых, с целью минимизации транзакционных издержек в процессе взаимного торгово- экономического сотрудничества и, во-вторых, для повышения эффективности выполнения деньгами на территории интегрируемого экономического пространства функций меры стоимости, средства обращения и средства платежа.
Обеспечение необходимых условий перехода к единой денежно-кредитной и валютной политике и единой валюте на основе сращивания национальных хозяйственных комплексов происходит в соответствии с определенными объективными закономерностями.
При этом наряду с общими закономерностями валютной интеграции, на каждой стадии действуют свои специфические закономерности. В современных условиях валютная интеграция, осуществляемая на основе единой европейской валюты, создает мощный стимул дальнейшему социально-экономическому единению стран ЕС. Она ускоряет процессы движения капиталов, делает банковско-кредитную систему более мобильной и эффективной.
Особо сильное влияние валютная интеграция в ЕС оказывает на банковскую систему стран-участниц. Здесь можно выделить такие последствия:
    более четкое разделение сфер обслуживания между денежными системами различных типов;
    изменение роли доминанты денежно-кредитной системы - Центрального банка;
    осуществление совместной борьбы с банковскими рисками на базе стандартизации методов распознавания факторов риска, их систематического нормированного учета, анализа, контроля и прогнозирования.

Формирование единой банковской системы Европейского союза

Структура банковских систем стран зоны евро начала меняться уже в первой половине 90-х гг. ХХ в. Эти изменения происходили не только под воздействием формирования общей валюты, но и под влиянием процессов глобализации экономики.
К основным направлениям изменений в банковских системах стран зоны евро можно отнести следующие:
    унификация требований к участникам кредитно-финансового рынка;
    унификация методов регулирования коммерческих банков и других участников кредитно-финансового рынка;
    унификация отчетности и форм применяемых документов;
    унификация условий деятельности коммерческих банков разных стран;
    процессы слияний банков на национальном уровне и взаимопроникновение банков разных стран.
Рост капитализации европейских банков и увеличение потоков наличности создают благоприятные условия для развития операций по слиянию и поглощению банков. Анализ операций по слиянию и поглощению банков, осуществленный за пять последних лет в европейских странах, позволяет прийти к следующим выводам.
Реструктуризация банковских систем в европейских странах имела в основном «оборонительный» характер, т.е. была направлена скорее на предотвращение угроз, связанных с дерегулированием финансовой сферы и глобализацией, а не на использование открывающихся при этом возможностей.
Укрепление позиций банков на национальных рынках в большинстве европейских стран неизбежно требует усиления интернационализации их деятельности.
Международная деятельность европейских банков ориентируется и в том числе на США и быстро развивающиеся страны Центральной и Восточной Европы, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.
Одним из факторов, затрудняющих формирование единой «банковской Европы», является недостаточность развития правовых норм регулирования банковских систем и финансовых рынков. Европейский центральный банк, стремящийся проводить операции во всех европейских странах, вынужден сталкиваться с тридцатью национальными законодательствами и органами банковского регулирования. В таких условиях особенно трудно приходится розничным банкам, деятельность которых подвержена наиболее жесткому регулированию.
В настоящее время европейские банки представляют собой многофункциональные учреждения, которые осуществляют разные типы деятельности в самых различных сочетаниях. При этом перспективы интернационализации для одних видов деятельности более благоприятны, чем для других видов.
В целом на стратегию банков в ближайшие годы окажет влияние введение новых правил игры, связанных с вступлением в действие нового соглашения о достаточности капитала («Базель-II»).
Европейская банковская система в процессе интеграции приобретает новые качественные черты. В условиях глобализации она все более обращена в мировое хозяйство. Для того, чтобы соответствовать новым реалиям, европейские банки ведут работу по повышению эффективности деятельности, увеличению капитальной базы, расширению финансового инструментария, укреплению ликвидности, концентрации банковского капитала.
Важной чертой развития европейских банков последних лет является лидерство сравнительно небольших банков по доле зарубежных активов, а также по доле прибыли, полученной за рубежом. Их лидерство, кроме всего прочего, объясняется стратегией, направленной на развитие деятельности за пределами национального рынка. Такая стратегия связана с тем, что эти банки не обладают конкурентными преимуществами по сравнению с банками-гигантами для развития внутри страны. Ярким примером является деятельность австрийских банков в странах Центральной и Восточной Европы. Стремительное наступление австрийских банков (Райффайзен Банк, Банк Австрия Кредитанштальт и Эрсте Банк) в странах Центральной и восточной Европы объясняется относительной слабостью их на рынке ЕС, где они не могут составить конкуренцию банковским гигантам (Дойче Банк, Эйч Эс Би Си, Ю Би Эс, Сосьете Женераль и др.).

Структура банковской системы Европейского союза

Существует две точки зрения по вопросу о структуре банковской системы ЕС:
    банковская система ЕС является трехуровневой: на первом уровне находится Европейский центральный банк, на втором - подчиненные ему национальные центральные банки, а на третьем - коммерческие кредитные организации;
    банковская система ЕС является двухуровневой: на первом уровне находится руководящий орган, определяющий и проводящий общую валютную политику государств - членов ЭВС (Европейская система центральных банков), а на втором - все кредитные организации, деятельность которых регулируется нормами европейского банковского законодательства.
Основной институционной структурой, в рамках которой происходит функционирование всех «валютных» компонентов Экономического и валютного союза и которая определяет и осуществляет единую денежную политику Европейского сообщества, в соответствии с Договором о ЕС является Европейская система центральных банков.
В соответствии со ст. 107 Договора о ЕС, Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) охватывает Европейский центральный банк и центральные банки государств-членов. Создание ЕСЦБ связывается с формированием Экономического и валютного союза, с заменой национальных валют единой общей валютой – евро.
Управление ЕСЦБ осуществляется органами управления ЕЦБ. ЕСЦБ не является юридическим лицом.
В соответствии со ст. 14.3 Статута Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка национальные центральные банки являются неотъемлемой частью ЕСЦБ. Они обязаны действовать в соответствии с основными ориентирами и указаниями ЕСЦБ. Национальные банки не могут самостоятельно выходить за рамки, полномочий, предоставленных им Уставом ЕСЦБ. Для того, чтобы они могли выполнять иные функции, Управляющий совет ЕЦБ должен решать двумя третями своих голосов, что они не расходятся с целями и задачами ЕСЦБ (ст. 14.4 Статута ЕСЦБ). Такие функции выполняются ими под свою ответственность и не рассматриваются как часть функций ЕСЦБ.
Функционирование Европейской системы центральных банков обеспечивается Европейским центральным банком. Европейский центральный банк является в соответствии с Договором и Статутом ЕСЦБ независимым центральным банком. В отличие от ЕСЦБ ЕЦБ является юридическим лицом. Он обладает собственным имуществом и капиталом.
В соответствии с пунктом 3 ст. 111 Договора органами, управляющими ЕЦБ, являются Совет управляющих и Исполнительный комитет. Кроме того, поскольку, пока существуют государства-члены с изъятием, учреждается Общий совет.

Европейский Центральный Банк и Евросистема

Двенадцать национальных центральных банков, в том числе Банк Франции, Банк Италии, Банк Испании, Нидерландский банк, Национальный банк Бельгии, Австрийский национальный банк, Банк Греции, Банк Португалии, Банк Финляндии, Центральный банк Ирландии, Центральный банк Люксембурга, Бундесбанк Германии, а также Европейский Центральный Банк (ЕЦБ), расположенный во Франкфурте-на-Майне, вместе образуют Евросистему. Структура европейской системы центральных банков представлена на приводимой ниже схеме.
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
ЕВРОПЕЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК
Банк Италии
СОВЕТ УПРАВЛЯЮЩИХ
Банк Франции
Центральный Банк Ирландии
Национальный банк Дании
Банк Англии
Банк Финляндии
Банк Португалии
Национальный Банк Австрии
Банк Нидерландов
Центральный Банк Люксембурга
Национальный банк Бельгии
Бундесбанк Германии
Банк Греции
Банк Испании
Центральный банк Швеции

Термин «Евросистема» выбран Советом управляющих ЕЦБ, чтобы объяснить устройство (соглашение), с помощью которого Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) выполняет свои задачи в зоне евро. До тех пор, пока некоторые члены ЕС не ввели у себя в обращение единую валюту евро, отличие между Евросистемой и ЕСЦБ сохранится.
Помимо внесенного капитала 12 НЦБ ЕВС перевели на счета ЕЦБ валютные резервы на сумму 40 млрд. евро. Передача валютных резервов также проведена пропорционально доле каждой страны в капитале ЕЦБ. Взамен каждый национальный центральный банк был кредитован ЕЦБ денежными требованиями в евро-эквиваленте за их дополнительный валютный вклад.
ЕЦБ представляет уникальную организационную структуру, не имеющую аналога в мировой практике. Уникальность заключается в том, что в одной системе сочетаются качественно разные структуры: централизованные и децентрализованные.
Евросистемой и ЕСЦБ управляют те органы Европейского Центрального Банка, которые наделены правом принятия решения. Таковыми органами являются:

    Совет управляющих;
    Исполнительный комитет.
Высшим звеном ЕЦБ является Совет управляющих, в который в количестве 18 человек входят все члены Исполнительного комитета (6 человек) и управляющие всех 12 НЦБ Евросистемы.
На Совет управляющих возлагаются следующие функции:
    разрабатывать важнейшие направления деятельности и принимать необходимые решения;
    определять денежно-кредитную политику для зоны евро, включая ассигнования, решения, касающиеся промежуточных денежно-кредитных ориентиров (целей), основных процентных ставок и резервов в Евросистеме, и устанавливать необходимые ориентиры для их реализации;
    рассматривать и утверждать годовой отчет ЕЦБ.
Совет управляющих заседает в городе Франкфурте-на-Майне, как правило, два раза в месяц; допускаются также заседания Совета управляющих в НЦБ ЕС. При принятии решений по важнейшим вопросам денежно-кредитной политики или других задач Евросистемы члены Совета действуют не как представители национальных банков, а как независимые профессионалы по принципу "один член, один голос". Решение считается принятым, если за него проголосуют не менее 2/3 членов Совета.
В соответствии со ст. 112 Договора о ЕС (далее - Договор) Исполнительный комитет состоит из президента, вице-президента и четырех других членов. Однако ст. 123 Договора предусматривает, что при наличии государств-членов с изъятием общее количество членов Исполнительного комитета может быть меньше, но не меньше четырех. Если Договором или Статутом ЕСЦБ не предусмотрено иное, Исполнительный комитет принимает решения простым большинством голосов. В случае равенства голосов президент имеет решающий голос.
Исполнительный комитет осуществляет валютную политику в соответствии с основными ориентирами и решениями, принятыми Управляющим советом. Осуществляя эту деятельность, Исполнительный комитет дает необходимые указания национальным центральным банкам. Однако в соответствии с пунктом 3 статьи 12.1 Устава ЕСЦБ эти полномочия могут быть дополнены путем передачи Управляющим советом части своих полномочий Исполнительному комитету.
В сфере своей компетенции, в соответствии со ст. 34 Статута ЕСЦБ, ЕЦБ имеет право принимать целый ряд правовых актов: регламенты, решения, рекомендации и заключения. Регламенты ЕЦБ имеют общее применение. Они обязательны и являются актами прямого действия во всех государствах-членах. Рекомендации и заключения не имеют обязательной силы. В свою очередь, решения ЕЦБ являются индивидуальными актами и обязательны для тех, кому они адресованы. За неисполнение юридическими лицами требований регламентов и решений ЕЦБ Европейский центральный банк имеет право накладывать на них штрафы или пени.

Цели и функции Европейского Центрального Банка. Денежно - кредитная политика ЕЦБ

Главной целью деятельности Европейского Центрального Банка является поддержание ценовой стабильности в зоне евро. Другие цели и функции ЕЦБ:
    поддержание совместно с национальными центральными банками ЕС стабильного функционирования платежной системы Еврозоны;
    защита и обеспечение покупательной способности евро;
    поддержание макроэкономической сбалансированности в Евросоюзе;
    содействие бесперебойному функционированию и развитию банковской системы ЕС.
Важнейшей функцией ЕЦБ является разработка и реализация единой и независимой денежно-кредитной политики для стран Еврозоны.
Применительно к Евросоюзу денежно-кредитная политика осуществляется на двух уровнях: первый уровень – это, безусловно, единая независимая денежно-кредитная политика, которая разрабатывается и реализуется ЕЦБ; второй уровень - это уровень национальных государств, членов Евросоюза, на котором их же национальные центральные банки совместно со своими правительствами
и т.д.................

Создание Европейского Союза (ЕС) потребовало более тесной координации денежно-кредитной и валютной политики этих государств и создания коллективного механизма валютного регулирования, во-первых, с целью минимизации транзакционных издержек в процессе взаимного торгово-экономического сотрудничества и, во-вторых, для повышения эффективности выполнения деньгами на территории интегрируемого экономического пространства функций меры стоимости, средства обращения и средства платежа.
Обеспечение необходимых условий перехода к единой денежно-кредитной и валютной политике и единой валюте на основе сращивания национальных хозяйственных комплексов происходит в соответствии с определенными объективными закономерностями.
При этом наряду с общими закономерностями валютной интеграции, на каждой стадии действуют свои специфические закономерности. В современных условиях валютная интеграция, осуществляемая на основе единой европейской валюты, создает мощный стимул дальнейшему социально-экономическому единению стран ЕС. Она ускоряет процессы движения капиталов, делает банковско-кредитную систему более мобильной и эффективной.
Особо сильное влияние валютная интеграция в ЕС оказывает на банковскую систему стран-участниц. Здесь можно выделить такие последствия:
1) более четкое разделение сфер обслуживания между денежными системами различных типов;
2) изменение роли доминанты денежно-кредитной системы - Центрального
банка;
3) осуществление совместной борьбы с банковскими рисками на базе стандартизации методов распознавания факторов риска, их систематического нормированного учета, анализа, контроля и прогнозирования.
Структура банковских систем стран зоны евро начала меняться уже в первой половине 90-х гг. XX в. Эти изменения происходили не только под воздействием формирования общей валюты, но и под влиянием процессов глобализации экономики.
К основным направлениям изменений в банковских системах стран зоны евро можно отнести следующие:
унификация требований к участникам кредитно-финансового рынка;
унификация методов регулирования коммерческих банков и других участников кредитно-финансового рынка;
унификация отчетности и форм применяемых документов;
унификация условий деятельности коммерческих банков разных стран;
процессы слияний банков на национальном уровне и взаимопроникновение банков разных стран.
Рост капитализации европейских банков и увеличение потоков наличности создают благоприятные условия для развития операций по слиянию и поглощению банков. Анализ операций по слиянию и поглощению банков, осуществленный за пять последних лет в европейских странах, позволяет прийти к следующим выводам.
Реструктуризация банковских систем в европейских странах имела в основном «оборонительный» характер, т.е. была направлена скорее на предотвращение угроз, связанных с дерегулированием финансовой сферы и глобализацией, а не на использование открывающихся при этом возможностей.
Укрепление позиций банков на национальных рынках в большинстве европейских стран неизбежно требует усиления интернационализации их деятельности.
Международная деятельность европейских банков ориентируется и в том числе на США и быстро развивающиеся страны Центральной и Восточной Европы, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.
Одним из факторов, затрудняющих формирование единой «банковской Европы», является недостаточность развития правовых норм регулирования банковских систем и финансовых рынков. Европейский центральный банк, стремящийся проводить операции во всех европейских странах, вынужден сталкиваться с тридцатью национальными законодательствами и органами банковского регулирования. В таких условиях особенно трудно приходится розничным банкам, деятельность которых подвержена наиболее жесткому регулированию.
В настоящее время европейские банки представляют собой многофункциональные учреждения, которые осуществляют разные типы деятельности в самых различных сочетаниях. При этом перспективы интернационализации для одних видов деятельности более благоприятны, чем для других видов. По техническим и иным причинам (в том числе связанным с менее жестким регулированием таких банков) оптовые банки могут легче проводить международные операции по слиянию и поглощению, в то же время розничные банки сталкиваются со значительными трудностями при проведении таких операций.
В целом на стратегию банков в ближайшие годы окажет влияние введение новых правил игры, связанных с вступлением в действие нового соглашения о достаточности капитала («Базель-П»).
Европейская банковская система в процессе интеграции приобретает новые качественные черты. В условиях глобализации она все более обращена в мировое хозяйство. Для того, чтобы соответствовать новым реалиям, европейские банки ведут работу по повышению эффективности деятельности, увеличению капитальной базы, расширению финансового инструментария, укреплению ликвидности, концентрации банковского капитала.
Важной чертой развития европейских банков последних лет является лидерство сравнительно небольших банков по доле зарубежных активов, а также по доле прибыли, полученной за рубежом. Их лидерство, кроме всего прочего, объясняется стратегией, направленной на развитие деятельности за пределами национального рынка. Такая стратегия связана с тем, что эти банки не обладают конкурентными преимуществами по сравнению с банками-гигантами для развития внутри страны. Ярким примером является деятельность австрийских банков в странах Центральной и Восточной Европы. Стремительное наступление австрийских банков (Райффайзен Банк,
Банк Австрия Кредитанштальт и Эрсте Банк) в странах Центральной и восточной Европы объясняется относительной слабостью их на рынке ЕС, где они не могут составить конкуренцию банковским гигантам (Дойче Банк, Эйч Эс Би Си, Ю Би Эс, Сосьете Женераль и др.).
В рамках ЕС в последние годы ведется большая работа по формированию единого финансового пространства, в котором банки, инвестиционные фонды, финансовые компании могли бы свободно продавать свои услуги и продукты. Одной из мер по углублению и расширению банковско-финансовой интеграции явилась реализация Плана действий по развитию финансовых услуг (Financial Services Action Plan - FSAP). Он был принят в декабре 1998 г. в Вене министрами экономики и финансов ЕС, и был рассчитан на пять лет (2000-2005 гг.). Он содержал три основных направления:
1) меры по созданию интегрированного оптового рынка финансово-банковских
услуг;
2) создание единого розничного рынка финансовых услуг и эффективных платежных систем;
3) разработка общих правил и структур пруденциального надзора на уровне ЕС.
Европейские организации после реализации большинства мер, предусмотренных
FSAP, перед банковским сообществом ставят сегодня следующие задачи, направленные на дальнейшее углубление банковской интеграции стран ЕС:
завершение перехода к Международным стандартам финансовой отчетности (IFRS);
меры по гармонизации пострыночной деятельности, связанные с учетом поставок финансовых инструментов и окончательными расчетами по операциям с ценными бумагами;
меры по созданию единого розничного рынка банковских услуг в масштабе ЕС.
В течение ряда лет ведется работа, направленная на создание единой Европейской платежной системы (Single European Payment Area - SEPA). Данную работу координирует и направляет Европейский платежный совет. Уже разработан проект функционирования SEPA, который будет действовать на принципе саморегулирования.
Потребности развития ЕС обусловили необходимость создания качественно новой платежной системы с участием евро. В настоящее время проведение расчетов в евро осуществляют платежная система ТАРГЕТ (Трансъевропейская автоматизированная экспресс-система валовых расчетов в режиме реального времени), система оптовых расчетов EBPOl (EURO 1) и система розничных расчетов СТЕП1 (STEP1) Европейской банковской ассоциации (ЕБА).
Таким образом, трансграничная интеграция, с одной стороны, приводит к консолидации и переплетению национальных рынков банковских услуг, появлению новых формальных и неформальных институциональных форм на мезоэкономическом (региональном) и мегаэкономическом (международном) уровнях, а с другой - означает доминирование международных институтов над национальными.
Вопросы для самопроверки
Что такое Международный валютный фонд, когда и для каких целей он был создан?
Особенности современной организации МВФ.
Что такое Международный Банк Реконструкции и Развития, когда и для каких целей он был создан?
Особенности современной организации МБРР.
Чем отличается МВФ от МБРР?
В чем отличительные особенности банковской системы США?
Какими процессами характеризуется интеграция банковской системы ЕС?



Похожие статьи