Нюансы постановки многоквартирного дома на кадастровый учет. Кадастровый учет многоквартирного дома Кадастр многоквартирный дом

Департамент недвижимости Минэкономразвития России, рассмотрев в пределах своей компетенции обращение, сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее - Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

В соответствии с пунктом 8 части 6 статьи 30 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ) функцией саморегулируемой организации кадастровых инженеров является в том числе организация информационного и методического обеспечения своих членов. Согласно части 3 статьи 30 Закона N 221-ФЗ, основанием для включения сведений об ассоциации (союзе) в государственный реестр саморегулируемых организаций кадастровых инженеров является наличие предусмотренных Законом N 221-ФЗ органов управления, в том числе методического органа.

Также обращаем внимание, позиция Минэкономразвития по вопросам применения нормативных правовых актов в сфере государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе в связи с вступлением в силу Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), размещаются на официальном сайте Минэкономразвития России в разделе "Недвижимость" (Главная/Документы/Письма Минэкономразвития России, содержащие позицию по вопросам регистрации прав и кадастрового учета объектов недвижимости).

В этой связи рекомендуем до подготовки письменного обращения в Минэкономразвития России по вопросам организации кадастровой деятельности, в том числе разъяснения положений нормативных актов, подлежащих применению при кадастровых работах, обращаться, прежде всего, в методический орган соответствующей саморегулируемой организации, а также ознакомиться с информацией, размещенной на официальном сайте Минэкономразвития России.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

В силу положений пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся самостоятельные целые вещи, такие как здание, сооружение, объекты незавершенного строительства, исключение предусмотрено только в отношении помещений и машино-мест (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 14 части 2 статьи 2 Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").

Часть жилого дома не поименована в гражданском законодательстве в качестве объекта недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации.

При этом сведения о части объекта недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости только в связи с установленным (устанавливаемым) ограничением прав, обременением объекта недвижимости (пункт 4 части 3, пункт 3 части 5 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).

Таким образом, часть жилого дома представляет собой не что иное, как помещение (совокупность помещений - комнат и подсобных помещений в жилом доме), являющееся конструктивной частью здания (его неотъемлемой частью).

При этом отнесение такого помещения к части здания не влияет на изменение его характеристик в качестве такового, и не наделяет его признаками отдельно стоящего здания.

Однако, следует учитывать что согласно части 7 статьи 41 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства) или в жилом строении (предусмотренном Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан") не допускаются.

Положениями Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (в редакции до 1 января 2017 г.) также не предусматривалась возможность государственного кадастрового учета частей индивидуального жилого дома или квартир (помещений, комнат) в таких домах.

Относительно раздела жилого дома отмечаем.

Принимая решение о "разделе" жилого дома, необходимо иметь в виду положение абзаца второго пункта 3 статьи 252 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому, если выдел доли в натуре не допускается законом, собственник, выделяющий свою долю в натуре, имеет право на выплату ему стоимости его доли другими участниками долевой собственности, а также статьи 133 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, выдел доли из общего имущества в натуре возможен в отношении не каждой недвижимой вещи.

При этом согласно пункту 35 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если объект недвижимости, о государственном кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями.

При этом с учетом положений пункта 1 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. N 6/8, невозможность выдела доли из имущества, находящегося в долевой собственности, в натуре, в том числе и в случае, указанном в пункте 3 статьи 252 Гражданского кодекса Российской Федерации, не исключает права участника общей долевой собственности заявить требование об определении порядка пользования этим имуществом, если этот порядок не установлен соглашением сторон.

Вместе с тем в случае если в отношении здания в силу его архитектурно-конструктивных особенностей не может быть осуществлен раздел, следует принимать во внимание, что здание, являясь объектом капитального строительства, может быть реконструировано таким образом, что бы его раздел стал возможным.

В силу положений Закона N 218-ФЗ при разделе объекта недвижимости образуются объекты недвижимости того же вида что был исходный объект недвижимости, но с собственными характеристиками, отличными от характеристик исходного объекта недвижимости, исходный объект недвижимости прекращает свое существование. При этом образованные объекты недвижимости должны иметь возможность эксплуатироваться автономно, то есть независимо от иных образованных в результате такого раздела объектов. Образованные объекты недвижимости после их постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на них становятся самостоятельными объектами гражданских прав.

Таким образом, а также с учетом пункта 5 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 г., в целях раздела здания необходимо обеспечить физическую автономность и независимость образуемых в результате раздела зданий друг от друга.

Порядок осуществления реконструкции объектов капитального строительства регулируется положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ). При этом следует учитывать, что применительно к рассматриваемому в обращении случаю, упрощенная процедура согласования органами власти строительства (реконструкции) предусмотрена законодательством в отношении строений, располагаемых на садовых и дачных земельных участках (не требуется разработки проектной документации и получения разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию), объектов индивидуального жилищного строительства (не требуется разработки проектной документации и получения разрешения на ввод в эксплуатацию). В отношении жилых домов блокированной застройки согласование органами власти строительства (реконструкции) осуществляется в общем порядке, предусмотренном статьями 48, 49, 51, 55 ГрК РФ (требуется подготовка проектной документации, получение разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию).

Также обращаем особое внимание, что решая вопрос о разделе здания, необходимо одновременно решать вопрос относительно того, возможно ли осуществление указанных действий на земельном участке, на котором расположено соответствующее здание (с учетом, например, требований к минимальному размеру земельного участка), а также соотносятся ли указанные действия с видом разрешенного использования такого земельного участка.

Учитывая изложенное, для того, чтобы "разделить в натуре" указанное в обращении здание (индивидуальный жилой дом) на блоки жилого дома блокированной застройки, может потребоваться осуществить в установленном законом порядке его реконструкцию, в результате которой будет создано здание "жилой дом блокированной застройки".

Требования к жилым домам блокированной застройки содержатся в Своде правил N 55.13330.2011 "Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001", утвержденном приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. N 789).

В случае, если в отношении здания строительных работ по его физическому разделу не требовалось и не производилось, в целях обоснования кадастровым инженером кадастровых работ в разделах "Заключение кадастрового инженера" технических планов, в том числе могут быть указаны реквизиты заключения по итогам проведенного технического обследования образованных зданий, подтверждающего автономность эксплуатации этаких зданий, подготовленного индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, имеющим выданные саморегулируемой организацией, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций, свидетельства о допуске к таким видам работ, согласно которому образованные в результате раздела здания имеют возможность эксплуатироваться автономно, то есть независимо от иных образованных в результате такого раздела объектов. Копия такого заключения включается в приложение к техническим планам.

Приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. N 953 утверждены форма технического плана и требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений; согласно пункту 17 названных Требований при одновременном образовании объектов недвижимости в результате преобразования объекта недвижимости (объектов недвижимости) технический план оформляется в виде одного документа; при этом количество разделов "Описание местоположения объекта недвижимости", "Характеристики объекта недвижимости", "Заключение кадастрового инженера" (при необходимости), "Схема геодезических построений", "Схема", "Чертеж", "План этажа (этажей), План части этажа (этажей), План здания, сооружения, План части здания, сооружения" (в отношении технического плана помещения, машино-места с учетом пункта 7 указанных Требований), должно соответствовать количеству образуемых объектов недвижимости; названные разделы технического плана заполняются в отношении каждого образуемого объекта недвижимости.

На основании статьи 41 Закона N 218-ФЗ:

в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости (часть 1);

снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости (часть 3).

Лица, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав, установлены статьей 15 Закона N 218-ФЗ.

Обращаем также внимание, что вопросы строительства, реконструкции объектов капитального строительства отнесены к компетенции Минстроя России в соответствии пунктом 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038. В этой связи за разъяснениями относительно особенностей осуществления работ по реконструкции объектов капитального строительства с целью их раздела в конкретном случае полагаем целесообразным обратиться в Минстрой России.

Обзор документа

Сообщается, что кадастровый учет и регистрация права собственности на помещение или помещения (в т. ч. жилые) в жилом доме (объекте ИЖС) или в жилом строении не допускаются.

В целях раздела здания необходимо обеспечить физическую автономность и независимость образуемых в результате раздела зданий друг от друга. В частности, возможна реконструкция, в результате которой будет создано здание "жилой дом блокированной застройки".

При этом следует учитывать, что одновременно необходимо решать вопрос относительно того, возможно ли осуществление указанных действий на соответствующем земельном участке (с учетом, например, требований к минимальному размеру участка), а также соотносятся ли указанные действия с видом разрешенного использования участка.

В случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест кадастровый учет и регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов.

Снятие с кадастрового учета и регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с кадастровым учетом и регистрацией прав на все объекты, образованные из таких объектов недвижимости.

После фактического возведения дома начинаются обязательные этапы его документального оформления. Среди них – официальное разрешение чиновников на ввод строения в эксплуатацию, постановка многоквартирного дома на кадастровый учет, оформление прав собственности жильцов. В связи с принятием в 2017 году изменений в законодательство, порядок кадастрового учета МКД изменился. Сегодня рассмотрим его подробнее.

Кадастровый учет – это обязательная процедура для всех капитальных строений в России, в том числе и многоквартирных домов. Кадастровые данные о строении включают:

  • вид объекта (здание, помещение и так далее);
  • кадастровый номер;
  • расположение на местности (конкретный адрес или относительно ориентира);
  • площадь и этажность;
  • материал стен;
  • год ввода в эксплуатацию;
  • кадастровая стоимость;
  • некоторые другие сведения, если МКД еще не достроен.

Цель данных сведений – определить многоквартирный дом как отдельный объект. Перечисленные сведения входят в специальную базу данных – государственный кадастр, который в свою очередь включается в объединенный реестр сведений о недвижимости ЕГРН. Провести кадастровый учет многоквартирного дома означает определить все необходимые сведения об МКД и внести их в базу.

Внимание! До 2017 года в России существовали отдельно два реестра – ГКН (кадастр) и ЕГРП (права на недвижимость). Сейчас их объединили под общим наименованием «Единый государственный реестр недвижимости», в котором есть сведения и об объектах и о правообладателях. В связи со слиянием реестров были отменены кадастровые паспорта, взамен которых сейчас выдаются .

Кадастровый учет МКД

Постановка на кадастровый учет многоквартирного дома как готового строения осуществляется после выдачи властями разрешения на ввод в эксплуатацию. После постановки можно оформлять право итогового собственника – гражданина, семьи – на квартиру. Эта юридическая процедура регулируется Законом о госрегистрации недвижимости .

Кто подает заявление

Постановка на кадастровый учет многоквартирного дома происходит не автоматически после ввода в эксплуатацию, а по заявлению уполномоченного лица. По действующим правилам таким лицом является орган местного самоуправления (администрация, мэрия, префектура), который выдал разрешение на ввод.

Схема следующая:

  1. После завершения строительства застройщик обращается в администрацию, комитет, департамент, который в данном населенном пункте заведует вопросами строительства, за разрешением на ввод в эксплуатацию.
  2. Чиновники проверяют представленную документацию и выдают разрешение на ввод.
  3. Далее в течение 5 рабочих дней сама администрация направляет в Росреестр заявление о постановке МКД на кадастровый учет вместе с разрешением на ввод.
  4. Срок постановки на кадастровый учет в Росреестре – 5 рабочих дней с даты получения заявления администрации.

Внимание! К заявлению администрация должна приложить технический план многоквартирного жилого дома. Росреестр проверяет всю документацию и при наличии вопросов может приостановить срок регистрации до 3 месяцев до устранения недочетов.

Если же администрация по какой-то причине игнорирует обязанность подать заявление о постановке многоквартирного дома на кадастровый учет, такое заявление может подать застройщик. Он не обязан этого делать, но для экономии времени вправе самостоятельно подать необходимые документы. А если дом , то право постановки принадлежит кооперативу.

К сожалению, сейчас возможность постановки на кадастровый учет многоквартирного дома дольщикам или кадастровым инженерам, составляющим техпаспорт, не предоставляется.

Особенности постановки на учет

Многоквартирный дом включает не только совокупность квартир, а еще места общего пользования (лестницы, чердаки), землю под домом и вспомогательные помещения (например, котельную). Как поставить на учет эти площади – определено в ФЗ о регистрации недвижимости.

По заявлению уполномоченного лица (администрации или застройщика) на учет ставятся одновременно:

  • многоквартирный дом как объект;
  • квартиры;
  • общие площади МКД;
  • вспомогательные помещения.

Что касается земельного участка, то права на него, как правило, регистрируются еще до постановки многоквартирного дома на учет. После оформления прав собственности жильцы дома вправе будут приватизировать и придомовую территорию. О том, как это сделать, .

Оформление прав на квартиру в МКД

После постановки на кадастровый учет многоквартирного дома, конечный владелец квартиры в нем вправе оформить на себя право собственности. Для этого ему нужно собрать документы:

  • заявление о регистрации – заполняется на приеме сотрудником МФЦ, заранее ничего заполнять не требуется;
  • ДДУ или договор об уступке – подлинник, документ вернут после регистрации;
  • передаточный акт на квартиру;
  • квитанция об оплате госпошлины за регистрацию 2 000 рублей.

Технический план или разрешение на ввод в эксплуатацию предоставлять не нужно.

Документы нужно сдать в МФЦ лично по паспорту. Спустя 3-14 дней можно будет забрать готовую выписку из ЕГРН о праве собственности на квартиру. Одновременно зарегистрируют право собственности на долю в общем имуществе МКД.

Учет МКД при банкротстве застройщика

При банкротстве застройщика стройка замораживается, а дольщики оказываются в невыгодном положении – они рискуют потерять деньги и не получить квартиру. В зависимости от стадии строительства есть два варианта:

  • В большинстве случаев дольщики пытаются вернуть вложенные деньги через законные способы – участие в банкротной процедуре, страховку или возмещение из компенсационного фонда. .
  • В качестве альтернативы граждане могут попросить суд передать им в собственность объект незавершенного строительства, который потом достраивается силами кооператива и вводится в эксплуатацию. Это имеет смысл, если степень готовности объекта достаточна для того, чтобы завершить строительство без крупных вложений.

Чтобы получить недостроенный МКД, он тоже должен быть поставлен на кадастровый учет. В записи по недострою, кроме обычных для строений характеристик, указывается:

  • проектируемое значение технических характеристик;
  • проектируемое назначение здания – «многоквартирный дом».

Вопрос о том, кто подает заявление о постановке дома на кадастровый учет, решается с учетом сложившихся обстоятельств. Сам застройщик после объявления его банкротом не вправе производить такие действия, а администрация просто не уполномочена, поскольку не выдала разрешения на ввод в эксплуатацию. После принятия судом решения о передаче недостроя в собственность кооператива дольщиков, именно кооператив будет вправе подать бумаги о постановке.

Итак, постановка многоквартирного дома на кадастровый учет не требует участия дольщиков – вся процедура совершается органами власти или муниципалитета, которые выдают разрешение на ввод в эксплуатацию. Проверить, включен ли дом в кадастровый реестр можно, заказав выписку из ЕГРН по адресу расположения МКД.

Уважаемые читатели! Законодательство постоянно меняется, поэтому для решения конкретной ситуации рекомендуем обратиться за помощью к дежурному юристу портала. В статье изложен лишь общая информация.

Материал был полезен? Поставьте лайк и сохраните статью на своей страничке в соцсети.

Юристы и риелторы рассказали, зачем жителям многоквартирных домов стоит задуматься об оформлении прилегающих земельных участков в общедолевую собственность

Вопрос оформления земли в собственность под многоквартирными домами стал острым для части москвичей после запуска программы реновации. Пока это не вылилось в реально оформленные права собственности — в Росреестре сообщили «РБК-Недвижимости», что не наблюдают роста обращений граждан. Редакция узнала у юристов и риелторов, зачем нужна собственность на землю под домом, а в Росресстре рассказали, как ее оформить.

Собственники помещений в многоквартирном доме (МКД) являются одновременно владельцами общего имущества в этом здании: чердаков, подвалов, крыши, инженерного оборудования. В список входит земля, на которой расположен дом с прилегающими территориями в рамках кадастрового участка, а также все находящиеся элементы благоустройства и озеленения, говорит управляющий партнер риелторской компании «Метриум Групп» Мария Литинецкая.

Согласно Жилищному кодексу РФ, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом с прилегающей территорией, необходимой для его эксплуатации, принадлежит собственникам помещений этого дома на праве общей долевой собственности.

«Без земли домов не бывает - еще при строительстве новых жилых зданий дольщик уже получает право на землю, на которой будет располагаться дом. Даже если объект не завершен, дольщики имеют право оформить в собственность долгострой и земельный участок под ним», - пояснила Мария Литинецкая.

В настоящее время оформление земельного участка, прилегающего к МКД, в Москве является правом, а не обязанностью собственников. «Пока столичное правительство не понуждает москвичей оформлять права на землю. В том числе это объясняется тем, что городским властям в таком случае удобно распоряжаться своей муниципальной землей, не учитывая интересы собственников помещений в МКД», - рассказал «РБК-Недвижимости» партнер адвокатского бюро А2 Михаил Кюрджев.

Зачем нужна собственность на землю у дома

Жители МКД становятся полноправными собственниками участка, а значит, они получают дополнительные возможности распорядиться своей общей землей. Права собственности на землю, по словам юристов, опрошенных редакцией «РБК-Недвижимости», не ограничиваются. Собственники вправе принять решение даже о строительстве на участке в установленном законом порядке либо передаче части участка в аренду, поясняют они.

«Собственники квартир могут распределить между собой землю под наземную стоянку во дворе, построить или снести какие-либо элементы благоустройства, установить шлагбаум на въезде во двор или ограждение всей территории, сдать часть земли в аренду», - приводит примеры управляющий партнер «Метриум Групп» Мария Литинецкая. Кроме того, они могут обезопасить себя от точечной застройки, ведь нередко, если земля остается в муниципальной собственности, власти отдают ее под строительство, что прямо противоречит интересам и комфорту жильцов близлежащих домов, считает она.

В то же время вместе с правами возникают и обязанности. В частности, собственникам МКД придется самостоятельно решать вопросы обслуживания имущества (досуговые зоны, дороги и тротуары, парковочные места), поясняет Мария Литинецкая.

Земля и реновация пятиэтажек

Если дом попал в программу реновации, то владельцы при получении равноценной квартиры должны получить и компенсацию за долю в общей собственности на землю и объекты на ней. «Рыночная цена на объект недвижимости формируется не только исходя из стоимости самого жилого помещения, но и всего здания, земли под ним и объектов общего пользования. Поэтому справедливая денежная компенсация, которая предусмотрена законопроектом о реновации, уже будет включать в себя возмещение стоимости земельного участка под домом», - говорит Мария Литинецкая.

При неоформленной земле прав на нее у собственников квартир не возникает. Это создает угрозу для жителей домов, ведь власти могут предложить компенсацию без учета стоимости земли под пятиэтажкой, отмечает Мария Литинецкая.

«Если же земля будет оформлена в долевую собственность жителей многоквартирного дома, попавшего в программу реновации жилья, то здесь есть основания ставить вопрос о выплате соответствующей компенсации в случае изъятия земельного участка для государственных нужд, если его изъятие будет производиться по этой процедуре. Иных каких-то специальных вариантов закон о реновации, насколько мне известно, на сегодняшний день не предусматривает», - утверждает партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко.

«Поэтому до принятия решения о реновации владельцам квартир в хрущевках следует размежевать участок под своим домом, поставить его на кадастровый учет и оформить в собственность. Этим же я бы рекомендовала заняться владельцам квартир в МКД, которые находятся в непосредственной близости от пятиэтажек. Если их участок также не оформлен (а, скажем, является собственностью города, как и прилегающая земля с хрущевкой), то при будущей застройке власти смогут «отрезать» у них важный кусок земли», - дополняет Мария Литинецкая.

Напомним, что ранее председатель комитета Госдумы по ЖКХ Галина Хованская призвала жителей сносимых пятиэтажек ставить землю под этими домами на кадастровый учет. «Хочу упомянуть решение Верховного суда РФ для случая, когда собственник будет требовать не натуральное возмещение, а денежную компенсацию. Тогда в нее, помимо рыночной стоимости жилого помещения, входит доля в праве на общее имущество и на земельный участок. Я призываю всех москвичей озаботиться постановкой на кадастровый учет земельных участков под своими домами, потому что только в этом случае стоимость земельного участка будет входить в рыночную стоимость квартиры», - сказала Галина Хованская на пресс-конференции по программе реновации в Госдуме 19 мая.

На каком основании земля принадлежит собственникам

Если территория поставлена на кадастровый учет и сформирована до вступления в силу Жилищного кодекса (то есть до 01.03.2005), то владельцы квартир в многоквартирном доме считаются ее собственниками со дня вступления в силу этого кодекса, рассказал «РБК-Недвижимости» представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Росреестр).

Если же участок сформирован и занесен в кадастр после принятия кодекса, то право совместной собственности появляется в силу закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ». Данные положения были неоднократно подтверждены судами, а также министерствами и ведомствами России, добавил он.

«В силу закона о государственной регистрации недвижимости доказательством существования права на недвижимое имущество является государственная регистрация такого права в Едином государственном реестре недвижимости», - рассказали юристы, опрошенные «РБК-Недвижимостью». По их словам, для того чтобы это право собственности на землю являлось официальным, его необходимо оформить и внести соответствующие данные в государственный реестр.

Однако оформить землю под многоквартирным домом в Москве непросто и часто возможно только через суд, отмечают юристы. Основными проблемами они называют то, что на кадастровой карте столицы под многими домами не сформирован земельный участок, часто его границы не определены.

Согласно действующему законодательству (№ 189-ФЗ от 29.12.2004) формированием земельных участков, на которых расположен многоквартирный жилой дом, занимаются органы государственной власти или местного самоуправления. В Москве таким уполномоченным органом является департамент городского имущества, который в рамках своих полномочий утверждает границы участка на кадастровой карте территории, если участок размежеван.

Если участок не размежеван, то определение его границ может быть произведено при помощи услуг кадастрового инженера, который подготовит межевой план земельного участка. Данные об этом участке также могут быть предоставлены кадастровым инженером в электронную систему ведения реестра прав на недвижимое имущество.

Оформление документов на земельный участок производится органами государственной регистрации прав на недвижимое имущество (Россреестр), для чего в этот орган предоставляются соответствующие документы, предусмотренные Законом о государственной регистрации недвижимости, в частности решение общего собрания собственников помещений о формировании земельного участка и об определении долей, заявление, план земельного участка и прочие, необходимые для государственной регистрации прав.

«Без проведения указанных процедур земельный участок не будет оформлен в общую долевую собственность, следовательно, никаких полномочий собственника в отношении данного земельного участка у жителей многоквартирного дома не будет. Они не смогут распоряжаться этой землей или совершать в отношении нее какие-либо правопритязания», - пояснил партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко.

Как оформить землю у дома в собственность

Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом с прилегающей территорией, может быть оформлен в общую долевую собственность владельцев помещений многоквартирного дома (МКД). По словам Михаила Кюрджева, основанием для регистрации права является решение собственников МКД, а также кадастровый паспорт земельного участка.

Необходимо проверить по публичной кадастровой карте, сформирован ли земельный участок под конкретным домом. Если сформирован и вы знаете его номер, надо отправить запрос на получение сведений об участке на сайте Росреестра. После оплаты и получения выписки с паспортом и свидетельством о праве собственности на жилое или нежилое помещение в этом доме (сейчас вместо свидетельства о праве собственности выдают выписку и ЕГРН) обратиться в Центр предоставления государственных услуг «Мои документы». В центре госуслуг следует оплатить госпошлину 600 руб. и сдать документы, через три дня выписка о праве на долю в общедолевой собственности на участок должна быть готова.

Если участок под домом не сформирован, то регистрацией права занимаются сами жильцы. Обычно они организуют общее собрание, заключают договор с кадастровым инженером, оплачивают подготовку межевого плана, назначают представителя. Последний заполняет заявление и сдает пакет документов в Росреестр.

Для того чтобы оформить кадастровый паспорт на земельный участок, необходимо осуществить межевание земельного участка. Кадастровый инженер готовит проект межевания. Далее необходимо согласовать проект границ с собственниками соседних участков (если такие есть) или с правительством Москвы (если вся земля вокруг принадлежит городу), описывает процедуру Михаил Кюрджев.

Как правило, кадастровый инженер берет данные об обслуживаемой территории у эксплуатирующей организации (то есть учитывается та площадь, которую по факту содержат собственники МКД, оплачивая расходы на эксплуатацию и уборку самого дома и прилегающей территории), поясняет Михаил Кюрджев.

Межевой план утверждается департаментом городского имущества Москвы и затем выносится на публичные слушания, на которых абсолютным большинством голосов собственники жилого дома утверждают (или не утверждают) проект межевания. «Данная процедура законна и прописана в ст. 46 Гражданского кодекса. Она существует для того, чтобы собственники могли ознакомиться с межевым планом, задать вопросы проектировщикам, внести свои предложения. После утверждения проекта начинаются собственно межевые работы. Как правило, они стоят около 30-40 тыс. руб. с одного дома.

После этого с межевым планом на руках собственники обращаются в Росреестр, чтобы их участок был поставлен на кадастр», - дополняет Мария Литинецкая.

Какие документы нужны

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации прав на земельный участок под многоквартирным домом, установлен Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и иными нормативными правовыми актами:

Заявление о государственном кадастровом учете и о государственной регистрации права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме;

Документ, удостоверяющий личность заявителя или уполномоченного им на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности (при представлении заявления посредством личного обращения);

Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом;

Документы о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (межевой план и т. д.);

Решение (протокол) общего собрания собственников помещений об определении долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме;

Правоустанавливающие документы, подтверждающие наличие прав собственников помещений в многоквартирном доме, возникших до 31 января 1998 года (если на момент представления документов на государственную регистрацию права общей долевой собственности на объекты недвижимости помещений в многоквартирном доме в ЕГРН отсутствуют записи о государственной регистрации наличия прав указанных собственников);

Куда подавать документы

Документы на государственную регистрацию можно подать лично через центры предоставления государственных услуг «Мои документы», офисы приема филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» либо отправить почтой (обязательно с описью вложений и объявленной ценностью) или в электронном виде через портал Росреестра. Срок регистрации составит семь рабочих дней, в случае если документы поданы через центр предоставления государственных услуг «Мои документы», срок регистрации составит девять рабочих дней.


Постановка многоквартирного дома на кадастровый учёт до недавнего времени не имела чётких указаний, о том, кто должен осуществлять регистрацию. Эта обязанность ложилась на плечи застройщика, который после ввода дома в эксплуатацию должен был подать документы в кадастровую палату, уплатить пошлину, и получить кадастровую документацию.

В начале 2017 года были введены множественные изменения, как в саму процедуру регистрации недвижимости в кадастре, так и в базовую документацию, которую получал собственник, при постановке дома на кадастровый учёт. О том, как сегодня проходит процедура постановки дома на кадастровый учёт, обязан ли застройщик это делать, мы расскажем в нашей статье.

Новые порядки

С начала 2017 года обязанности регистрации многоквартирных домов, ложится на органы государственной власти и местного самоуправления. Выдвинув решение о вводе объекта в эксплуатацию, администрация должна подать заявление в Росреестр о постановке на кадастровый учёт объекта капитального строительства, приложив к нему техническую документацию. Эти действия госорганы должны произвести в течение 5 дней с момента ввода жилья в эксплуатацию.

Росреестр в свою очередь должен внести недвижимость в ЕГРН, в течение 5 дней. При этом на учёт ставят не только общедомовую собственность, но и каждую отдельную квартиру, что ранее не было обязательным. В случае выявления несоответствий в фактических данных, и данных документации процесс регистрации может быть приостановлен на срок до 3 месяцев.

Инфо

Раньше чётких указаний и требований к заявителю в законодательстве не предполагалось, и постановкой на кадастровый учёт занимался либо застройщик, либо составитель кадастрового плана, либо участник долевого строительства. Как правило, при этом регистрировалась лишь часть дома, то есть общедомовая собственность и прилегающая территория, а обязанности по регистрации каждой отдельной квартиры ложилась на собственников. Сегодня, когда обязанности по регистрации чётко закреплены за госструктурами, всё же не редки ситуации, где общедомовую собственность в кадастр так и не внесли. Рассмотрим возможные варианты разрешения этой ситуации.

Формирование участка

Учитывая огромное количество бюрократических проволочек связанных с процедурой постановки дома на кадастровый учёт, не сложно представить объём документации, который должна представить администрация в Росреестр, после ввода дома в эксплуатацию. Случается так, что документация, составленная инженером не сходится с фактическими данными, что делает имеющийся техплан дома и прилегающей территории недостоверным, а соответственно неликвидным. В таких случаях требуется проведение повторных межевых работ и формирование новой технической документации.

Конечно, все эти действия по закону должен производить госорган выдавший разрешение на введение дома в эксплуатацию. Однако, как правило, эти действия не редко затормаживаются, поскольку госструктура в регистрации и внесении данных о многоквартирном доме в ЕГРН, мало заинтересована. Раздел общедомовой недвижимости между всеми собственниками, и регистрация отдельных квартир, интересует в первую очередь дольщиков, которые намерены перепродать недвижимость, что требует подготовки всех документов, в том числе кадастровых. В таких случаях дольщики и собственники квартир могут инициировать проведение межевания и внесение данных об объекте в ЕГРН, посредством подачи заявления на формирование участка, или на уточнение данных о земельном участке. Как это сделать мы расскажем далее.

Порядок действий

Постановка дома на кадастровый учёт стоит в интересах собственников, поэтому решение о проведении регистрационных действий должно быть вынесено в рамках собрания. Вы можете инициировать его самостоятельно, или обратиться за помощью в управляющую компанию, в чьи обязанности входит организация подобных встреч.

В зависимости от того в какой форме будет проходить собрание жильцов, очной или заочной, должен быть подготовлен пакет документов, который в дальнейшем необходимо будет передать в администрацию:

  1. Заявление об уточнении границ земельного участка или о формировании границ участка, от лица, уполномоченного общим собранием жильцов;
  2. Схема распределения долей собственников квартир в праве общей собственности на общедомовое имущество в многоквартирном доме;
  3. Копии уведомлений о проведении общего собрания;
  4. Приложение о вручении уведомлений о проведении собрания;
  5. Решения собственников о формировании земельного участка или об уточнении его границ;
  6. Протокол общего собрания собственников.

Инфо

Лучше обратиться по вопросу проведения собрания к управляющей компании. Её сотрудники должны знать, какие документы составляются в рамках собрания, это освободит вас от необходимости самостоятельно оформлять подобные бумаги.

Попутно необходимо будет составить заявление «О передаче земельного участка в общедолевую собственность» и подать его вместе со всеми документами в администрацию. Заявитель на основании протокола собрания может заказать межевые работы. Межевание придётся проводить за свой счёт, но в случае, когда технические документы не совпадают реальными данными, это будет необходимо.

На основании ваших заявлений, предоставленных вами протоколов и результатов межевания, администрация утверждает границы участка, и передаёт информацию в кадастровую палату. В разных регионах страны формированием участков занимаются разные структурные подразделения. В Москве такие полномочия возложены на Департамент земельных ресурсов.

Итог

Нововведения в регистрационных действиях, должны поспособствовать скорейшей постановке новостроек на кадастровый учёт. Застройщик по новым правилам эти действия совершать не обязан, хотя именно на основании представленного им плана многоквартирного дома вносятся данные в ЕГРН. Собственники, заинтересованные в скорейшей регистрации объекта недвижимости в кадастре, могут провести межевые работы и подать документы на регистрацию самостоятельно, по решению общего собрания жильцов, если госорганы по каким-либо причинам оттягивают эту процедуру.

И. Н. Иванеженкова, редактор газеты “Земельная газета”, г. Брянск С земельными участками, на которых расположены частные дома и у которых есть определённый собственник, всё более или менее понятно. Но что происходит с землёй, на которой построен многоквартирный дом? Рассмотрим, каким образом осуществляется кадастровый учёт такого участка и что бывает, когда земля под многоэтажным домом остаётся бесхозной. В населённых пунктах земельных участков, на которых расположены многоэтажные жилые дома, сегодня огромное количество, однако оформлены далеко не все из них. От того, кому принадлежит земля под вашим домом, зависит многое: во-первых, можете ли вы как-то повлиять на благоустройство территории, а во-вторых, особенности уплаты земельного налога. Оформленный земельный участок под многоквартирным домом - это, по сути, гарантия того, что вы будете видеть из окна своей квартиры уютный, чистый, зелёный двор с детской площадкой и клумбами вместо незаконной парковки или свалки мусора. Кроме того, использование земельного участка без оформленных в надлежащем виде правоустанавливающих документов на землю считается незаконным (согласно статье 7.1 Кодекса об административных правонарушениях) и может повлечь за собой штраф в размере от 5 до 10 МРОТ. Вопросы формирования земельных участков под многоквартирными домами урегулированы в пункте 2 статьи 36 Земельного кодекса РФ, части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, статье 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (в дальнейшем будем называть его Вводный закон к ЖК РФ), а также в Федеральном законе «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) и в иных нормативно-правовых актах. Согласно Жилищному кодексу РФ земля, на которой построена многоэтажка, принадлежит собственникам квартир этого дома на праве общей долевой собственности, как и прочее общее имущество. Сюда относятся и все элементы озеленения и благоустройства, находящиеся на участке, а также прочие объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома - детская площадка, парковка, цветники и посаженные деревья, дворовая территория и т.п. Условия и порядок предоставления земельных участков в общую долевую собственность владельцев квартир в таких домах прописаны в статье 16 Вводного закона к ЖК РФ. В соответствии с указанной статьей земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом со всем прилегающим, сформированный до введения в действие Жилищного кодекса РФ (1 марта 2005 года) и стоящий на государственном кадастровом учёте, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Если же участок не был сформирован до введения в действие ЖК РФ, собственники квартир имеют право обратиться в органы государственной власти или местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка. Итак, что вам предстоит сделать. 1. Провести общее собрание собственников помещений данного многоквартирного дома. Необходимость этого действия продиктована требованиями пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». Порядок проведения общего собрания собственников помещений установлен статьями 45-48 ЖК РФ. Инициатором проведения собрания может стать любой законный владелец квартиры этого дома. Если на собрание явилось не менее 50 процентов голосов от общего числа, оно считается состоявшимся. Большинством голосов собравшихся можно принять решение об оформлении земельного участка. Общее собрание должно также уполномочить лицо на обращение в соответствующие органы власти с заявлением о формировании участка и приобретении прав на него. По результату собрания в обязательном порядке составляется протокол. В постановлении Правительства Москвы от 3 июля 2007 года № 569-ПП «Об утверждении состава документов для принятия общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах решений о формировании земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома» приводится перечень необходимых документов и образцы документов, если общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проходит в очной форме:

  • копии уведомлений о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка;
  • лист регистрации собственников помещений или их представителей, принявших участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка;
  • доверенности представителей собственников помещений, оформленные в установленном законом порядке;
  • письменные решения собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка;
  • протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка.

Перечень и образцы необходимых документов для проведения собрания в форме заочного голосования:

  • заявление лица, уполномоченного общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, о формировании земельного участка;
  • схема распределения долей собственников помещений в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме;
  • копии уведомлений о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка в форме заочного голосования;
  • лист регистрации вручения уведомлений о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка в форме заочного голосования;
  • доверенности представителей собственников помещений, оформленные в установленном порядке;
  • письменные решения собственников помещений в многоквартирном доме при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка в форме заочного голосования;
  • протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка в форме заочного голосования.

2. Затем следует обратиться с заявлением о передаче земельного участка под многоквартирным домом в общую долевую собственность собственников помещений в нем. Решение общего собрания даёт право уполномоченному лицу заказать межевые работы. 3. На основании проведенных землеустроительных работ орган местного самоуправления распорядительным актом (постановлением, распоряжением) утверждает проект границ данного земельного участка. 4. Формирование земельного участка. В Москве ответственным за формирование участка является Департамент земельных ресурсов (ДЗР). ДЗР заказывает разработку заключения о градостроительных регламентах земельного участка и проект межевания территории в Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы. Затем этот же орган утверждает проект границ сформированного земельного участка на основании проекта межевания территории; обеспечивает изготовление за счет заявителя технического отчета об инженерно-геодезических изысканиях, установлении и закреплении границ земельного участка с определением площади (при отсутствии сведений об инженерно-геодезических изысканиях); обеспечивает постановку земельного участка на кадастровый учет и изготовление кадастрового плана земельного участка. С подготовленным проектом межевания уполномоченное лицо обращается в органы Росреестра для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет. Итак, после того как земельный участок сформирован и зарегистрирован в кадастре недвижимости, хозяева квартир данного многоэтажного дома автоматически и бесплатно получают его в общую долевую собственность. О том, что земельный участок под многоквартирным домом поставлен на кадастровый учёт, будет свидетельствовать присвоенный ему кадастровый номер. Если вы представили документы как о ранее учтённом земельном участке, то кадастр недвижимости не будет содержать сведения о его границах. Для внесения этих важных сведений в кадастр уполномоченный представитель может обратиться с заявлением о внесении изменений в объект недвижимости, приложив межевой план и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, как было описано выше. Важно иметь в виду, что при уточнении границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, должны соблюдаться требования пункта 2 части 1 статьи 27 Закона о кадастре, в соответствии с которым площадь земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, полученная в результате осуществления кадастрового учёта, не должна быть больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.



Похожие статьи