Михаил Борисович Денисенко, заведующий кафедрой демографии нашего университета расскажет о том, каким образом балльная система работает в зарубежных странах. Унас доклад. Выдержит ли Россия демографический удар? Книга входит в коллекции

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Я.И. Кузьминов: Мы сегодня проводим заседание экспертной группы № 7 и обсуждаем очень важный вопрос, который часто упоминается в качестве одной из мер в новом перечне мер миграционной политики, это балльная система отбора мигрантов на получение вида на жительство, в конечном счете, на натурализацию. Не секрет, что эта мера, активно дискутируется, активно используется как сторонниками, так и противниками, как за, так и против. При этом, как ни удивительно, мы ни разу не обсуждали ее с точки зрения того, что она вообще из себя представляет и как она будет работать. Дьявол, как всегда, в деталях, поэтому мы решили посвятить целое публичное заседание, потому что, мне кажется, что граждане нашей страны должны знать все аргументы рассмотрения этого вопроса. У нас сегодня несколько докладчиков. Михаил Борисович Денисенко, заведующий кафедрой демографии нашего университета расскажет о том, каким образом балльная система работает в зарубежных странах. У нас докладчик Александр Анатольевич Аксенов от ФМС - начальник Управления организации визовой регистрационной работы. Александр Анатольевич доложит конкретные предложения Федеральной миграционной службы. И Екатерина Юрьевна Егорова, зам. руководителя Службы, она тогда сделает третий доклад или сообщение, не знаю, как это назвать. Значит, пожалуйста, Михаил Борисович.

М.Б. Денисенко: Мой доклад, как видно из названия, посвящен непосредственно представлению опыта использования балльной системы в ряде зарубежных стран. Конечно, эти страны вы прекрасно знаете - в первую очередь речь идет о Канаде и Австралии. На самом деле мы с вами увидим, какие еще страны используют эту балльную систему. Для нас, наверное, важно следующее замечание. Как ни странно, но большинство экспертов в области миграции практически из всех ведущих принимающих стран мира и из тех, в которых действует эта система, и в тех, в которых она еще не действует, считают ее действительно самой прогрессивной, самой эффективной. Самой прогрессивной и самой эффективной с точки зрения, как воздействия миграции на социально-экономическое развитие принимающих стран, так и на положение мигрантов, которые в эти страны прибывают. Хотя у этого утверждения достаточно много оппонентов. И, как правило, эти оппоненты представляют собой различные или политические круги, или отдельные школы экономической науки. Значит, поскольку мы говорим о балльной системе отбора мигрантов, важно следующее положение, что миграция часто - и в научной литературе, и, соответственно, в миграционной политике об этом говорят - представляется как некий отбор, как некая система отбора. Соответственно, когда мы говорим о миграционной политике, мы говорим уже об определенных сознательных системах отбора. Если не обращаться к миграционной политике, то так или иначе этот отбор осуществляют так называемые выталкивающие и притягивающие факторы. В мигранты попадают люди определенного склада, попадают в определенное время, направляются в определенную страну, выезжают из определенной страны. Факторы эти разнообразные. Но нас сейчас в большей степени интересует то, что вот этот потенциальный контингент мигрантов, который может направиться или в Россию, или в Соединенные Штаты, помимо вот этих объективных факторов, он определяется объемом, направлением потока, так называемыми миграционными каналами или миграционными фильтрами, которые задают эти каналы. Собственно, к этим фильтрам мы относим правила и процедуры въезда-выезда, обустройства на той или иной территории, лимиты, планы и квоты, которые в общем-то определяют количественные пределы мигрантов в той или иной стране. Ну, естественно, речь идет о тех странах, где эти лимиты и планы действуют.

Ну и, соответственно, система отбора мигрантов. По высказыванию одного исследователя - эксперта в области миграции, директора Миграционного института Соединенных Штатов (Demetrios Papademetriou ), - систему отбора он как раз назвал душой современной миграционной политики. И неслучайно, например, когда Николя Саркози пришел к власти, одним из первых его действий в области организации миграционного движения, внешней миграции во Франции в общем-то были предложения по реформе миграционного законодательства во Франции. Он сразу обратил внимание на то, что Франция в первую очередь нуждается как раз в реформировании системы отбора, которая позволяет изменить состав мигрантов, а состав мигрантов, как раз определяет успех или определяет тот позитивный эффект, который миграция оказывает на развитие. Ну и как раз, если говорить об этих правилах, процедурах и так далее, то мы можем выделить несколько категорий мигрантов, которые в принципе институционально задаются соответствующими миграционными каналами. Экономические мигранты, родственники или воссоединение семьи, репатрианты, студенты, беженцы или лица, ищущие убежища - для каждой этой категории существует определенная система отбора. И нас сегодня будут интересовать именно экономические мигранты. Мы с вами должны сразу запомнить, обратить сразу внимание на то, что миграция - это действительно процесс массовый, масштабный, и экономическая функция миграции, несомненно, важная. Но она этим только не ограничивается. И, скажем, те же самые перемещения родственников, для многих стран они более значимы. Я назову просто такую страну, как Соединенные Штаты. По семейной квоте, если обратиться как раз к делению на преференциальные группы, по семейной квоте в Соединенные Штаты въезжает почти 80% мигрантов, 75-80%. Остальные – это семейные, это как раз экономические преференции, и где-то 5% остается на остальные категории мигрантов, включая известную лотерею миграционную и так далее.

Нас с вами интересует сегодня категория экономических мигрантов, в первую очередь по одной простой причине, как раз экономические последствия миграции, развитие рынка труда и так далее у нас непосредственно связано, привязано к этой категории мигрантов. Хотя, конечно, когда мы изучаем миграцию в целом, те же самые лица, переехавшие по семейному предпочтению, они тоже попадают в категорию в конечном итоге занятых, работников и, естественно, в конечном итоге мы изучаем и глобальный эффект от миграции. Но экономическая миграция для нас сейчас самая важная и самая важная по одной простой причине - потому что балльная система, о которой мы с вами непосредственно будем говорить сегодня, как раз в первую очередь ориентирована на отбор именно экономических мигрантов. Я, единственное, здесь хочу отметить, что к экономической категории мигрантов, как правило, относят не только тех, кто переезжает с целью получения работы или более высокого заработка, по экономическим причинам, с целью реализации экономических целей, именно связанных с рынком труда, но также самозанятых, бизнес-мигрантов или инвесторов - то есть это категория на самом деле более широкая. Если говорить о системах отбора экономических мигрантов, мы здесь с вами тоже должны сразу вспомнить, что помимо балльной системы существуют и другие системы отбора мигрантов. И для нас, наверное, сейчас важно представить две основные системы, которые действуют, когда речь идет именно о селекции, об отборе. Это, собственно, система, ориентированная на накопление человеческого капитала, и вот к ним как раз относится балльная система.

Отличительная особенность этой системы заключается в том, что инициатор ее возникновения и непосредственно администратор, который управляет этой системой - это собственно государство или государственный институт. Как правило, это миграционные службы. И, соответственно, те системы, которые, как правило, в большинстве своем действовали и по-прежнему действуют во всех странах мира, это системы, ориентированные на текущие потребности экономики, на спрос, и инициатор функционирования этих систем - непосредственно работодатель. Работодатель, который приглашает на работу иностранных граждан. Помимо того, если говорить о системах отбора, приглашения на работу, мы знаем, сейчас получают все более широкое распространение такие системы отбора как списки востребованных и избыточных профессий. Отдельно следует выделить внутрифирменные перемещения, потому что по несколько иным правилам перемещаются мигранты из одной страны в другую, когда это перемещение осуществляется в связи с переводом на другую должность в рамках родной компании и так далее. Оргнабор, профессиональные программы - есть другие, в общем-то, программы привлечения экономических мигрантов. Но для нас сейчас видна специфика этой балльной системы. Да, неслучайно, например, оргнабор или списки дефицитных профессий связаны с межправительственными соглашениями, которые тоже являются, в общем-то, одной из форм этих программ, ориентированных на накопление человеческого капитала и инициаторами их тоже являются государственные институты. Балльная система в этом плане стоит совершенно особняком.

Если давать определение балльной системы, вы на самом деле прекрасно представляете эту процедуру, она удивительно простая и, в общем-то, любой из вас представляет, что стоит за словами «балльная система». Ну, я просто дам краткое определение, чтобы не было каких-то разночтений. Собственно, это форма отбора мигрантов, согласно которой он допускается в страну на постоянное проживание, для временного проживания или занятости в зависимости от набранных им баллов, измеряющих степень соответствия некоторых его личных характеристик определенным критериям. Соответственно, разрешение на работу получают те из потенциальных мигрантов, которые набрали достаточную сумму баллов. Значит, перечни этих характеристик, их критерии оценки, как я уже говорил, устанавливают государственные институты. И, как правило, эти критерии определяются возрастом, образованием, профессией, опытом работы, знанием языка. Помимо этого, в разных странах могут использоваться и другие критерии. Цели и задачи балльной системы на самом деле очень прозрачны. Главная задача - это отобрать среди потенциальных мигрантов тех, кто обладает наилучшими характеристиками с точки зрения развития страны и, соответственно, обладает хорошими возможностями при интеграции в принимающее их общество. Что касается целей балльной системы, то для нас постановка этих целей на самом деле очень важна. В том плане, что поскольку государство определяет эти цели, они в полной мере, как правило, интегрируются с целями развития той или иной страны.

Я.И. Кузьминов: Извините, пожалуйста, Михаил Борисович, а это все цели и задачи, у вас других нет?

М.Б. Денисенко: Основные.

Я.И. Кузьминов: Вот я хотел бы включить сюда дополнительные цели и задачи. Дело в том, что создание такой простой, прозрачной, понятной дорожной карты для мигранта о том, как ему надо себя вести для того, чтобы получить право на натурализацию в стране, в огромной степени изменит отношение мигрантов к выполнению законов Российской Федерации, в частности, по регистрации, их поведению в общественных местах. Это, в конечном счете, будет иметь позитивный эффект для самых разных сфер: от сбора взносов в системы социального, медицинского страхования и охраны труда до защиты российских трудящихся, потому что мигранты, соответственно, легализуясь в рамках этой системы, начнут предъявлять большие требования к своим нанимателям, которые сделают относительно более выгодный найм российских граждан в тех или иных случаях. То есть они не будут согласны работать в тех нелегальных условиях, в которых они сейчас работают, многие из них, вплоть до порядка на улице. Мне кажется, что нам обязательно нужно, когда мы говорим о целях и задачах балльной системы, как и миграционной политики, вот эту цель и этот набор задач тоже иметь в виду. Не только привлечение мигранта. Да, у нас, к сожалению, демографическая ситуация такова, что нам нужно привлекать мигрантов. И нам нужно хороших мигрантов привлекать. А к нам едут пока не очень хорошие. Но нам надо разбираться с той массой мигрантов, которая без всякой нашей политики сюда приехали. Они так, они здесь себя ведут определенным образом не всегда так, как нам нравится. Давайте, Михаил Борисович, мы дополним эту презентацию, если вы не против. Извините, что я вас прервал.

М.Б. Денисенко: Нет-нет, это важное дополнение. Совершенно верно. Действительно, здесь у каждой страны своя история и, понятное дело, что когда эта система начинала вводиться в Канаде, тогда сформировались одни задачи. Когда эта система появилась в Австралии, другие. У нас совершенно специфическая ситуация. И то, о чем вы говорите, здесь совершенно все основания есть для того, чтобы эту цель соответствующим образом сформулировать и, главное, о ней помнить постоянно. Значит, появление балльной системы: она впервые появилась в Канаде, это вы все прекрасно знаете, в 1967 году. Хотя, надо сказать, что формирование самой балльной системы, предложения по ее формированию, это начало 60-х годов. С чем это было связано? Как раз в начале 60-х годов Канада испытывала острый недостаток высококвалифицированных специалистов. Университеты Канады просто не успевали готовить в должном количестве инженеров и ученых. Значительная часть из тех, кого готовили канадские вузы, уезжали в Соединенные Штаты и, соответственно, для того чтобы привлечь мигрантов быстро и эффективно, то есть без дополнительных бюрократических процедур, собственно, эта балльная система была и предложена. И акцент в ней как раз делался на критерии отбора по образованию. Соответственно, когда мы говорим о канадской балльной системе, вот ее такая визитная карточка - ориентация на образованных людей, ориентация на накопление человеческого капитала во многом сформировалась. И это не только представление собственно о канадской миграционной системе, но и о самой балльной системе, которую по большому счету иногда называют канадской.

И второй важный момент, который как раз связан с балльной системой в Канаде. Канада явилась первой страной, в которой принципы миграционной политики были в корне изменены. То есть если до этого, скажем, в той же самой Канаде миграционный отбор осуществлялся по страновому принципу, ну то есть преференции создавались для выходцев из стран Европы, в первую очередь англосаксонских стран, то здесь поворот был сделан в направлении - личностные характеристики мигрантов становятся во главу угла. Не его происхождение, а именно личностные характеристики. И таким образом Канада оказалась самой первой страной западного мира, которая отказалась от так называемого отбора мигрантов по этническому или расовому признаку. Так политика «белой миграции», как сами канадцы говорят, прекратилась именно с введением балльной системы. На самом деле это отразило потребности современной экономики, а современная экономика нуждается действительно в первую очередь в высококвалифицированных специалистах независимо от их происхождения. И второй важный момент - это демографический спад, который в 60-х годах в западном мире тоже проявлялся в достаточно острой форме. Следующей страной была Австралия. Постепенно этот список стал расширяться, присоединилась Новая Зеландия.

Замечательным событием явилось присоединение к балльной системе, введение балльной системы в Великобритании. Почему знаменательно? Ну, во-первых, это первая европейская страна, во-вторых, Великобритания первой ввела балльную систему не для программ постоянной миграции. Если в Канаде, Австралии, Новой Зеландии эта программа была ориентирована именно на переселенцев, осуществлялся отбор тех, кто приезжает в страну на постоянное место жительство, то Великобритания ввела для тех, кто приезжает в страну на работу. Естественно, согласно законодательству, которое реформировалось Великобританией в начале XXI века, таким мигрантам, которые успешно интегрировались, получили работу, им в дальнейшем предоставлялся бессрочный вид на жительство. Чехия, Сингапур, Гонконг и Дания, в этих странах балльная система была ведена в последующие годы, здесь тоже важно отметить, что эти программы - именно отбор иммигрантов по баллам - они тоже применяются исключительно к временной трудовой миграции. Но эти временные трудовые мигранты со временем могут получить также бессрочный вид на жительство. Но все зависит от того, через какое время. Ну и, соответственно, количество мигрантов, которое отбирается по балльной системе, приведены в последнем столбике. Здесь важно отметить следующее. Когда в Соединенных Штатах ведутся дискуссии о неэффективности американской миграционной системы, то в пример приводится Канада, Австралия, Новая Зеландия. Вот эти 156 тысяч человек - это более половины мигрантов, которые приехали в Канаду именно по программе экономической миграции. То есть значительная часть мигрантов отбирается именно по личностным характеристикам. Соответственно, 61 тысяча мигрантов в Австралию - это только часть экономических мигрантов, в Австралии есть и другая программа привлечения экономических мигрантов, я на ней остановлюсь, но это примерно треть тех, кто приезжает в Австралию на постоянное местожительство.

Значит, если говорить о конструкции балльной системы, то это действительно государственная система, и эта система в полной мере должна отражать цели и задачи миграционной политики в целом и цели и задачи социально-экономической политики, которая строится в том или ином государстве. Если говорить о структуре балльной системы, то что, собственно говоря, мы можем в любой балльной системе увидеть. Во-первых, помимо того, что существует отбор по так называемым критериям, существуют так называемые предварительные требования. Предварительные требования определяют, может или не может тот или иной потенциальный мигрант участвовать в отборе. Об этих предварительных требованиях очень часто забывают, а они на самом деле в значительной степени формируют контингент будущих переселенцев или временных трудовых мигрантов в ту или иную страну. Дальше, соответственно, характеристики мигрантов и их оценки, то, что непосредственно формирует балльную систему. И еще один важный момент, это то, что вот эти оценки, характеристики мигрантов и их оценки могут варьироваться. Могут варьироваться по регионам и могут варьироваться по отдельным группам мигрантов. Это все определяется тем, какую региональную политику проводят те или иные страны, какую социальную политику они проводят. Если обратиться к предварительным требованиям. Что обязательно присутствует в предварительных требованиях? Это требования по состоянию здоровья, по отсутствию криминального прошлого и на самом деле одно важное требование, это финансовое состояние соискателей. Если как раз говорить об объеме денежных средств, здесь на слайде написано, что эти ресурсы должны обеспечивать проживание мигранта и его семьи в течение одного года на момент после подачи заявки. Многие специалисты отмечают, что это требование является важным с какой точки зрения? Мы, по сути дела, закладываем критерий, который предполагает, что переезжают в той или иной степени люди, обладающие определенным доходом. То есть это миграция не бедных. Экономический критерий миграции, связанный с доходом, закладывается как раз в предварительных требованиях. Есть на самом деле еще отдельные предварительные требования, которые присутствуют в балльных программах тех или иных стран, но я когда буду говорить о странах, я на них остановлюсь.

Когда мы строим с вами балльную систему, нам надо ответить на целый ряд вопросов: какие характеристики мы оцениваем, как мы выставляем баллы, как соотносятся баллы друг с другом, каким должен быть проходной балл. На первый взгляд, это очень простые вопросы, но на самом деле каждый ответ должен быть связан, как я уже говорил, с политикой не только миграционной, но и с политикой социально-экономической. Значит, вот оценки характеристик в разных странах - это Канада, Австралия, Новая Зеландия, Великобритания, Дания в 2011 году. Значит, как вы видите, присутствует то, о чем мы с вами уже говорили - возраст, образование, опыт работы, знание языка, предложения по работе, опыт работы в стране, куда мигранты направляются, характеристики супругов, родственников, профессии и заработная плата. Вот там, где стоит восклицательный знак - я просто обращаю внимание, вот именно на этот в первую очередь символ - Канада и Австралия. Это соответствие профессии, востребованности рынка труда в Австралии и в Канаде, эти две позиции вынесены именно в предварительные условия. Если, скажем, вы переезжаете, хотите переехать в Австралию, то вы должны, соответственно, посмотреть, соответствует ли ваша специальность так называемому списку профессий. И если этой специальности нет, то вы просто не допускаетесь к участию в балльном тестировании. Надо сказать, что балльная система эволюционирует, и в Австралии это требование перешло в так называемый список предварительных условий или требований совсем недавно, буквально в 2010 году. До этого соответствие профессии, востребованность профессии как раз оценивалось непосредственно балльным тестированием. И здесь надо заметить, что в тех странах, которые отбирают мигрантов на постоянное место жительство, использованных, оцениваемых критериев гораздо больше, чем, соответственно, в тех странах - Великобритания и Дания, - которые используют балльную систему для привлечения мигрантов ко временной трудовой деятельности.

Значит, если мы переведем баллы в проценты и попробуем посмотреть, какой вклад в итоговый балл вносит тот или иной критерий, то что мы с вами увидим? Вот внизу красным цветом выделяется тот минимум баллов, который надо сейчас набрать соискателям в разных странах. Он, как правило, не превышает 100%. Но что интересно: распределение для каждой страны баллов нам сразу задает ориентиры или приоритеты той или иной миграционной политики. Например, когда мы говорим о Канаде, мы видим, что сейчас большее количество баллов мигранты должны набрать по образованию, по знанию языка и по опыту работы. Акцент делается на накопление человеческого капитала и на успешную интеграцию мигрантов в канадское общество. Австралия - это возраст, образование и знание языка, и опыт работы в Австралии. Привлекаются молодые, образованные мигранты, обладающие достаточно высоким уровнем квалификации. Новая Зеландия - опыт работы, образование. В Великобритании акцент делается на уровень образования и уровень квалификации. Причем обратите внимание, что Великобритания – это единственная страна, в которой отбор осуществляется в том числе по величине заработной платы, которую соискатель получал в стране исхода. И соответственно, в Дании акцент делается в первую очередь на образование. Если говорить о балльной системе, то мне здесь хотелось лишний раз подчеркнуть, что в таких крупных странах, как Канада и Австралия, действуют региональные программы. То есть балльная система, которая разрабатывается на федеральном уровне, модифицируется и, соответственно, каждая провинция или каждый штат получают возможность разрабатывать специальные, вводить дополнительные бонусы для того чтобы привлечь мигрантов на свои территории, в том числе мигрантов, обладающих определенными профессиями.

Преимущества балльной системы. Как я уже говорил, дискуссий ведется много, но я здесь собрал позитивные оценки балльной системы, которые, как правило, представлены в научной литературе. В первую очередь это прозрачность и ясность. Для того чтобы понять, насколько это просто и ясно, достаточно войти на сайт любой миграционной службы той страны, где существует балльная система, и пройти тестирование. Если вы пройдете это тестирование, когда вы заполните все необходимые ячейки, вам сразу будет дан ответ, можете ли вы эмигрировать в Канаду или Австралию или не можете. То есть здесь никто на эту процедуру никак больше повлиять не может. Второй момент - ясность цели миграционной политики, когда непосредственно эта балльная система формируется. Мы с вами говорили, на что нам ориентироваться, на накопление человеческого капитала, допустим, или, как в Австралии – на привлечение мигрантов определенной специальности. Мы эти цели в принципе можем как раз этими параметрами в балльной системе непосредственно задать. Балльная система достаточно гибкая, это показывает, как раз, опыт последних лет. Фактически сейчас изменения в балльную систему в Канаде и Австралии вносятся в общем практически ежегодно. Эти изменения ведь, действительно, во многом связаны с тем, что достаточно значительные изменения происходят в мире, в первую очередь в третьих странах, там развивается система образования. Скажем, в 90-х годах выход на тот же самый канадский рынок труда или австралийский выходцев из Индии или Китая был минимальным. Сейчас он увеличивается. Конкурс, так скажем, среди потенциальных мигрантов на въезд увеличивается, приходится постоянно адаптироваться по этой причине. Соответственно, приходится адаптироваться и в связи с тем, что возрастают требования рынков труда. К этому особо чувствительно подходит Австралия, которая разрабатывает достаточно подробный перечень тех профессий, которые востребованы в этой стране и, соответственно, мигранты должны, как правило, найти свою профессию в этом перечне. В противном случае, они, как я уже говорил, не могут участвовать в отборе.

Балльная система, соответственно, как правило, ассоциируется с реализацией стратегических целей развития страны. Она ориентирована на долгий период времени. Балльная система позволяет достаточно оперативно реагировать на те прогнозы, которые произойдут в будущем в экономике и, например, вводить специальные преференции по тем профессиям, которые сейчас только появляются и в которых еще работодатель, скажем, может быть, в полной мере не заинтересован в связи с тем, что и отрасли формируются. С балльными системами связывают эффективную интеграцию мигрантов, это, как правило, подтверждают эмпирические исследования. Опять примеры Австралии и Канады показывают, что фактически в течение года те, кто въехал в страну, в среднем достигают тех же параметров уровня жизни и занятости, что и коренное население тех же самых социальных групп. То есть социальных групп, обладающих высоким уровнем образования. И, как я уже сказал, система эта позволяет адаптироваться к ожидаемым изменениям на рынке труда.

Что касается недостатков балльной системы. Главная критика балльной системы связана с тем, что она не учитывает текущей потребности рынка труда. И на самом деле, с одной стороны, это, конечно, хорошо, с другой стороны, это плохо. Но можно привести красноречивый достаточно пример: в период последнего кризиса канадское правительство категорически отказалось менять параметры приема мигрантов по как раз экономической программе. Другой важный момент: мигранты, которые приезжают, например, часть мигрантов, которые приезжают в Канаду, не может сразу найти работу. Нужны программы переквалификации и так далее, но самый, наверное, главный феномен, собственно, за что эту программу критикуют и в Канаде и, скажем, ее критикуют и американские эксперты - часть мигрантов не находит работу по специальности в Канаде. Потому что вот это ужесточение требований по связке образования, которое получил выходец из той или иной страны, профессии, которая у него была, с той профессией, по которой он будет работать в Канаде, ужесточение этой связки, по сути дела, в Канаде происходит только в последний год. А до этого, вы, наверное, тоже прекрасно знаете, особенно на примере наших мигрантов, когда инженеры, врачи и так далее, приезжая в Канаду, не могли найти работу по специальности по разным совершенно причинам и вынуждены были работать совершенно в других сферах деятельности. Критерии быстро устаревают и требуют частого пересмотра и как раз, по мнению многих критиков, даже этот частый пересмотр не успевает за теми изменениями, которые, во-первых, происходят в обществе, а во-вторых, частый пересмотр, он на самом деле лишает балльную систему одного важного позитивного момента: она перестает быть стабильной. Как правило, балльная система привлекает многих и специалистов, и чиновников, и мигрантов именно тем, что ее параметры на протяжении длительного времени не меняются. То есть и мигранты, и работодатели, и чиновники как бы адаптируются к этой системе, она становится понятной. Еще один недостаток - спорность оценок для выходцев из разных стран мира. Мы оцениваем уровень образования, допустим, берем Канаду. Есть лица, которые заканчивали университеты в Англии, есть которые в Китае, есть которые в Африке. И все, например, приезжают со степенью доктора. Как можно приравнивать, по мнению многих исследователей-практиков, вот эти докторские степени, давать за докторские степени один и тот же балл? Негативный эффект для третьих стран, как раз эта стабильность балльной системы, она приводит к тому, что те страны, которые являются, что называется, экспортерами рабочей силы, полностью начинают ориентироваться на те параметры балльной системы, которые установлены, например, в Канаде или Австралии. В этом плане примером являются хорошим или Филиппины, или Таиланд, которые самым тесным образом привязаны к миграции, привязаны к Австралии. Действительно, система образования в значительной степени начинает работать, готовить людей по тем специальностям, давать им ту языковую подготовку, которой в полной мере отвечает именно требованиям австралийской балльной системы.

Развитие населения и демографическая политика. Памяти А. Я. Кваши [Электронный ресурс] : сборник статей / под ред. М.Б. Денисенко, В.В. Елизарова; Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. - М.: Проспект, 2014. - 56 с. - («Демографические исследования». Вып. 25). - ISBN 978-5-392-18115-5. - Режим доступа: http://сайт/catalog/product/534113 читать

978-5-392-18115-5

Предлагаемый вниманию читателей сборник научных статей серии «Демографические исследования» — «Развитие населения и демографическая политика» посвящен видному российскому демографу, известному ученому, д. э. н., заслуженному профессору МГУ имени М. В. Ломоносова А. Я. Кваше. Авторами сборника являются коллеги и ученики А. Я. Кваши. работающие ныне в научных и учебных заведениях, в госструктурах и общественных органи- зациях в Москве, в ряде регионов России, в ближнем и дальнем зарубежье. Первая часть сбор- ника включает биографию А. Я. Кваши. перечень его основных научных работ и кандидатских диссертаций, выполненных под его руководством. Во второй части сборника представлены воспоминания учеников и коллег об А. Я. Кваше. В третьей части сборника содержатся статьи по тематике тех научных направлений, история возникновения и развития которых в нашей стране тесно связана с именем А. Я. Кваши: демографическому анализу и прогнозированию, демографической политике, экономической, социальной и военной демографии. Для научных сотрудников, аспирантов, студентов и всех интересующихся проблемами народонаселения.

Книга входит в коллекции:

  • Коллекция МГУ. Экономический факультет

И Совета по внешней и оборонной политике «Прогнозы про угрозы» свою лекцию прочитает заместитель директора Института демографии Высшей школы экономики

Михаил Борисович Денисенко.

Ведущий конференции: Тема нашей беседы: "Выдержит ли Россия демографический удар? "

Денисенко Михаил Борисович :

Дорогие друзья, мы обсуждаем действительно очень важную и интересную тему. Важную прежде всего потому, что демографические процессы и структуры являются базовыми, фундаментальными, которые во многом определяют и среднесрочные, и долгосрочные тенденции развития нашей страны.
Тема лекции «Выдержит ли Россия демографический удар?» - немного неожиданная для меня, потому что демографы не пользуются выражением «демографический удар», чаще мы используем сочетание «демографический кризис», но давайте отталкиваться от этого названия.
Демографическая история нашей страны – это чередование таких ударов. Они отделены друг от друга относительно спокойными периодами, во время которых определяются общие демографические тенденции, которые свойственны большинству стран мира. Хотя Россия – страна специфическая.
Последний удар, как вы знаете, пришёлся в нашей стране на 90-е годы. Это был период демографического кризиса, который для нас в первую очередь ассоциируется со снижением рождаемости и ростом смертности. Этот кризис был предсказан советскими демографами ещё в 70-е годы. Значительная часть тогда ещё советской общественности об этом могла только догадываться. Эти прогнозы были сделаны на том основании, что рождаемость в 60-е годы в Советском Союзе, в частности в Российской Федерации, не обеспечивала простого воспроизведения населения в будущем, то есть поколения детские не заместили бы поколения родительские как раз в 90-е годы. Общий социально-экономический кризис усилил этот демографический спад.
В оставшиеся годы второго и третьего десятилетий XXI века мы будем пожинать плоды демографического кризиса 90-х годов. В первую очередь это будет выражаться в негативных изменениях возрастной структуры населения.
На возрастной структуре я остановлюсь позже, а сейчас перечислю основные проблемы, которые нас ожидают в связи с демографическими изменениями в ближайшие 17 лет.
Начну с самого общего.
Это стагнация численности населения страны. Я не случайно выбрал слово «стагнация», потому что те демографические прогнозы, которые имеются по Российской Федерации, не дают однозначного ответа на вопрос: будет возрастать население России или будет сокращаться. По всей видимости, оно будет сокращаться.
Сейчас численность населения России составляет 143 млн человек. Если оно сократится, то на не очень большую величину. По прогнозу нашего института, численность населения немного вырастет к 2025 году, а потом опять вернётся к исходной позиции. Прогнозы ООН для России дают нисходящие тренды. Один из прогнозов Росстата (так называемый «оптимистический вариант») даёт рост населения. Но, как правило, все эти оценки колеблются вокруг современной численности – 143 млн человек.
За этим стоит другая проблема. Мы все знаем, что численность населения России неравномерно распределяется по территории. В последние годы это неравномерное распределение привело к тому, что численность населения отдельных обширных территорий (Дальний Восток, Восточная Сибирь, Север европейской России) значительно сократилась. Вместе с тем, у нас есть полюса роста. Это, прежде всего, Московский регион, Краснодарский край, в последнее время Санкт-Петербургский регион.
Особо впечатляют цифры, относящиеся к Московскому региону. Если численность населения России за последние 20 лет сократилась со 148 млн до 143 млн человек, то численность населения Москвы возросла с 9 млн до 12 млн человек. Рост составил 3 млн человек. В стране, где длительное время наблюдался процесс депопуляции, это неблагоприятная тенденция.
В ближайшие годы, по нашим оценкам и оценкам многих специалистов - демографов, географов, экономистов, эти негативные изменения в территориальном распределении продолжатся. В первую очередь в пользу столичного региона. Этому будет способствовать и присоединение новой территории к Москве, сюда будут приезжать новые люди. Эта неравномерность распределения будет создавать массу экономических, геополитических проблем как раз в тех богатых ресурсами и не обладающих достаточным количеством людей регионах, которые действительно интересуют многие страны мира.
Хочется ещё раз подчеркнуть, что, даже если численность населения чуть-чуть увеличится, Россия, как демографическая единица, продолжает устойчиво терять свои позиции в мире. Если в 1950 году в Российской Федерации проживало примерно 4 % населения земного шара, то к 2030 году доля России в населении мира сократится практически до 2,2-2,4 %. Та же тенденция характерна для удельного веса России в странах Европы. Он будет сокращаться. При этом численность населения соседей России будет неуклонно возрастать. Самые близкие к нам соседи – Центральная Азия. Там численность населения возрастёт до 60 млн человек. Разрыв между численностью населения России и Центральной Азии значительно уменьшится . А ещё в 1950 году население многих центрально-азиатских республик составляло чуть больше 1 млн человек. Сейчас это уже совершенно другие страны с достаточно большим населением. Демографическое давление со стороны стран третьего мира на Россию будет возрастать, точно так же, как на страны Европы и Северной Америки.
Почему население России не будет увеличиваться? Несмотря на те успехи, которые были достигнуты в демографической сфере, я имею в виду увеличение продолжительности жизни и рождаемости, этого роста оказывается явно недостаточно для того, чтобы население России начало в перспективе увеличиваться быстрыми темпами за счёт демографических факторов. Тот рост, о котором иногда говорят прогнозы, в первую очередь обеспечивается миграцией. Уровень рождаемости у нас остаётся низким с точки зрения обеспечения расширенного воспроизводства населения, хотя в последние годы он вырос благодаря мерам, которые предпринимает правительство. Но это не тот уровень рождаемости, который обеспечивает замещение поколений. В семьях рождается всё равно меньше двух детей. Соответственно, родительские поколения детскими не замещаются. Более того, из-за того, что возрастная структура, количество матерей, количество потенциальных родителей в этой возрастной структуре уменьшится, в будущем уменьшится и число родившихся. Поэтому естественный прирост в нашей стране как был отрицательным, так и останется. Только эта отрицательная убыль усилится.
Про смертность мне хочется сказать одно. Продолжительность жизни в нашей стране чрезвычайно низкая. Мы занимаем среди 200 стран мира низкие места: мужчины – 140 место, женщины – 105 место . Эти места не соответствуют той роли, которую Россия играет в мире.
Если говорить о смертности, как о демографическом вызове для экономики, для общества, то, по мнению и демографов, и многих экономистов, если мы говорим о модернизации, то она в первую очередь должна касаться факторов, которые определяют именно продолжительность жизни. Точнее говоря, изменения в продолжительности жизни в определённой мере отражают, насколько модернизировано поведение нашего населения. Короткая продолжительность жизни, к сожалению, это признают многие экономисты и демографы, означает, что у населения с такой продолжительностью жизни не может быть современного экономического поведения. Все долгосрочные экономические программы будут лишены поддержки со стороны большей части населения. Люди живут слишком мало, поэтому не заинтересованы накапливать деньги, участвовать в инвестициях, им безразличны накопительные программы в пенсионных системах и т. д. Вызов со стороны смертности – действительно один из самых серьёзных вызовов, который демография бросает нашей экономике.
Что нас ждёт с точки зрения возрастной структуры? Россию, как и многие страны развитого мира, ожидает сокращение численности населения в так называемых рабочих возрастах. Мы можем определять эти возраста так, как это делают в России или как это делают в мире при международных сравнениях – 60-65 лет. Но в любом случае нас ждёт сокращение численности населения трудоспособного возраста. Оно будет достаточно значительным. По разным оценкам оно сократится на 10-13 млн человек до 2030 года. Это колоссальные цифры.
Это сокращение будет происходить на фоне старения населения. У нас стареет население. Это объективный процесс. Он связан со снижением рождаемости. Доля лиц в старших возрастах заметно увеличится. Скажем, доля лиц старше 60 лет сейчас составляет порядка 19 %, а к 2030 году будет составлять 25 %. Соответственно, численность лиц в возрасте старше 60 лет увеличится с 27 до 35 млн человек. И рабочее население тоже в свою очередь будет стареть. Многие современные оценки показывают, что уже стареют и будут стареть люди тех специальностей, на которые сейчас предъявляется огромный спрос со стороны экономики. Это инженерные, многие медицинские специальности, сфера образования.
Что делать в этой ситуации? Это серьёзный вызов и он учитывается при разработке многих экономических и демографических программ. Естественно, речь идёт о том, что надо увеличивать производительность труда, чтобы предупредить эти потери, надо снижать смертность, надо увеличивать инвестиции в человеческий капитал, в частности в образование, надо повышать уровень экономической активности молодёжи и лиц старшего возраста. Уровень экономической активности молодёжи у нас один из самых низких среди развитых стран. Экономическая активность людей старшего возраста тоже не самая высокая в мире, во многом благодаря раннему возрасту выхода на пенсию. И проводить активную миграционную политику.
Миграция – это тоже своеобразный демографический вызов, с которым столкнулось наше общество. Отношение к ней крайне неоднозначно, несмотря на то, что миграция сыграла достаточно позитивную роль в последние 20 лет в демографической истории нашей страны. Если бы у нас не было значительного миграционного прироста, то численность нашего населения сейчас была бы не 143 млн, а 135 млн человек. Если бы не было значительного притока трудовых мигрантов, а разрешение на работу в нашей стране за последнее десятилетие получило порядка 11 млн человек, то отдельные отрасли нашей экономики могли бы испытать определённые сложности, особенно в тот период, когда у нас наблюдался экономический рост. Это позитивные черты. О них обязательно надо говорить, а это делается недостаточно. Нас всех пугает, что значительная часть мигрантов не имеет легального статуса (по разным оценкам, от 3 до 5 млн человек); что у нас нет отбора мигрантов, соответственно, качество трудовых мигрантов, которые приезжают в нашу страну, постепенно ухудшается; что у нас до сих пор нет программы адаптации и интеграции мигрантов. А это всё способствует тому, что возникает напряжённость в отношениях между постоянным коренным населением России и теми людьми, которые приезжают в нашу страну работать и жить.
Мы часто встречаемся с оценками, которые показывают, что Россия является одним из лидеров в привлечении мигрантов. Но эти оценки нуждаются в серьёзном переосмыслении и комментариях. Скажем, оценка ООН, где говорится, что мы – лидер, после Соединённых Штатов, не совсем точная. В то количество мигрантов, которое они называют (11 млн), входит много тех, кто вернулся и переселился в Россию ещё в период Советского Союза, поскольку ооновский критерий определения мигрантов – это место рождения. А это была внутренняя миграция. Если обратиться к современной статистике, то мы увидим, что по интенсивности миграционных процессов, по количеству иностранцев Россия не относится к тем странам, которые занимают лидирующее положение в мире. Это в первую очередь касается стран Западной Европы.
Подведу некий итог, что нас ждёт в ближайшие годы, какие демографические удары ожидают страну.
Это возможная неизменность численности населения. И она будет развиваться в тех условиях, когда численность населения по территории страны будет перераспределяться крайне неравномерно. Как раз стратегически важные регионы, судя по всему, по-прежнему будут терять своё население.
К сожалению, у нас произойдут крайне негативные изменения в возрастном составе населения. Значительно сократится численность населения в рабочих возрастах (на 11-13 млн человек). Сокращение численности рабочего населения будет проходить в условиях старения населения. Это объективный процесс. Не хочу называть его негативным. Это происходит везде. Но старение населения будет затрагивать и то население, которое активно участвует в экономических процесса. Вместе с тем, эти изменения в структуре и численности населения будут проходить и поддерживаться демографическими процессами.
Миграция – один из серьёзнейших вызовов. Этот процесс будет во многом влиять на будущее нашей экономики, на динамику численности населения, особенно в тех условиях, когда рождаемость по-прежнему не будет обеспечивать расширенного воспроизводства. По всем прогнозам, даже если рождаемость будет расти, она не дойдёт до отметки двух рождений у одной женщины.
Продолжительность жизни. Мы на это возлагаем очень большие надежды. Это огромный резерв для нашего демографического развития. Но даже с учётом успехов, для того чтобы наша демография улучшалась, эти успехи должны быть ещё более значительными. По нашим оценкам, если смертность будет снижаться очень быстро, а продолжительность жизни будет стремиться к среднему уровню стран Западной Европы, мы получим дополнительно 4 млн населения.
Если мы говорим о политике в области демографии, то мы должны чётко выделить две составляющих. Есть демографические изменения, на которые мы можем влиять, хотя за исключением миграции демографическими процессами трудно управлять. Это инерционные процессы. Там, где у нас есть возможность для управления, конечно, мы должны их поддерживать. Мы должны бороться за увеличение продолжительности жизни, должны поддерживать семьи, в которых рождаются дети. И есть изменения, которые предупредить сложно. Старение население происходит и будет происходить. Мы не можем его остановить.
Население в рабочих возрастах определяется нашей историей, во многом оно связано с теми ударами, которые страна вынесла в прошлом. Но к этим изменениям в структуре населения мы должны адаптироваться. Мы должны развивать деятельность институтов, разрабатывать меры социально-экономической политики, направленные на то, чтобы эти изменения в возрастном составе населения учесть и предупредить.
Если говорить о миграции, то она как раз может в определённой степени предупредить эти негативные последствия в изменении численности населения в рабочих возрастах, потому что миграция – достаточно оперативный способ решения этих проблем. Но главный момент – успех использования миграции, как одного из средств решения проблемы недостатка рабочей силы, возможен только при достаточно сбалансированной миграционной политике.

Чернышева Анна Дмитриевна

Вы только что сказали, что население будет концентрироваться в Москве. А что необходимо всё-таки делать, чтобы этого не происходило или происходило в меньшей степени?

Денисенко Михаил Борисович
Если говорить о концентрации в Москве, я назову некоторые цифры. Сейчас на территории Московского региона проживает примерно 13 % населения страны. По различным оценкам, эта цифра может увеличиться до 17-18 %. Для такой большой страны это невероятная цифра.
Что делать? Я – не экономист, я - демограф. Если обращаться к тем рекомендациям, которые даются, к тому анализу, который и мы проводим, - надо инвестировать деньги в регионы. В первую очередь в те регионы, которые теряют население. Ещё раз подчеркну, что эти регионы как раз обладают ресурсами. Соответственно, им надо предоставлять различные льготы. Сегодня президент в своём выступлении эту тему поднимал. Может быть, имеет смысл обратиться к опыту освоения того же Дальнего Востока в дореволюционные годы. Ведь тогда переселенцам и предпринимателям предоставлялись очень широкие льготы, вплоть до освобождения от налогов на длительное время.
Наша история показывает, что на Север и на Восток люди едут тогда, когда туда идут инвестиции, будь это конец XIX века, или 70-80 годы ХХ века. Если инвестиций нет, люди туда никогда не поедут. Основные финансовые и экономические ресурсы страны собираются у нас в отдельных полюсах роста, которые расположены в европейской части России, в Западной Сибири, в нефтяных центрах. Основная часть нашего населения и трудовые мигранты будут направляться именно в эти регионы.
Москва не случайно аккумулирует как минимум 30 % всех трудовых мигрантов, которые направляются в Россию. Естественно, трудовые мигранты едут туда, где есть работа. А в Москве она есть. Уровень безработицы в столице крайне низкий – порядка 1 %. А на Дальнем Востоке в разных региона - от 5 до 8 %.

Stas189
Добрый день. Проблема перенаселённости столицы остро стоит только в России или она есть везде?

Денисенко Михаил Борисович
Проблема перенаселённости столиц существует, но в первую очередь в странах третьего мира. Москва в старых границах по плотности населения соперничает с этими странами. Я говорю о городах Бразилии или Юго-Восточной Азии. А плотность населения в столицах европейских стран в два раза ниже, чем в Москве. Разница колоссальная. Присоединение новых территорий приблизило Москву по плотности населения к тем странам, где в столицах относительно свободно. Но эти новые территории ещё не освоены. А планы по их освоению настораживают, потому что количество жилья, которое планируется ввести в строй на этих территориях, насколько мне известно, - порядка 40 млн кв.м. Это дополнительно почти 2 млн человек. Думаю, что значительную их часть составят как раз те, кто выезжает из регионов или других стран.
Самое трагедийное, что исход населения из ряда очень важных территорий плох ещё тем, что та инфраструктура, которая там была создана (школы, больницы, дороги), постепенно приходит в негодность, разрушается. А восстанавливать эти объекты потом будет достаточно сложно.
Я говорил о Сибири, Дальнем Востоке, Севере, а ведь есть регионы, которые находятся практически рядом с Москвой. К примеру, Костромская область. Самые высокие темпы по сокращению населения дала сельская местность этой области. Каждое третье село стоит пустым. А эта область являлась одним из ядер формирования российского государства.

Бачурин
Что вы подразумеваете под эффективной миграционной политикой, о которой вы сегодня сказали не раз?

Денисенко Михаил Борисович
Есть общепринятый критерий, когда речь идёт об эффективной миграционной политике. Миграционная политика должна давать ответ на такие вопросы: сколько мигрантов должно быть в стране, какие это должны быть мигранты, как их интегрировать в эту страну. К сожалению, наша миграционная политика пока таких чётких ответов на эти вопросы не даёт.
Проблема интеграции мигрантов. Мы прекрасно видим, что у нас нет политики интеграции. В современном понимании адаптация и интеграция должны начинаться не на территории той страны, куда приезжает мигрант, а ещё на территории тех стран, откуда они выезжают. Если мы хотим, чтобы мигранты знали русский язык и были знакомы с русской культурой, российским законодательством, они должны с этим знакомиться ещё у себя на родине.
Проблема селективности или отбора мигрантов. Если мы знаем, какие мигранты нам нужны, то в первую очередь должны привлекать их. Причём отбор должен быть дифференцированным. Скажем, образованные люди и люди с невысоким уровнем образования обладают разными интеграционными возможностями, у них разные способности к культурной адаптации. То есть эта политика должна быть дифференцирована, в том числе и по срокам приёма, по способам приезда в РФ и т.д.
Сколько и кого. Есть мигранты постоянные, есть временные. На вопрос «сколько» мы никогда не ответим, но представление у нас должно быть. Я считаю, что в нашу страну на постоянное место жительства должно приезжать 300-400 тысяч человек. Если мы будем принимать такое количество, то в какой-то степени в будущем сможем предупредить негативные последствия от изменений возрастной структуры населения. Эти 300-400 тысяч в процентном отношении намного меньше, чем в Канаде, в Австралии. Это не так много.
Если говорить о трудовых мигрантах, мне кажется, что эта цифра в ближайшие годы должна быть порядка 3 млн человек ежегодно. Эти оценки мы делали на основе экономического и демографического анализа тех экономических тенденций, которые нас ждут в ближайшие 15 лет.

Ведущий конференции
А сколько сейчас реально приезжает трудовых мигрантов в Россию?

Денисенко Михаил Борисович

На самом деле не намного больше. По этому поводу существует много легенд. Мы забываем о том, что мигранты приезжают в Россию на разный срок. Согласно нашему законодательству, трудовые договора не могут заключаться больше, чем на год. Их можно продлевать до полутора лет. Многие приезжают ненадолго, потом возвращаются обратно, но исследования показывают, что обычно трудовые мигранты приезжают на 6-7 месяцев. Разрешение на работу у нас получает порядка 1,5 млн человек. Через нашу страну легально с трудовыми целями ежегодно проходит 2-2,5 млн человек. Есть ещё нелегальный срез – порядка 3 млн человек. Эти процессы пока ещё не упорядочены, хотя определённая работа ведётся со стороны миграционной службы. Как выясняется, мы плохо знаем свой рынок труда. Для того, чтобы здесь принимать какие-то решения, нужно иметь чёткое представление о рынке труда.

Оггнев Валерий
Сможет ли Россия отстоять свой суверенитет и независимость, в случае чрезвычайного положения (угроза из вне) в настоящее время, имеющимися людскими ресурсами?

Денисенко Михаил Борисович
Ответ на этот вопрос зависит не от людских ресурсов, а от тех технологий, которыми мы располагаем. Если это военная угроза, то, соответственно, военные технологии. Если какие-то другие угрозы - то другие технологии. Если мы этими технологиями обладаем, то людских ресурсов нам вполне хватит.
Одно время считалось, что демографический фактор (численность населения) на оборонную мощь, на экономическое развитие в постиндустриальном обществе никакого влияния не оказывает. Но сейчас к этому фактору опять обращаются и экономисты, и демографы. На примере Индии, Китая мы убеждаемся, что в долгосрочной перспективе численность населения и возрастной состав имеют большое значение. Это рынок, рабочая сила, в каком-то смысле военная мощь. Оказывается, это важно. Демографы-то никогда от этого не отказывались, но сейчас с этим тезисом соглашаются и многие экономисты, особенно те, которые занимаются долгосрочными проблемами развития экономики.

Мария Петровна
Почему в России так быстро умирают мужчины?

Денисенко Михаил Борисович
В начале 60-х годов Россия входила в десятку стран с самой высокой продолжительностью жизни. Разрыв в показателях продолжительности жизни между российскими и японскими мужчинами в те годы был ничтожным. Сегодня японские мужчины обладают самой высокой продолжительностью жизни в мире (80 лет), а наши мужчины живут 64 года. Этот разрыв наметился ещё в 60-х годах. В других странах продолжительность жизни стала быстро увеличиваться, а у нас практически перестала меняться.
Повлияло на это много факторов. В 60-70-е годы в развитых странах быстро вводились в применение новые технологии, менялось жизнеохранительное поведение населения. Это привело к тому, что учёные назвали кардиоваскулярной революцией. Болезни сердца в этих странах стали лечить на ранней стадии. Это дало сильную добавку к продолжительности жизни. А у нас эта революция не произошла. Одновременно происходили мини-революции в диагностике раковых заболеваний, заболеваний дыхательных путей. Многие формы рака уже начали лечить в массовом порядке, а у нас подобных процессов в 70-80-х годах не наблюдалось.
Я не случайно сказал об этих модернизационных изменениях в здравоохранении и подчеркнул, что менялось жизнеохранительное поведение людей. Здесь, кстати, надо добавить и охрану окружающей среды. Это было тесно связано с жизнеохранительным поведением. Люди поверили в то, что они могут жить долго, прекрасно поняли, что от того, как они живут в молодости, будет зависеть и то, как они будут жить в старости, будут ли они болеть или будут здоровы. В это время начинает уделяться внимание физическому развитию, постепенно происходит отказ от курения, от чрезмерного потребления алкогольных напитков, меняется диета. Люди начинают более рационально и правильно питаться. Эти изменения происходили практически одновременно.
Хочется привести пример из японской жизни. Когда развивались новые технологии, с ними была связана необходимость проведения общей диспансеризации. Население достаточно вяло реагировало на эти меры. Осмотры ведь бывают разные. Для того чтобы как-то вовлечь население в процесс диспансеризации, в первую очередь в обязательном порядке на осмотры направляли чиновников. Когда население увидело, что есть толк, вслед за чиновниками отправилась в больницы и остальная часть населения. Пример государства очень важен, в данном случае это пример на уровне персон.

Ведущий конференции
Поколение молодёжи, которой сейчас 30 и выше, начинает следить за собой: спорт, здоровый образ жизни. Это принесёт свои плоды в будущем?

Денисенко Михаил Борисович
Конечно. Более того, есть демографические оценки, которые показывают, что уровень смертности в тех поколениях, которые сейчас находятся в подростковом возрасте, ниже, чем у тех поколений, которые родились в начале 80-х. То есть сдвиг намечается. Кроме того, мы видим, что и те, кому около 50 лет, бросают курить, меньше пьют. И многие жалеют, что не сделали этого раньше.
Надо обратить внимание на ещё один момент. Российское общество всегда считалось стрессогенным, ещё с 60-70-х годов. Есть даже разного рода показатели, которые измеряют эту стрессогенность. Она связана с нашей жизненной неустроенностью. Не всё, конечно, от нас зависит, но опыт западных стран показывает, что отношение к близким, к окружающим тебя людям надо менять независимо от того, в какой обстановке ты находишься, чтобы стрессов, конфликтов, которые провоцируют впоследствии девиантные формы поведения, было меньше.

Михаилу Борисовичу Денисенко - 50 лет

Штрихи биографии

2 января 2011 года Михаилу Борисовичу Денисенко, кандидату экономических наук, заведующему кафедрой демографии Института демографии ГУ-ВШЭ, исполнилось 50 лет.

Михаил Борисович Денисенко родился 2 января 1961 года в Дессау Германия, в семье военнослужащего.

"Там прошли первые годы моей жизни, вспоминает Михаил Борисович. - С тех пор люблю красные черепичные крыши, запах в уютных кафе-кондитерских и немецкую речь.

В детство всегда хочется вернуться, когда родители были молодыми, когда все тебя любили и баловали. Я был младшим в большой московской семье с бабушками, с дядями и тетями, с двоюродными братьями. В 1960-х годах в Москве таких семей было еще много.

Читать научили рано. Каждый год много ездили на поездах. Наверное, поэтому пробудился интерес к географии. Рано заинтересовался политикой. Во многом благодаря географическому положению места проживания. Поскольку жили на Ленинском проспекте, то имел счастье регулярно приветствовать лично первых космонавтов, Фиделя Кастро и других руководителей "прогрессивного человечества". "Хрущевская оттепель" меня коснулась: о Сталине и Хрущеве уже в 1966 году имел критические суждения.

Окончил школу № 176, что в Беляево. Ребята в классе были интересными, учителя - знающими и требовательными. С одноклассниками дружим до сих пор. Некоторые из них - заметные личности: Володя Седов - искусствовед, ведущий в стране историк архитектуры, Коля Александров - известный литературный критик и популярный журналист ("Эхо Москвы", "Культура"), Боря Еремеев - знаком тем, кто интересуется косметологией.

Никем, как ученым, себя не представлял. Работать с детства мечтал только в МГУ им. М.В.Ломоносова. Любимыми предметами в школе были - географии, математика, история. Первый раз поступил в МГУ в 8 классе - в школу юных географов при географическом факультете. Самые светлые воспоминания. Идеальная учеба. Все предметы были любимыми, с каждой лекции уходил с огромным "мешком" знаний. На практиках-экспедициях профессиональные навыки и жизненный опыт накапливался очень быстро. А еще были археологические экспедиции на Псковской земле".

После окончания средней школы Михаил Борисович поступил на экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, который окончил в 1983 году. Затем продолжил образование вначале на факультете: вычислительной математики и кибернетики по специальности прикладная математика, который окончил в 1987 году. В том же году поступил в аспирантуру экономического факультета МГУ и в 1992 году успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему "Демографическое развитие России и СССР в первой половине ХХ века" по специальности демография и экономика народонаселения.

Трудовую деятельность начал, как и мечтал, в МГУ. С марта 1989 года по январь 2003 года - старший преподаватель, затем доцент экономического факультета Московского государственного университета. В 1998-2000 годах - сотрудник Отдела демографии ООН (Нью-Йорк). С февраля 2003 по апрель 2007 года - Заведующий сектором региональной демографии и экологии человека Центра по изучению проблем народонаселения экономфака МГУ.

Несколько раз стажировался в зарубежных центрах: январь-июнь 1996 - Йельский университет (США); 1997 - Департамент демографии, Университет Ла Сапиенза (Рим, Италия); август-сентябрь 2000 - Бизнес школа Университета Наварры (Барселона, Испания; май-июнь 2002 - Департамент демографии, Университет Ла Сапиенца (Рим, Италия).

С апреля 2007 г. и по настоящее время - заместитель директора Института демографии ГУ ВШЭ, заведующий кафедрой демографии Высшей школы экономики.

Коллектив Института демографии и редакция "Демоскопа Weekly" сердечно поздравляют Михаила Борисовича с юбилеем, желают ему крепкого здоровья, успехов в творческой и преподавательской деятельности и новых достижений на благо демографической науки.



Похожие статьи