Презентация на тему "население и страны африки". Население и страны африки Как изменяется численность населения Африки? Почему

Тема открытого урока: Население Африки.

Современная политическая карта.

Класс: 7 «А»

Цели: познакомить учащихся с составом населения, сформировать представление о размещении населения и установить зависимость размещения населения от исторических и природных факторов, познакомить с современной политической картой. (Слайд 2)

Задачи урока:

Образовательные: учащиеся смогут обрабатывать информацию о населении, составлять характеристику региона стран;

Развивающие : учащиеся анализируют, называют главные расовые признаки народов Африки, устанавливают причинно-следственные связи разнообразия местных языков, обосновывают свою точку зрения;

Воспитательные: учащиеся умеют работать в парах сменного состава;
развивают практические навыки коммуникативного общения, учащиеся применяют теоретические знания на практике. (Слайд 3)

Оборудование: Физическая и политическая карты мира, интерактивная доска, презентация, учебник, тетрадь, атласы 7 класса.

Формы работы: индивидуальная, групповая с элементами исследования

Тип урока: изучение нового материала

План урока:

    Организация урока.

    Постановка учебных задач.

    Повторение домашнего задания

    Изучение новой темы.

    Работа учащихся в группах. Ответы учащихся.

    Практическая часть урока.

    Итог урока. Оценивание ответов учащихся.

    Домашнее задание. (Слайд 4)

Ход урока.

Организационный момент.

(Прозвенел опять звонок, начинаем наш урок.)

Прежде чем изучить новую тему, мы должны вспомнить домашнее задание.

    Дайте характеристику географического положения Африки. (слайд №3)

2. Кроссворд

    3. Самый крупный остров?

    4. Крупнейший водопад?

    6. Единственные молодые горы?

    7. Самое крупное животное?

    8. Самое большое озеро?

    9. «Дерево путешественников» символ Мадагаскара?

Изучение новой темы.

Сегодня мы постараемся совершить путешествие по Африканскому континенту.

Может, мы тоже, окажемся первопроходцами и узнаем много нового и интересного. При работе можете использовать учебники, презентацию, атласы.

Изучение новой темы будет проводиться по следующему плану:

1.Численность населения и его размещение.

2.Расы и народы Африки.

3.Современная политическая карта. (Слайд 8)

    Численность населения и его размещение. (Слайд 9)

Эвристическая беседа. Африку считают прародиной человека. Наиболее древнейшие останки предков человека и орудия его труда найдены в породах, имеющих возраст 2,7млн лет в Танзании, Кении и Эфиопии. Возраст останков древнейшего человека около 4млн лет. Как предполагают, он был небольшого роста, имел сильные зубы и питался растительной пищей. Человек современного типа появился в Африке примерно 11000лет назад.

В настоящее время в Африке проживает 1 млрд 30 млн человек. (Слайд 10)

Ребята, дайте определение, что такое плотность населения? Плотность населения - численность постоянного населения, приходящаяся на единицу площади (обычно 1 кв. км).

Средняя плотность населения континента – около 22 человека на км 2. (Слайд 11)

Сравнить карты: природные зоны Африки и плотность населения. В каких природных зонах наибольшая плотность населения, наименьшая? Объяснить закономерность. (Слайд 12)

Вывод: население распределяется крайне неравномерно: очень большие пространства материка имеют низкую (от 1 до 50 чел. на км 2) плотность; значительные территории вообще не заселены; более высокая плотность наблюдается на побережье Средиземного моря, Гвинейского залива, на юге материка, вдоль рек, на берегах озер. (Слайд 13)

2. Расы и народы Африки.

Народы Африка (Слайд 14)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Просмотр слайдов –население Африки.

Заполнение каждым учащимся таблицы на основе анализа учебника, карты народов и просмотра слайдов. (Слайд 15,16)

Место проживания

Как выглядят

Европеоидная

Север Африки

Смуглая кожа, темная окраска волос и глаз, удлиненный череп, узкий нос и овальное лицо

Марокканцы

Египтяне

Берберы

Туареги

Негроидная раса

Южнее Сахары

Рост 180-200 см. удивительно стройны и грациозны

Пигмеи

Малорослы (ниже 150 см). цвет кожи менее темный, губы тонкие, широкий нос, коренастые

Бушмены

В полупустынях и пустынях

Желтовато-коричневый цвет кожи, широкое плоское лицо. Низкорослы, тонкокостны

Готентоты

Промежуточная раса

Масаи

Эфиопское плоскогорье

Цвет кожи более светлый, но с красноватым оттенком кожи. Ближе к европеоидной расе.

Смешанная раса

(Монголоидная и негроидная)

Малагасийцы

Эвристическая беседа на основе таблицы. Рассказ учащихся о жизни пигмеев.

    Языки. В Африке говорят более чем на 700 местных языках. Народы экваториальной расы Северной Африки говорят на суданском языке, некоторые народы Южной и Восточной Африки – на языке банту. Народы европеоидной расы, населяющие Северную Африку, в основном говорят на арабском языке, а французский язык является средством межнационального общения. Жители южной Африки наряду с местными языками используют английский. (Слайд17)

3.Современная политическая карта. (Слайд18)

Ребята, дайте определение, что такое колония? Колония – это страна, лишенная политической и хозяйственной самостоятельности.

    К началу XXв. – Африка превратилась в материк колоний стран Европы. (Только Либерия и Эфиопия были свободными)

    В середине XXв. Африка стала материком национально-освободительной борьбы

    В конце XXв. Африка превратилась в материк независимых государств

(Слайд19)

В настоящее время в Африке расположено 55 стран и 5 самопровозглашённых и непризнанных государств.

Условно материк можно разделить на 5 основных региона – Северную, Восточную, южную, западную и центральную Африку. (слайд №20)

Давайте посмотрим на слайд и сравним с политической картой Африки. Назовите страны относящиеся к каждому региону. (Слайд 21)

Используя карту «Африка. Политическая карта», заполните таблицу.

Политическая карта Африки

Самые большие по площади страны Африки

Страны на побережье Индийского океана

Страны на побережье Атлантического океана

Внутриконтинентальные страны.

Закрепление материала (слайд №22-23)

1. Сравните две карты «Политическая карта Африки» и «Плотность населения» и определите страны Африки, имеющие высокую плотность населения; низкую плотность населения; страны, где население размещено неравномерно, какими причинами это можно объяснить.

2 . Тест (слайд №24-27)

    В какой зоне живут самые низкорослые люди?

А) в лесах

Б) в саванне

В) в пустыне

Г) в гилее

    К какой расе относятся люди, обладающие смуглой кожей, овальным лицом, узким носом, темными волосами и глазами?

А) к экваториальной

Б) к монголоидной

В) к негроидной

Г) к европеоидной

    Где в Африке наблюдается наибольшая плотность населения?

А) в дельте Нила

Б) в Сахаре

В) на Мадагаскаре

Г) в районе экватора

    В начале ХХ в. Были свободными только два этих государства:

А) Эфиопия и ЮАР

Б) Либерия и Алжир

В) Либерия и Эфиопия

Г) Либерия и Намибия

    Определите Африканскую страну по ее описанию. Она находится на северо-западе. Коренное население – арабы и берберы. На севере страны находится молодые горы. Большая ее часть занята Сахарой. Столица и страна называются одинаково.

Г) Египет

    Какие страны расположены на островах?

А) Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи, Мадагаскар

Б) Мали, Мадагаскар, Гана

В) Буркина-Фасо, Нигер, Кабо-Верде

Г) Нигерия, Кабо-Верде, Мадагаскар

7. Какие государства Африки не имеют выхода к морю?

А) Нигерия, Нигер, Гана

Б) Нигерия, Мали, Гана

В) Чад, Судан, Нигер

Г) ЦАР, ЮАР, Ангола

8. Определите Африканскую страну по ее описанию. Это самая большая по численности населения страна Африки. Река Нигер делит ее на две части. Страна богата нефтью население по национальному составу очень разнообразно.

Б) Нигерия

В) Египет

Итог урока. Оценивание ответов учащихся

Домашнее задание. (Слайд 28)

§ 51, нанести на контурную карту государства материка. Подготовить сообщения о странах Африки: Египет, Алжир, Сомали, ЮАР.

ЦЕЛИ УРОКА 1. НАЗЫВАТЬ И ПОКАЗЫВАТЬ РАЙОНЫ ПОВЫШЕННОЙ ПЛОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ РАСЫ; 2. ОБЪЯСНЯТЬ ОТЛИЧИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КАЖДОЙ РАСЫ И ПРИНЦИП РАЗМЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ; 3. НАЗЫВАТЬ И ПОКАЗЫВАТЬ НАИБОЛЕЕ КРУПНЫЕ ПО ПЛОЩАДИ СТРАНЫ; 4. ОПРЕДЕЛЯТЬ ПО КАРТЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СТРАНЫ И ЕЕ СТОЛИЦЫ.


Проверка домашнего задания ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ Задание. Выписать номера правильных ответов. 1. Саванна 2. Мадагаскар 3. Игольный 4. Нил 5. Килиманджаро 6. Конго 7. Пустыня 8. Виктория 9. Серенгети 10. Самум Вопрос Ответ 1. Самое большое озеро Африки по площади. 2. Самая полноводная река Африки. 3. Национальный парк, пользуется мировой известностью. 4. Природная зона, занимающая 40% площади материка. 5. Самая высокая точка материка. 6. Самый большой остров материка. 7. Климат в этой зоне тропический сухой. 8. Крайняя южная точка материка. 9. Самая длинная река материка и мира. 10. Сильнейший ветер, несущий тучи песка.


ПРОВЕРИМ! Вопрос Ответ 1.Самое большое озеро Африки по площади.8. Виктория 2. Самая полноводная река Африки.6. Конго 3. Национальный парк, пользуется мировой известностью.9. Серенгети 4. Природная зона, занимающая 40% площади материка.1. Саванна 5. Самая высокая точка материка.5. Килиманджаро 6. Самый большой остров материка.2. Мадагаскар 7. Климат в этой зоне тропический сухой.7. Пустыня 8. Крайняя южная точка материка.3. Игольный 9. Самая длинная река материка и мира.4. Нил 10. Сильнейший ветер, несущий тучи песка.10. Самум






НАРОДЫ АФРИКИ Название расы НародыМесто проживания Характерные черты Экваториальн ая (негроидная) Тутси Нилоты Масаи Пигмеи Саванны и северные части материка Зона экваториальн ых лесов Очень темная, почти чёрная кожа, рост см. Кожа менее тёмная, губы тонкие, широкий нос, коренастые, малорослые (150 см)






ИНТЕРЕСНО! Известно, что на планете Земля живут люди с различным цветом кожи: чернокожие, желтолицые, бледнолицые. А вот туарегов, населяющих Нигер, называют «синими людьми пустыни». Их праздничная одежда цвета индиго под яркими лучами солнца отбрасывает синие отсветы на смуглую кожу, а нестойкая краска впитывается в неё.


ИНТЕРЕСНО! На границе Уганды и Судана живут изолированные от внешнего мира племена карамоджонгов, относящиеся к группе нилотов, самых высоких людей планеты. Средний рост женщин, которые гораздо ниже мужчин, достигает 190 см. Эти африканские гулливеры являются и самыми темнокожими.




РАЗМЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ Из анализа карты видно, что сравнительно густо заселены побережья Средиземного моря, Гвинейского залива и юго-восточное побережье материка. Высокая плотность населения в дельте Нила, где на 1 км² приходится 1000 человек. В пустыне Сахара, занимающей почти ¼ материка, живёт менее 1% всего населения, а в отдельных областях оно вообще отсутствует.


ВЫВОД Численность Африки превышает 780 млн. человек. Африка имеет относительно редкое население, которое крайне неравномерно размещается по территории материка. На размещение населения влияют не только природные условия, но и исторические причины, в первую очередь последствия работорговли и колониального господства.


КОЛОНИАЛЬНОЕ ПРОШЛОЕ МАТЕРИКА Колонизация материка началась ещё в средние века. А к началу XX века почти всю территорию Африки капиталистические страны Европы разделили между собой и превратили в материк колоний (стран, лишённых политической и хозяйственной самостоятельности). Колонизаторы угнетали и эксплуатировали коренное население, отнимали лучшие земли, сгоняли с родных мест в малопригодные для жизни районы. Они беспощадно грабили страны. В начале XX века в Африке было лишь два свободных государства. Теперь на материке все страны независимые.




СТРАНЫ АФРИКИ 1. По карте определите, какие государства расположены в Северной, Западной, Центральной, Восточной, Южной Африке. 2.Нанесите их границы на контурной карте. 3. Презентации учащихся. 1. По карте определите, какие государства расположены в Северной, Западной, Центральной, Восточной, Южной Африке. 2.Нанесите их границы на контурной карте. 3. Презентации учащихся.






Проверим! РайоныСтраныНародыРаса Северная АфрикаАлжир, Марокко Ливия, Мавритания Египет, Тунис алжирцы марокканцы египтяне французы Европеоидная Центральная Африка Заир, Ангола Чад, Конго Камерун, Габон пигмеи конго, малави зулу, фульбе Экваториальная Южная АфрикаНамибия, Ботсвана Мозамбик, ЮАР Зимбабве, Лесото англоафриканцы, бушмены, готтентоты банту Европеоидная Монголоидная Экваториальная Восточная АфрикаСудан, Эфиопия Сомали, Кения Танзания, Замбия эфиопы амхара оромо Промежуточная


ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ 1. Какая страна расположена восточнее – Алжир или Египет? 2. Какое государство имеет большую площадь – Египет или Судан? 3. Какие народы населяют Африку и как они распределяются на материке? 4. В какие страны Африки вы бы хотели совершить путешествия? Почему?



    Тип урока: изучение нового учебного материала

    Оборудование: учебные атласы для 7 класса, учебники, контур материка, раздаточный материал, учебная презентация,

    Проверка домашнего задания:

    Работа с флипчатами Активстудии

    1. Разделите по природным зонам:

    2. Географическое лото Найдите соответствие картинок и загадок.

1. Полосатая как зебра,
А трусливая как заяц.
На зверей не нападаю,
Только падалью питаюсь.

6. Я - птица чемпион по бегу.
Меня не обогнать атлету

11. До “зубов” вооружён:
Есть броня и меч.
Пробегу, земля дрожит Словно бьёт картечь.

2. Я - ядовитых змей ловлю
И им веду я счёт.
Ношу за ухом я перо
И мне не нужно счёт.

7. От рыжих “Европеек”
Ушами отличительна,
Но хищник я прекрасный!
Охочусь восхитительно!

12. . Шея выгнута дугой,
Нежная окраска.
Тихо дремлет над водой
Птица или сказка?

Совсем одна в пустыне
Я выгляжу величественно,
А потому зовут меня божественно - ….

Я - зонт живой,
Но подо мной
Ты тени
Не найдёшь порой

13. . Я - вечнозелёное дерево.
Мои несъедобны плоды,
Зато для всего населения
Могу подарить башмаки.

4. А я похожа на матрас,
Арбуз и тигра тоже.
Но ты, подумав, отгадай
Чем все мы так похожи?

9. Ноги держит в воде ледяной,
А на голову “падает ”зной.
Хлебом служат народам плоды
Без неё “ни туды, ни сюды”.

14. Я с человеком не дружу,
Хоть и не хищник я.
Не приручаюсь я
Хоть как упрашивай

Я - растенье древний житель,
Я в саваннах долгожитель

Обезьянам я родня.
На острове ищи меня!

Вам жажду утолить хочу
И от болезней полечу.

Птица-секретарь

Фламинго

Вельвичия

Зонтичная пальма

Пробковый дуб

Финиковая пальма

Работа по проверке знания карты Игра Восхождение к вершине.

Ребята получают карточки задания с географической номенклатурой и отмечают объекты на контурных картах. Затем обмениваясь карточками проверяют друг у друга.

1. Мотивация. Постановка цели урока (2 мин) (Фронтальная работа) Презентация Слайд 1 Аяльнэха Мулату, современный эфиопский поэт так написал об Африке

Не так названье важно для страны
И очертания не так важны,
Как важно то, кто в том краю живет,
Зачем живет и чем живет народ.
Узнать любой страны особый нрав
Мы сможем, лишь людей её узнав.
"Чья Африка?" - спросите у меня,
И я отвечу вам: "Она моя,
До смерти, до скончания времен -
Родная мать для всех, кто здесь рожден!"

Обработка статистического материала. Раздаточный материал.

Как изменяется численность населения Африки? Почему?

Назовите самые крупные страны по численности населения на материке.

Средняя плотность населения 32чел/км2

Растут города - алминистративные, столичные, промышленные и транспортные центры.

Городов - миллионеров 15 Крупнейшие из них Каир, Лагос по 12,5млн.чел.

Средняя продолжительность жизни -53 года В Сьерра-Леоне - 38 лет Уганде - 41 год

3.. Многие учёные считают Африку прародиной современного человека. В 1994 году в Эфиопии учёные установили возраст останков древнейшего человека - 5 млн. лет. Существует интересная версия о том, что около 6 млн. лет назад на прародине человечества (в Африке) произошло событие, изменившее наследственные свойства обезьян. Что же произошло?

  • (Проходит рифтовая зона)
  • (Урановые руды)

Рифтовые разломы, вулканизм, землетрясения могли стать причиной появления необычного человеческого предка. В результате землетрясений предположительно обнажались урановые руды. Обезьяны ходили по свежевыпавшему радиоактивному вулканическому пеплу. Радиация, как известно, влияет на наследственность. Вот почему только здесь у обезьян стало рождаться не похожее на них самих потомство. Известный учёный- биолог Илья Ильич Мечников пришёл к выводу, что человек является чем-то вроде "обезьяньего урода", как необыкновенное дитя человекообразных обезьян.

Итак, человек современного типа появился в Африке 11 тысяч лет назад. Предполагают, он был небольшого роста, имел сильные зубы, питался растительной пищей. Именно с того момента на материке начали формироваться различные расы

Раса - система человеческих популяций, характеризующихся сходством по комплексу определённых наследственных биологических признаков, имеющим внешнее фенотипическое проявление и сформировавшимся в определенном географическом регионе. Черты, характеризующие разные расы, зачастую появляются как результат адаптации к различным условиям среды, происходившей в течение многих поколений.

Критерием отличия расы от вида является отсутствие существенных препятствий для создания плодовитого потомства, что приводит к образованию множества переходных форм в области смешения рас.

Заполнение таблицы "Человеческие расы и народы Африки" (работа по учебнику стр. 184)

Африка как большой материк делится на несколько регионов.

Заполните таблицу с учетом регионов.

Северная Африка

Центральная Африка

Южная Африка

Мадагаскар

Европеоид ная

Негроидная

Монголоид ная смешанная

Пигмеи, хими

Малагасийцы,

Знакомство с народами Африки. Сообщения учащихся (опережающие задание) Туареги, берберы, нилоты, масаи, бушмены, пигмеи, зулусы и эфиопы.

Жилица народов Африки.

Хозяйственная деятельность человека. (работа с комплексной картой)

  1. Северная с северо-восточная - семито-хамитская языковая семья. Народы - арабы
  2. 28 букв начертание справа налево, буквы имеют от 2 до 4 начертаний. Слова магазин, зенит, алгебра, тариф, халва, кофе, адмирал - арабского происхождения.
  3. Экваториальная Африка (между Сахарой и Гвинейски заливом) - банту
  4. Восточная Африка - суахили.
  5. Английский -16 стран
  6. Французский - 17
  7. Арабский - 11
  8. Португальский - 5
  9. 1/5 стран имеет местный язык в качестве официального.

Политическая карта .

Изменения на карте. Национально-освободительные движения. Борьба за независимость.

Закрепление: Географический диктант

  1. Самый низкорослый народ на Земле, обитающий в экваториальных лесах (пигмеи)
  2. Народ, населяющий пустыню Сахару, ведущий кочевой образ жизни (туареги)
  3. Жители острова Мадагаскар (малагасийцы)
  4. Стройные высокорослые народы саванны восточной части материка (нилоты)
  5. Представители южной ветви европеоидной расы, населяющие север Африки (буры)
  6. Потомки европейских переселенцев из Нидерландов, населяющие юг Африки (африканеры)

Просмотр содержимого документа
«население Африки презентация к уроку географии 7 класс »

Население Африки

Учитель географии ОСШ № 2 г. Аксая Бурлинского района Западно-Казахстанской области

Щапова М.А.


Население Африки

класс

Цели и задачи:

Определить народы, каких рас заселяют территорию Африки;

Установить причины географических различий в плотности населения, распространении рас, народов;

Рассмотреть примеры адаптаций человека к окружающей природной среде;

Изучить географию основных типов хозяйственной деятельности человека в Африке;

Отрабатывать приемы работы с различными источниками знаний: текст учебника, карты атласа, текст учебной лекции и др.

Формировать умения применять теоретические знания для приобретения новых сведений;

Формировать научное мировоззрение, воспитывать чувство толерантности, товарищества, ответственности


Население Африки

класс

Ожидаемые результаты:

Расширят представления о народах заселяющих территорию Африки;

Научатся устанавливать причины географических различий в плотности населения, распространении рас, народов;

Получат навыки работы с различными источниками знаний: текст учебника, карты атласа, текст учебной лекции и др.

Научатся применять теоретические знания для приобретения новых сведений;

Сформируется научное мировоззрение, чувство толерантности, товарищества, ответственности


Население Африки

7 класс


  • Раздели по природным зонам
  • Вельвичия, лисица-фенек, бушмен, низкое атмосферное давление, леопард, Конго, Танганьика, красные ферраллитные, барханы, верблюд, пигмеи, баобаб, Бенгальское течение, финиковая пальма, слоновая трава, пастбища, ручьи и озерца, ливни, Намиб, зулус.

План урока

  • Организационный момент.
  • Повторение пройденного материала
  • Изучение нового материала.
  • Закрепление пройденного

1. Полосатая как зебра, А трусливая как заяц. На зверей не нападаю, Только падалью питаюсь.

6. Я - птица чемпион по бегу. Меня не обогнать атлету

2. Я – ядовитых змей ловлю И им веду я счёт. Ношу за ухом я перо И мне не нужно счёт.

11. До “зубов” вооружён: Есть броня и меч. Пробегу, земля дрожит Словно бьёт картечь.

7 . От рыжих “Европеек” Ушами отличительна, Но хищник я прекрасный! Охочусь восхитительно!

12. . Шея выгнута дугой, Нежная окраска. Тихо дремлет над водой Птица или сказка?

Совсем одна в пустыне Я выгляжу величественно, А потому зовут меня божественно - ….

. Я – зонт живой, Но подо мной Ты тени Не найдёшь порой

4. А я похожа на матрас, Арбуз и тигра тоже. Но ты, подумав, отгадай Чем все мы так похожи?

9. Ноги держит в воде ледяной, А на голову “падает ”зной. Хлебом служат народам плоды Без неё “ни туды, ни сюды”.

13. . Я - вечнозелёное дерево. Мои несъедобны плоды, Зато для всего населения Могу подарить башмаки.

14. Я с человеком не дружу, Хоть и не хищник я. Не приручаюсь я Хоть как упрашивай

Я - растенье древний житель, Я в саваннах долгожитель

Обезьянам я родня. На острове ищи меня!

Вам жажду утолить хочу И от болезней полечу.


Птица-секретарь

Вельвичия

фламинго

Зонтичная

Финиковая пальма

Пробковый



Население Африки

Не так названье важно для страны

И очертания не так важны.

Как важно то, кто в том краю живет,

Зачем живет и чем живет народ.

Узнать любой страны особый нрав

Мы сможем лишь людей ее узнав.

«Чья Африка?» - спросите у меня

И я отвечу вам: «Она моя,

до смерти, до скончания времен –

Родная мать для всех, кто здесь рожден!»

Аильнах Мулату современный эфиопский поэт


  • 1970год - 352млн. чел
  • 2005год -более 800млн. чел.
  • 800млн.чел. = 14% населения Земли
  • Самая большая по численности страна - Нигерия 125млн. чел.

Размещение населения (работа с картой на стр. 12-13 атласа)

  • Выделите по карте какие части материка наиболее заселены, какие заселены слабо? Почему?
  • Средняя плотность населения 22чел/км2
  • Самый густонаселенный Египет 1тыс.чел./км2
  • Средняя продолжительность жизни -53 года
  • В Сьерра-Леоне – 38 лет
  • Уганде – 41 год

2/3 населения проживает в сельской местности

Растут города – алминистративные, столичные, промышленные и транспортные центры.

Городов – миллионеров 15

Крупнейшие из них Каир,

Лагос по 12,5млн.чел.


Африка – прародина человечества, народы материка очень древние.

Австралопитек «южная обезьяна» – предок человека, живший 2 – 1,5 млн. лет назад.

  • Существует интересная версия о том, что около 6 млн. лет назад на прародине человечества (в Африке) произошло событие, изменившее наследственные свойства обезьян. Что же произошло?
  • Вспомните, какие процессы происходили на Земле в раннюю эпоху её развития?
  • Чем в геологическом плане интересен северо-восток Африки? (Проходит рифтовая зона)
  • Какие полезные ископаемые залегают в этой части материка? (Урановые руды)

Расы

экваториальная

монголоидная

европеоидная

О с н о в н ы е п р и з н а к и

кожа от светлой до смуглой с розоватым или красноватым оттенком, волосы мягкие, волнистые или прямые (обычно светлые), лоб прямой

Кожа светлая или смуглая с желтоватым оттенком, волосы прямые и жесткие (обычно черного цвета) , лицо крупное, значительно уплощено, узкий разрез глаз

темный цвет кожи, волос и глаз, спирально завитые или волнистые волосы, малоразвитый и широкий нос, губы толстые выдающиеся вперед

П р е д с т а в и т е л и

берберы, арабы

пигмеи, народы банту, нилоты

Э + М: бушмены, готтентоты

Э + Е: эфиопы


Расы и народы Африки (работа по учебнику стр. 184)

Северная Африка

Расы

Европеоид ная

Центральная Африка

Народы

Южная Африка

Банту, арабы, тутси и хими, нилоты

Негроидная

Мадагаскар

Монголоидная, промежуточная (эфиопы)

Пигмеи, хими

Бушмены и готтентоты, африканеры, англичане

Монголоид ная смешанная

Малагасийцы,



Арабские народы состав-ляют большинство насе-ления Египта, Судана, Ливии, Туниса, Алжира, Марокко. Общая числен-ность населения в Афри-ке - около 100 млн. чело-век. Говорят на диалек-тах арабского языка. По-давляющее большинство арабов занято в сельском хозяйстве – земледелии и скотоводстве.

Арабские народы


Малинке – народ группы мандиго в Гвинее, Гвинее-Бисау, Сенегале, Мали, Гамбии и Сьерра-Леоне. Общая числен-ность 3,34 млн. человек. Основное занятие – руч-ное земледелие. Многие малинке заняты в промышленности, сфере управления и обслужива-ния. Религия – ислам.


Пигмеи – низкорослые племена Центральной Африки, численность 300 тыс. человек. Состав-ляют пигмейскую негро-идную расу, отличаю-щуюся низким ростом, желтоватым оттенком кожи, узкими губами, узким и низким носом. Занимаются охотой, соби-рательством, рыболовст-вом.


Народы банту – группа народов, населяющая в основном южную часть Африки. Численность 133 млн. человек. Отно-сятся к негроидной расе. Говорят на языках банту. Большинство придержи-вается традиционного верования.

Народы банту


Готтентоты – народ Юж-ной и Центральной На-мибии (80 тыс. человек) и в ЮАР (2 тыс. человек). Говорят на готтентотских языках. Основное заня-тие – полуоседлое ското-водство. Большая часть их работает по найму на фермах, часть живет в резервациях. Готтентоты – христиане, сохраняют традиционные верования (культы духов, магию).

готтентоты


Бушмены – народ, живу-щий в пустынных облас-тях Намибии, прилегаю-щих районах ЮАР, а также в Танзании. Чис-ленность 75 тыс. человек. Говорят на бушменских языках.


Малагасийцы – народ, составляющий основное население Мадагаскара, антропологический и этнический состав мала-гасийцев неоднороден. Сохраняются этнические группы разного проис-хождения. Традиционное занятие – земледелие и скотоводство.

малагасийцы


Масаи – народ в погра-ничных районах Кении и Танзании. Численность 0,5 тыс. человек. Тради-ционное занятие – коче-вое скотоводство, ремес-ла.


Сомали – народ, основное население Сомали. Жи-вут в Эфиопии, Джибути и Кении. Численность 6460 тыс. человек. Говорят на языке сомали. Занятия – кочевое ското-водство, занимаются так-же земледелием на побе-режье Красного моря – рыболовством, развиты ремесла. По религии сомали мусульмане.


Беджа – народ в Судане и в пограничных областях Эфиопии и Египта. Численность 1,3 млн. человек. Беджа занима-ются кочевым и отгон-ным скотоводством, а в долинах рек перешли к оседлому земледелию и скотоводству. Развиты ремесла – ювелирное и кожевенное.




  • Для дела нужен мир, а для поездки сухая погода.
  • Завтра июль может обрушиться и на тебя.
  • Родником восторгается тот, кто не видел Нила.
  • Не может роса соперничать с солнцем.
  • Один гнилой банан испортит всю ветвь.
  • Нельзя переходить реку в половодье
  • Лекарство для завистников - пустыня
  • Солнце на нашей родине заставляет кричать даже камни
  • Везти финики в Барсу

  • Какие проблемы стоят перед народами Африки?
  • Как их можно решить?
  • Домашние задание: прочитать параграф 51. Подготовить сообщения по странам Северной и Западной Африки.
  • Подведение итогов и выставление оценок

1 слайд

Население и страны Африки География 7 класс Учитель географии МОУ-СОШ с. Софьино Шмелева Татьяна Викторовна

2 слайд

ЦЕЛИ УРОКА НАЗЫВАТЬ И ПОКАЗЫВАТЬ РАЙОНЫ ПОВЫШЕННОЙ ПЛОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ РАСЫ; ОБЪЯСНЯТЬ ОТЛИЧИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КАЖДОЙ РАСЫ И ПРИНЦИП РАЗМЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ; НАЗЫВАТЬ И ПОКАЗЫВАТЬ НАИБОЛЕЕ КРУПНЫЕ ПО ПЛОЩАДИ СТРАНЫ; ОПРЕДЕЛЯТЬ ПО КАРТЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СТРАНЫ И ЕЕ СТОЛИЦЫ.

3 слайд

Проверка домашнего задания ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ Задание. Выписать номера правильных ответов. 1. Саванна 2. Мадагаскар 3. Игольный 4. Нил 5. Килиманджаро 6. Конго 7. Пустыня 8. Виктория 9. Серенгети 10. Самум Вопрос Ответ 1. Самое большое озеро Африки по площади. 2. Самая полноводная река Африки. 3. Национальный парк, пользуется мировой известностью. 4. Природная зона, занимающая 40% площади материка. 5. Самая высокая точка материка. 6. Самый большой остров материка. 7. Климат в этой зоне тропический сухой. 8. Крайняя южная точка материка. 9. Самая длинная река материка и мира. 10. Сильнейший ветер, несущий тучи песка.

4 слайд

ПРОВЕРИМ! Вопрос Ответ 1.Самое большое озеро Африки по площади. 8. Виктория 2. Самая полноводная река Африки. 6. Конго 3. Национальный парк, пользуется мировой известностью. 9. Серенгети 4. Природная зона, занимающая 40% площади материка. 1. Саванна 5. Самая высокая точка материка. 5. Килиманджаро 6. Самый большой остров материка. 2. Мадагаскар 7. Климат в этой зоне тропический сухой. 7. Пустыня 8. Крайняя южная точка материка. 3. Игольный 9. Самая длинная река материка и мира. 4. Нил 10. Сильнейший ветер, несущий тучи песка. 10. Самум

5 слайд

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА АФРИКА – ПРАРОДИНА ЧЕЛОВЕКА. Современное население Африки относится к трём основным расам: европеоидная, экваториальная, монголоидная. Основную часть жителей материка составляет коренное, постоянное население.

6 слайд

НАРОДЫ АФРИКИ Название расы Народы Место проживания Характерные черты Европеоидная Алжирцы Марокканцы Египтяне Берберы Север Африки Смуглая кожа, тёмная окраска волос и глаз, удлинённый череп, узкий нос и овальное лицо

7 слайд

НАРОДЫ АФРИКИ Название расы Народы Место проживания Характерные черты Экваториальная (негроидная) Тутси Нилоты Масаи Пигмеи Саванны и северные части материка Зона экваториальных лесов Очень темная, почти чёрная кожа, рост 180-200 см. Кожа менее тёмная, губы тонкие, широкий нос, коренастые, малорослые (150 см)

8 слайд

НАРОДЫ АФРИКИ Название расы Народы Место проживания Характерные черты Монголоидная Бушмены Готтентоты Полупустыни пустыни Желтовато-коричневый цвет кожи, широкое плоское лицо. Бушмены низкорослы, но тонкокостны.

9 слайд

НАРОДЫ АФРИКИ Название расы Народы Место проживания Характерные черты Промежуточная Эфиопы Малагасийцы Мадагаскар Более светлая, но с красноватым оттенком кожа. Смешение монголоидной и негроидной рас.

10 слайд

ИНТЕРЕСНО! Известно, что на планете Земля живут люди с различным цветом кожи: чернокожие, желтолицые, бледнолицые. А вот туарегов, населяющих Нигер, называют «синими людьми пустыни». Их праздничная одежда цвета индиго под яркими лучами солнца отбрасывает синие отсветы на смуглую кожу, а нестойкая краска впитывается в неё.

11 слайд

ИНТЕРЕСНО! На границе Уганды и Судана живут изолированные от внешнего мира племена карамоджонгов, относящиеся к группе нилотов, самых высоких людей планеты. Средний рост женщин, которые гораздо ниже мужчин, достигает 190 см. Эти африканские гулливеры являются и самыми темнокожими.

12 слайд

13 слайд

РАЗМЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ Из анализа карты видно, что сравнительно густо заселены побережья Средиземного моря, Гвинейского залива и юго-восточное побережье материка. Высокая плотность населения в дельте Нила, где на 1 км² приходится 1000 человек. В пустыне Сахара, занимающей почти ¼ материка, живёт менее 1% всего населения, а в отдельных областях оно вообще отсутствует.

14 слайд

ВЫВОД Численность Африки превышает 780 млн. человек. Африка имеет относительно редкое население, которое крайне неравномерно размещается по территории материка. На размещение населения влияют не только природные условия, но и исторические причины, в первую очередь последствия работорговли и колониального господства.

15 слайд

КОЛОНИАЛЬНОЕ ПРОШЛОЕ МАТЕРИКА Колонизация материка началась ещё в средние века. А к началу XX века почти всю территорию Африки капиталистические страны Европы разделили между собой и превратили в материк колоний (стран, лишённых политической и хозяйственной самостоятельности). Колонизаторы угнетали и эксплуатировали коренное население, отнимали лучшие земли, сгоняли с родных мест в малопригодные для жизни районы. Они беспощадно грабили страны. В начале XX века в Африке было лишь два свободных государства. Теперь на материке все страны независимые.

16 слайд

СТРАНЫ АФРИКИ По природным условиям, составу населения Африку можно разделить на четыре части: Северную, Западную и Центральную, Восточную, Южную.

17 слайд

СТРАНЫ АФРИКИ 1. По карте определите, какие государства расположены в Северной, Западной, Центральной, Восточной, Южной Африке. Нанесите их границы на контурной карте. 3. Презентации учащихся.

Данная презентация позволяет сформировать представление обучающихся о народах населяющих Африку. Разработанные задания направлены на развитие умений работать с картой " Народы и плотность населения", а так же сравнивать карты "Плотность населения" и "Природные зоны Африки". В презентации много тематических карт, позволяющих развивать познавательные навыки работы с картой.

Имеющийся тест, направлен на контроль знаний у обучающихся, полученных в ходе урока.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Население Африки МКОУ Скатинская СОШ Учитель географии Леванова В.А.

Цели урока: п ознакомить учащихся с особенностями коренного населения Африки, с расовым и этническим составом материка, выявить взаимосвязь природных зон и плотности населения, взаимосвязь рас и природных зон.

Африка – прародина человека На территории современных Эфиопии, Кении и Танзании были обнаружены останки человека и его орудия труда, возраст которых более 20 млн. лет.

На какие основные расы делится население Земли?

Признаки О с н о в н ы е п р и з н а к и Расы Экваториальная (негроидная) Монголоидная Европеоидная О с н о в н ы е п р и з н а к и Темный цвет кожи, волос и глаз, спирально завитые или волнистые волосы, широкий нос, толстые губы Кожа смуглая с желтоватым оттенком, волосы прямые черные, лицо крупное, узкий разрез глаз Кожа от светлой до смуглой с розоватым или красноватым оттенком, волосы мягкие, волнистые или прямые Расы Экваториальная (негроидная) Монголоидная Европеоидная Расы - это исторически сложившиеся группы людей, связанные единством происхождения, имеющие сходные признаки, которые передаются по наследству Чем отличаются представители каждой расы друг от друга?

Представители каких рас проживают на материке Африка? 2.В какой части материка проживают представители европеоидной расы? 3 . К какой расе относится большая часть населения Африки?

Приведите примеры народов для каждой расы

Численность населения Африки составляет 1,1 млрд. человек.

Плотность населения Средняя плотность населения континента – около 30 чел./км 2

Размещение населения Каким способом на карте показано размещение населения? Как изображаются на карте незаселенные территории? Где на материке плотность населения более 100 человек на 1км 2 ? Где на материке плотность населения менее 1 человек на 1км 2 ? Какая плотность населения преобладает в бассейне реки Конго? Какова плотность населения на востоке материка? Карта в атласе - с.12-13

Сравнить карты: природные зоны Африки и плотность населения. В каких природных зонах наибольшая плотность населения, наименьшая? Объяснить закономерность.

Для каких природных зон характерны данные жилища? Почему в постройках отсутствуют окна?

Колониальное прошлое К началу XX в. – Африка превратилась в материк колоний стран Европы. (только Либерия и Эфиопия были свободными) В середине XX в. Африка стала материком национально-освободительной борьбы В конце XX в. Африка превратилась в материк независимых государств Колония – это страна, лишенная политической и хозяйственной самостоятельности.

Закрепление изученного материала 1.Какой материк ученые считают прародиной современного человека? 2. К какой расе относится большая часть населения Африки? 3.Какие народы проживают в полупустынях и пустынях Южной Африки? 4. Эти «лесные люди» отличаются желтоватым цветом кожи, очень широким носом, малым ростом? Кто это? 5. Где в пределах материка проживает пришлое население европеоидной расы? 6. Какова численность населения Африки? Чему равна средняя плотность населения материка? 7.Как называется страна, лишенная политической и хозяйственной самостоятельности?

В АФРИКЕ ПРОЖИВАЕТ... ЧЕЛОВЕК. а) менее 500 млн., б) 500 млн. - 850 млн., в)более 1 млрд. 2. В ЭКВАТОРИАЛЬНОЙ АФРИКЕ ПРЕОБЛАДАЕТ НАСЕЛЕНИЕ... РАСЫ. а) негроидной, б) европеоидной, в) монголоидной. 3. НАСЕЛЕНИЕ СЕВЕРНОЙ АФРИКИ: а) малагасийцы, б) арабские народы, в) народы банту. 4. САМЫЕ НИЗКИЕ НАРОДЫ АФРИКИ НАЗЫВАЮТСЯ: а) пигмеи, б) лилипуты, в) бушмены. 5. НАИБОЛЕЕ ДРЕВНИЕ ОСТАНКИ ЧЕЛОВЕКА БЫЛИ НАЙДЕНЫ В: а) Египте, Ливии, Алжире, б) Нигерии, Габоне, Чаде, в) Танзании, Кении, Эфиопии. 6. ОДИН ИЗ САМЫХ ВЫСОКИХ НАРОДОВ АФРИКИ: а) бушмены, б) масаи, в) арабы. 7. ПРИШЛОЕ НАСЕЛЕНИЕ АФРИКИ ПРОЖИВАЕТ: а) на экваторе, б) на побережье Гвинейского залива, в) на северном и южном побережье материка. Тест

В АФРИКЕ ПРОЖИВАЕТ... ЧЕЛОВЕК. а) менее 500 млн., б) 500 млн. - 850 млн., в) более 1 млрд. 2. В ЭКВАТОРИАЛЬНОЙ АФРИКЕ ПРЕОБЛАДАЕТ НАСЕЛЕНИЕ... РАСЫ. а) негроидной, б) европеоидной, в) монголоидной. 3. НАСЕЛЕНИЕ СЕВЕРНОЙ АФРИКИ: а) малагасийцы, б) арабские народы, в) народы банту. 4. САМЫЕ НИЗКИЕ НАРОДЫ АФРИКИ НАЗЫВАЮТСЯ: а) пигмеи, б) лилипуты, в) бушмены. 5. НАИБОЛЕЕ ДРЕВНИЕ ОСТАНКИ ЧЕЛОВЕКА БЫЛИ НАЙДЕНЫ В: а) Египте, Ливии, Алжире, б) Нигерии, Габоне, Чаде, в) Танзании, Кении, Эфиопии. 6. ОДИН ИЗ САМЫХ ВЫСОКИХ НАРОДОВ АФРИКИ: а) бушмены, б) масаи, в) арабы. 7. ПРИШЛОЕ НАСЕЛЕНИЕ АФРИКИ ПРОЖИВАЕТ: а) на экваторе, б) на побережье Гвинейского залива, в) на северном и южном побережье материка. ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: 1.в 2.а 3.б 4.а 5.в 6.б 7. в Тест

6 баллов- «5» 5 баллов – «4» 4 балла – «3»

Домашнее задание. Параграф 30 Составить кроссворд «Страны Африки» Составить презентацию об одной из стран Африки.




Похожие статьи