"Роль Иванушки дурачка в русских народных сказках". Проект. "Роль Иванушки дурачка в русских народных сказках" Характеристика братца иванушки из сказки про козленочка

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Кто ты – Иванушка-дурачок (глупый или удачливый молодец) ? И Как он становится царевичем?

3 слайд

Описание слайда:

Что если, Иванушка–дурачок - глупый мужичок Он бездельник Братья имеют на него влияние Ленив и неопрятен Обладает волшебным даром Любит животных

4 слайд

Описание слайда:

1. Откуда взялся Иванушка-дурачок? 2. Почему его называют дурачком? 3. Какой у него характер? 6. Как и почему удача идет ему в руки? 4. Кто помогает Иванушке – дурачку? 5. Какие поступки и подвиги он совершает?

5 слайд

Описание слайда:

Должна научиться проводить анализ сказок Разбирать характеры главных героев сказок Подбирать нужную информацию Учиться делать выводы

6 слайд

Описание слайда:

Изучу данные энциклопедии об образе. Прочту много русских народных сказок. В библиотеке проведу опрос среди посетителей. Проведу анкетирование среди своих одноклассников. Опрошу своих родных. Воспользуюсь Интернетом. Просмотрю кинофильмы и мультфильмы с участием Иванушки – дурочка.

7 слайд

Описание слайда:

Иванушка – дурачок - Младший, третий сын у старика и старухи, у вдовы, у старика, у царя Не женат, а значит жених, нет детей Имеет низкий статус: крестьянский сын, купеческий, редко царский Беден, без наследства Некрасив, мал ростом, грязен Характер: простодушен, ленив, добр, незлоблив, сердечен, веселый, смекалистый, бесстрашный, справедливый Образ жизни: лежит на печи, плюет в потолок, ловит мух, бесцельно копается в золе, иногда гуляет по кабакам, выполняет бессмысленные и бесполезные поручения, нанимается на службу к братьям и к царю

8 слайд

Описание слайда:

Добивается богатств благодаря волшебным ворам: Конь, кот, журавль, козел, черт, леший, чудесная птица, мужичок с ноготок, чудо - юдо, рыбка волшебный дар: перстень, скатерть-самобранка, волшебная птица, волшебное кольцо или просто исполняют его желания мудрая жена, дух отца КТО? ЧТО?

9 слайд

Описание слайда:

суперагент Справляется с любой проблемой, способен осуществлять любой контакт, выиграть любые переговоры, совершает подвиги жрец Выполняет обязанности жреца. Предсказывает будущее, загадывает и отгадывает загадки, толкует что непонятно другим, его предсказания не понятны окружающим они направлены против здравого смысла поэт и музыкант Играет на дудочке, гуслях-самогубах, поет и благодаря поэтическому таланту получает богатство юродивый Ведет себя как безумный, отказ от ума, речь особая, заумная

10 слайд

Описание слайда:

Мифологизированный персонаж русских волшебных сказок. Взят из народного фольклора. С изменением жизни народа меняется и образ Иванушки в сказках. С древних времен младшие братья являлись хранителями семейного очага. Их обязанность осуществлять культовые обряды, связанные с поклонением духам семейного очага и предкам. Печь- олицетворение домашнего очага. Имеет прозвища в сказках: Иван Третьего, Третьяка, третий сын Иван Запечный, Запечник, лежит на печи Иван Попелов, Попел, копается в золе До принятия христианства была традиция не называть детей «взрослыми» именами, чтобы их не похитили «черти» (живущие за чертой), пока они беспомощные. «Взрослое» имя ребёнок получал в 10-13 лет. Распространение имели имена, образованные от числительных - Первак, Вторак, Третьяк, Другак, то есть «другой», следующий. Оно было самым популярным и в результате стало нарицательным и упростилось до «Дурак». С 17 века оно начало значить то, что значит и сейчас - глупого человека.

11 слайд

Описание слайда:

Иванушка - дурачок: дурачит окружающих, разыгрывает из себя глупца не жаден, ему не нужны деньги, почести и слава простодушен, но правдив веселый, добрый, удачливый победитель во всех жизненных невзгодах бывает и на земле и под водой и в воздухе играет на музыкальных инструментах В конце сказки наконец Дурень стал, то молодец! Получил богатство, славу, Царь - девицу в жены взял И царевичем ведь стал!

12 слайд

Описание слайда:

С помощью волшебных средств и особенно благодаря своему «неуму» Иванушка – дурачок успешно проходит все испытания и достигает высших ценностей: побеждает противника женится на царской дочери получает и богатство и славу становится Иваном Царевичем Простодушный и ленивый, добрый и справедливый, бесстрашный. Его поступки не всегда хорошие, бывают и жестокие, бессмысленные. Постепенное его превращение из глупого в умного молодца и царевича происходит благодаря его доброте и справедливости. По результатам анкетирования дети плохо знакомы с этим образом, путают его с другими героями и не могут назвать сказки.

Кто не любит русские народные сказки? «Аленушка и братец Иванушка» - замечательное произведение, которое почти каждый из нас помнит с детства. Однако, если быть точным, следует отметить, что правильное название сказки - «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Как и любое произведение подобного жанра, она привычным образом начинается со слов: «Жили-были». Сказки - они на то и сказки, чтобы нам - потомкам - свою народную мудрость передавать и учить отличать правду от обмана, добро от зла, хорошего человека от злого и т. д. Сказки играют огромную воспитательную роль, без них - никуда, любой ребенок наизусть знает их с десяток и с удовольствием расскажет, если его очень сильно попросить.

Сказка «Аленушка и братец Иванушка»

В одной глухой деревеньке жили-были старик со старухой, большой радостью для них были их дети: дочка Аленушка и сыночек Иванушка. Настало время, и родители умерли, а дети стали круглыми сиротами. Аленушка стала ходить на работу и маленького братца брала с собой.

Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» продолжается тем, что однажды шли они по полю широкому и пути дальнему. Тут Иванушке сильно захотелось испить водицы, об этом он стал жалобно просить свою сестру. Но она ласково попросила подождать и уверила его в том, что скоро на их пути встретится колодец, вот из него они и напьются. Однако солнце стало припекать еще сильнее, а до колодца еще идти и идти. Томно стало детям, пот выступает, жар донимает.

И вдруг Иванушка видит на дороге след от копытца коровьего, полный водицы. Стал он опять молить сестрицу дать ему напиться из копытца, но сестра его строго-настрого пить оттуда запретила, предупредив его, что если он это сделает, то превратится в теленочка. Иванушка послушался, и они отправились дальше.

Жажда

Народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» продолжилась тем, что спустя время жара еще сильнее стала их мучить, а на дороге появилось лошадиное копытце с водой, и братец опять начал просить Аленушку дать ему попить из него. Аленушка попросила его еще немного подождать и не пить из копытца, чтобы не стать жеребеночком. Тяжко вздохнул Иванушка, и они опять продолжили путь.

Но через некоторое время Иванушке было уже совсем невтерпеж, и он, увидев тут же, на дороге, козлиное копытце с водой, не послушал сестрицу свою Аленушку, напился из него и превратился в козленка.

Когда позвала Аленка Иванушку, то на ее зов прибежал беленький козленок. Увидав его такого, села она под стожок и заплакала горькими слезами. А козленочек возле нее так и скачет.

Сказка «Аленушка и братец Иванушка», таким образом, учит младших всегда слушаться старших.

Купец

В это время мимо проезжал купец, увидев девицу в слезах, он поинтересовался, почему она так расстроена. Аленка рассказала ему про свою беду. Тогда он говорит ей, чтобы не горевала она так, а выходила бы за него замуж. Купец пообещал ей, что нарядит ее в золотые и серебряные одежды, и козленочек будет жить вместе с ними. Аленушка согласилась. И стали они жить все вместе и дружно, и козленок с ними, из одной чашки с Аленкой ест и пьет.

Однажды купец отправился по делам своим, и тут вдруг из леса приходит ведьма, встала под окошко и начала звать Аленушку на речку купаться.

Аленка пришла с ведьмой на реку, а та как кинется на нее и, привязав к шее тяжелый камень, бросила девицу в реку. Сама же оборотилась в Аленушку, надела ее платье и пришла к ним в хоромы. Когда купец вернулся, он и не догадался о подмене. Один козленок тоскует, не ест, не пьет. Утром он стал бегать к бережку речки и звать сестрицу свою родимую, Аленушку.

Козни ведьмы

Ведьма быстро прознала об этом и стала купца уговаривать зарезать козленка. Но купец не торопился с этим делом, привязался он к милому козленочку. А ведьма все не унимается и наконец-таки уговорила купца, костры запалила, чугунные котлы поставила и точит ножи.

Козленочек подошел к своему названному отцу и просит, чтобы отпустил он его в последний раз на речку водицы испить, ведь ему на этом свете жить недолго осталось. Тот согласился.

Козленочек изо всех сил бросился бежать к речке и жалобно стал звать Аленушку, чтобы та пожалела и заступилась. Но сестрица лежала на глубоком дне, откликнулась она, но поделать ничего не могла, так как тяжел был ее камень на шее, трава ноги опутала, песок на грудь лег.

Но на этом Сказка «Аленушка и братец Иванушка» не закончилась.

Внимательный слуга

А ведьма места себе не находит, потеряла из виду козленочка. И тогда посылает слугу отыскать козленка и срочно привести его к ней.

Слуга пошел к реке и видит, что там козленочек бегает и сестрицу зовет, а сестрица из воды ему и отвечает, что камень на дно ее тянет. Услышав этот разговор, он побежал к купцу и все рассказал. Тогда собрался весь народ и пришел к реке, закинули сети крепкие и вытянули Аленушку на берег, сняли злосчастный камень с шеи, в ключевой воде окунули и в наряды надели. Она тут же стала еще красивее, чем была.

И тут сказка «Аленушка и братец Иванушка» подошла к самому интересному.

Козленочек так радовался и веселился, что от счастья перекинулся через голову три раза и стал опять прежним Иванушкой. Ведьму же поймали, привязали к хвосту лошади и в чисто поле пустили. Вот так справедливо и по-доброму закончилась сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" и их характеристика

  1. Сестрица Аленушка, умная и работящая девушка, заботилась о любимом брате. Доверчивая и безобидная. Очень красивая.
  2. Братец Иванушка, молодой, непослушный, беззаботный. Стал козленочком из-за того, что не слушал сестрицу.
  3. Купец, молодой и красивый, честный и порядочный.
  4. Ведьма, злая и коварная, обманщица, жестокая.
План пересказа сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
  1. Смерть родителей
  2. Дорога в поле
  3. Коровье копытце
  4. Лошадиное копытце
  5. Козье копытце
  6. Встреча с купцом
  7. Ведьма
  8. Разговор козленка
  9. Прощание козленка
  10. Спасение Аленушки
  11. Смерть ведьмы
Кратчайшее содержание сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Сироты Аленушка и братец Иванушка отправились в жару через поле.
  2. Иванушка все хотел пить и наконец выпил воды из копытца и стал козленком
  3. Аленушка вышла замуж за купца, но ведьма утопила ее в пруду
  4. Ведьма уговорила купца зарезать Иванушку, а тот побежал прощаться с Аленушкой
  5. Слуга услышал их разговор и Аленушку спасли
  6. Ведьму привязали к конскому хвосту.
Главная мысль сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Чтобы не было беды, всегда слушайте, что говорят старшие, знающие люди.

Чему учит сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Сказка эта учит быть послушными и не баловаться. Учит не пить грязную воду. Учит не верить первому встречному. Учит не терять надежду. Учит тому, что все должно закончится хорошо и добро обязательно победит.

Отзыв на сказку "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Эту русскую народную сказку нам пересказал Алексей Толстой. Это интересная и поучительная история о непослушном братце и работящей сестре. Мне не понравилось поведение Иванушки, хотя конечно он не заслужил того, чтобы вечно оставаться козленочком. А вот сестра Аленушка очень хорошая и добрая девушка. Я рада, что все для нее закончилось хорошо, хотя и ей следовало быть осторожней, как она советовала братцу.

Пословицы к сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Слушайся добрых людей - на путь наставят.
Слушай умом, а не брюхом.
Во всяком худе не без добра.

Краткое содержание краткий пересказ сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Жили старик со старухой и были у них дочка Аленушка и сыночек Иванушка.
Но умерли старики и остались дети сиротами.
Пошла однажды Аленушка на работу и Иванушку с собой взяла. А идти пришлось через поле. Жарко было, пить очень Иванушке захотелось. Видит он копыто коровье с водой, захотел из него напиться. Но сестрица не велела, а то стал бы братец теленочком.
Идут дальше, лошадиное копытце и опять хочется Иванушке воды напиться. Но опять сестрица не дает - жеребеночком станет.
Идут дальше. Козье копытце. Не послушал тут Иванушка сестрицу и выпил воды. Стал он козленочком, Аленушка рядом стоит, слезами заливается.
Ехал мимо купец молодой, узнал о горе девичьим, предложил замуж за него выйти, а козленочка с собой взять.
Согласилась Аленушка и зажили они с купцом счастливо.
Только уехал раз купец, пришла к Аленушке злая женщина и позвала на пруд купаться. Привязала ведьма Аленушке камень на шею, столкнула Аленушку в воду, а сама в нее превратилась. Никто и не узнал ведьму.
Только козленочек знал что случилось, и бегал на пруд, сестрицу звал.
Узнала о том ведьма, попросила зарезать козленочка. Не хотел купец, но согласился. А козленочек просит напоследок на пруд сбегать, водички попить.
Прибежал козленок на берег, кричит, Аленушку зовет, говорит, что его убить хотят. А Аленушка из-под воды отвечает, что не может встать, камень давит, пески держат.
Услышал то слуга, рассказал купцу. Сбежался народ, достали Аленушку, обмыли ее чистой водой и ожила девушка. А козленочек на радостях трижды через себя перепрыгнул и Иванушкой стал.
А ведьму к хвосту конскому привязали, да в поле пустили.

Признаки волшебной сказки в сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

  1. Волшебные превращения - козленок, оживление Аленушки
  2. Традиционный зачин и концовка
  3. Победа добра.
Рисунки и иллюстрации к сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Ивáнушка-дурачóк (Ивáн-дурáк)

Один из главных героев русской народной сказки. Имя Иванушка – уменьшительно-ласкательная форма самого распространённого в старину русского мужского имени Иван (см. русские имена).

Энциклопедическая справка

Иванушка-дурачок – младший, обычно третий, сын в крестьянской (см. крестьянин) семье. В отличие от старших братьев, он очень доверчив, бесхитростен, порою ленив и как будто глуповат. Однако это только в начале. Сказочный сюжет строится так, что Иванушке предстоит пройти испытания на храбрость (победить злые силы), на доброту (отдать последнее тому, кто в беде), на честность (выполнить данную клятву, не взять чужого) или на сообразительность. Из всех этих испытаний Иванушка выходит победителем. Не требуя для себя ничего, в конце сказки он за свою доброту и бескорыстие получает царскую (см. царь) дочь в жёны и полцарства в придачу.

Близок Иванушке-дурачку образ Емели из сказки «По щучьему веленью» (см. щука).

В культуре

Фольклорный образ Иванушки-дурачка часто трактуется как один из типов русского национального характера (см. русские).

Зрительный образ этого персонажа создан в широко известных иллюстрациях И.Я. Билибина и В.М. Васнецова к русским народным сказкам.

Из народной сказки образ Иванушки-дурачка перешёл в авторскую. Иванушка – главный герой сказки П.П. Ершова «Конëк-Горбунок» (1834 г.). Под другими именами он узнаваем и в современных литературных сказках, например, в сказке Л.А. Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца».

Урок литературного чтения

Тема: Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Характеристика героя сказки.

Тип урока: изучение нового материала

Цель: Продолжать знакомство детей со спецификой сказочного жанра на материале русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; продолжать формировать интерес детей к чтению, развивать воображение, наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения, воспитывать бережное отношение друг к другу; уважение к культуре русского народа.

Задачи:

    познакомить с русской народной сказкой « Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;

    учить характеризовать героя сказки по его поступкам;

    учить рассказывать о книге на основе внетекстовой информации.

Межпредметные связи: Изобразительное искусство, тема «Художники – иллюстраторы русских народных сказок»

Планируемые результаты

Предметные:

    рассказывать о книге на основе ее обложки, содержания;

    знать содержание русской народной сказки « Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;

    характеризовать героя произведения по его поступкам

Метапредметные:

    понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение;

    находить информацию о персонажах на основе выборочного чтения;

    Учить работать в группе.

Личностные:

    проявлять интерес к чтению русских народных сказок;

    ценить в героях русских народных сказок доброту, честность, верность.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые УУД

Самоопределение к деятельности. Психологический настрой учащихся на урок.

« Добро творить, как воздухом дышать –

Потребность, людям данная от Бога

Лучами солнца мир отогревать,

Что отдал много.»

Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи. Я желаю вам хорошо поработать на уроке, быть активными, уверенными в своем выборе, при этом не забывать об уважении мнений других.

Личностные:

Настроить на работу;

Организация рабочего места.

Актуализация необходимых знаний

    Много жанров есть на свете

Басня, повесть и рассказ,

Но с рожденья любят дети

Волшебство и мир прекрас .

О каком жанре устного народного творчества спрашивается? (Сказка)

Чем этот жанр отличается от других?

По содержанию, какие бывают сказки? Назовите ключевой признак, который отличает эти сказки.

Волшебные – происходит волшебство с главным героем; есть предметы волшебства.

Сказки про животных – главные герои – животные.

Бытовые – описан быт и жизнь людей, их привычки, обряды.

    Элементы разных сказок
    Мы собрали в кузовок.
    Отгадай названье сказки
    Будь внимателен, дружок.

В этом кузовке спрятаны предметы из сказок. Ваша задача – вспомнить и назвать в какой сказке они встречаются.

Костюм мальчика. - “Гуси-Лебеди”, “Мальчик с пальчик”, “Иванушка-Дурачок”.

Кукла девочки. - “Снегурочка”, “Царевна-лягушка”, “Крошечка-Хаврошечка”.

Камень. – “Иван-Царевич и серый волк”.

Вода. – “По щучьему веленью…”, “Лягушка-путешественница”, “Золотая рыбка”.

Козленок.– “Волк и семеро козлят”, “Волк и коза”.

А все эти предметы в какой сказке встречаются? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка.)

Сформулируйте цели урока:

познакомиться …

учиться отвечать на вопросы…

    Ответы детей на вопросы учителя.

    Учащиеся по предметам отгадывают названия сказок.

    Самостоятельно определяют цели урока.

Коммуникативные:

Владение диалогической речью.

Познавательные:

Формирование умения извлекать информацию из текста;

Регулятивные:

Планировать свои действия.

Физминутка. Упражнения для глаз.

Мотивация познавательной деятельности

    Организация чтения русской народной

Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;

Прочитайте начало сказки.

Какие сказки начинаются так же? Как они называются?

Могли ли события, описываемые в первой части, произойти в реальной жизни?

С какого действия начинается сказочное повествование?

Прочитайте, что случилось в сказке?

Чем закончилась сказка?

Как можно объяснить такой конец?

    Обсуждение высказывания «Все сказки похожи друг на друга» (работа в парах)

    Читают сказку с остановками, отвечают на вопросы по содержанию сказки, какая беда случилась, куда отправилась Аленушка, о чем просил ее братец, почему Аленушка не разрешала ему испить водицы из копытца, почему купец не распознал ведьму в Аленушке, а козленочек узнал, почему ведьма приказала зарезать козленочка. Читают заданные фрагменты сказки.

    Выясняют, чем похожи сказки.

Коммуникативные:

Работа в парах;

Контроль оценки действия партнера;

Сотрудничество с товарищем;

Самооценка.

Познавательные:

Развитие умения находить ответы на вопросы, используя текст произведения.

Личностные:

Формировать умения видеть внутреннюю жизнь другого человека, его заботы и переживания.

Физминутка.

Мы немножко отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд.

Дети по лесу гуляли, (руки на пояс)

За природой наблюдали. (повороты головы влево, вправо)

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели. (поднялись на носочки)

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети. (присели)

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Организация познавательной деятельности.

    Исследовательская работа по сказке:

Определите, какая часть сказки самая страшная и почему, какие эпизоды из других сказок тоже вызывали страх, почему в любой сказке должен быть такой эпизод.

    Характеристика Аленушки

Расскажите об Аленушке, какая она: добрая, ласковая, преданная, доверчивая, злая, грубая, хитрая, жестокая, найдите подтверждение в тексте.

    Называют самую страшную часть сказки, вспоминают другие сказки со страшными эпизодами.

    Рассказывают о характере Аленушки.

Познавательные:

Развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельно выводы.

Коммуникативные:

Умение формировать собственное мнение.

Подведение итогов

Докажите, почему данное произведение является сказкой, какой?

Вспомните другие волшебные сказки.

Чему учит сказка, с которой мы ознакомились сегодня?

    Объясняют, почему это произведение можно отнести к волшебным сказкам, называют другие волшебные сказки.

    Ответы детей.

Личностные:

Подведение итога урока;

Самооценка критериев успешности.

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей;

Использование критериев для обоснования суждений.

Регулятивные :

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

Познавательные:

- умение сформировать вывод по всему уроку.

Домашнее задание:

    Разделить текст сказки на части, подготовить чтение без ошибок.

    Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.

    Выразительное чтение сказки.



Похожие статьи