Принц конде. Дворянские дома франции Избрание Конде Великого на польский престол

Судьба на долгие годы связала жизнь российского императора Павла I и французского принца Луи-Жозефа Конде. Интересно проследить историю их взаимоотношений в свете политических событий тех лет и одновременно показать, как это отразилось на формировании художественного облика «старой Гатчины».

Павел I и принц Конде познакомились в начале 1780-х гг. во Франции в Шантильи, резиденции принца Конде, а расстались в конце 1790-х гг. в России в С.-Петербурге. Жизнь принца Конде невозможно отделить от его родового поместья в Шантильи так же, как жизнь Павла I - от его любимой резиденции в Гатчине. Пригород французской столицы находится в 40 км к северу Парижа, почти на таком же расстоянии как Гатчина от С.-Петербурга. История поместья, зафиксированная документами, начинается с Х в., со строительства небольшого средневекового замка с садами и лесными угодьями на реке Нонет. В конце XIV в. замок был перестроен Пьером д"Оргеменом и уже в XVI в. перешел в собственность семьи Монтморанси.

Самым знаменитым в этой семье был коннетабль Анн де Монтморанси (1493-1567). Он участвовал во всех сражениях королевской армии и получил высшее военное звание исключительно за выдающиеся таланты военачальника и политика при короле Франциске I. Даже смерть настигла Анн де Монтморанси в сражении при Сен-Дени.

Прирожденный воин, «человек грубой внешности, с суровым зловещим взглядом», коннетабль вместе с тем «имел очень тонкий вкус». По словам Густава Макона, хранителя музея Шантильи в начале XX века, Анн де Монтморанси «не только строил красивые замки, но также был страстным собирателем образцов мебели, предметов старины, коллекционировал манускрипты, книги». В Шантильи Анн де Монтморанси провел первую большую реконструкцию: замок был перестроен в ренессансном стиле по проекту Жана Бюллана, вокруг разбит парк, а за ним на огромной территории простирались охотничьи угодья. Там хозяин со своими многочисленными гостями «загоняли оленя и дикого кабана». В это же время перед замком появилась известная площадь Коннетабля. Три века спустя в России по воле императора Павла I аналогичные площади тоже будут сооружены перед Гатчинским и Михайловским замками.

Новая страница в увлекательной истории Шантильи - это жизнь и деятельность принца Луи II Бурбона, который больше известен под именем Великого Конде (Grand Conde, 1621-1686). Как и предыдущий владелец коннетебль Анн де Монморанси, Луи II Бурбон снискал славу на полях сражений. Принцы Конде принадлежали к боковой линии Бурбонов, которая происходила от дяди короля Генриха IV Людовика Конде. Великий Конде получил Шантильи от своей матери Шарлотты-Марии Монморанси, жены Анри II Конде. Браком его родителей соединились два знаменитых рода - Монморанси и Конде. С тех пор поместье Шантильи на протяжении двух веков служило резиденцией для принцев Конде.

Во времена Великого Конде масштаб строительных работ в Шантильи не уступал королевским в Версале. У принца работали такие известные архитекторы как Франсин, Совер, Мансар и непревзойденный мастер ландшафтной архитектуры Андре Ленотр, которого называли «королевским садовником и королем садовников». Не случайно Шантильи стали называть «Версалем Конде».

Великий Конде был «выдающимся патроном искусств», коллекционером, главным защитником Мольера, близким другом Буало, Расина, Боссюе, мадам Севинье, Лафайета, Лабруера и Лафонтена. Его салон в Шантильи объединял ведущих современных светил музыкального и литературного мира, с которыми «он мог общаться как равный с равными».

Бесконечные дворцовые интриги заставляли великого полководца сражаться не только на поле брани, но и при дворе ради благосклонности Людовика XIV. В этой борьбе Гран Конде с успехом использовал талантливых людей, огромные средства и красоты Шантильи: роскошный замок, великолепный парк с каналом, «самым прекрасным во Франции», аллеями и партерами среди зеркальных прудов, ниспадающими каскадами и фонтанами, которые «не молчали ни днем, ни ночью». Конде превратил Шантильи в «театр пышных праздников», которые прерывались только военными походами или временной опалой короля.

Широко известны баснословно пышные, роскошные, расточительные приемы, которые устраивались для Людовика XIV. Например, памятный королевский прием в Шантильи 23 апреля 1671 г., на котором присутствовало более пяти тысяч человек, было сервировано 60 столов на 80 кувертов каждый по три раза в день. Тогда-то случилась трагедия, о которой упоминает мадам Севинье в своих «Письмах», с метрдотелем Конде. Шеф кухни Ватель покончил жизнь самоубийством из-за задержки к королевскому столу рыбы, «соответствующей тому изысканному набору яств, которое там было представлено».

Целью жизни для следующего владельца, Луи-Анри-Бурбона-Конде (1692-1740) или Монсеньера Ледюка, министра Людовика XV, тоже стало дальнейшее украшение Шантильи. Его стараниями замок был превращен «в еще более выразительное явление, чем это было в дни Великого Конде, а парк - в «живые декорации для непрерывных празднеств». Благодаря Монсеньеру Ледюку в Шантильи были основаны известные мануфактуры по производству мягкого фарфора и расписных тканей, построены знаменитые Большие конюшни по проекту Жана Обера. Конюшни называли «триумфом архитектуры времени Регентсва». Как известно, в Гатчине здание бывших Кирасирских казарм является несколько измененной копией Больших конюшен Шантильи.

Прекрасен.

Познакомьтесь: Людовик II де Бурбон-Конде фр. Louis II de Bourbon-Condé, le Grand Condé
4-й принц Конде, герцог Энгиенский
Даты жизни: 26 декабря 1646 — 11 декабря 1686

Очень противоречивые отзывы:

"...При жизни отца Конде носил титул герцога Энгиенского. Был он принцем крови, то есть прямым родственником королевской семьи... С ранних лет знатнейший из знатных аристократов Франции отличался дерзостью, честолюбием и храбростью....Военную карьеру принц начал в 17 лет... В 22 года принц уже командовал французскими королевскими войсками в войне с испанцами, получившей название Тридцатилетней. В той войне 19 мая 1643 года Конде одержал свою первую победу в сражении под городом Рокруа...
В... 1644 году принц встал во главе французской королевской армии, сменив на этом посту опытного виконта де Тюренна. "
http://interpretive.ru/dictionary/967/word/lui-ii-burbon-konde-velikii-konde
Напоминаю, молодому человеку было 23 года.

Далее: "...Победы... укрепили полководческий авторитет Луи Конде. Армия, окрыленная победами над испанцами и баварской армией, буквально боготворила Конде. Однако теперь многие влиятельные лица во Франции стали всерьез опасаться возросшей популярности Конде, и в последующие десять лет ему пришлось приложить немало усилий для их умиротворения..."

Далее перечисляются и описываются множественные сражения, смысл которых я не очень понимаю...
Впечатление такое, что с 17 до 54 лет принц только воевал...Как увидим ниже, впечатление обманчиво.

"...Став одним из популярных людей во Франции, принц оказался в самой гуще политической борьбы. В войне королевской власти с Фрондой (такое в истории название получила внутренняя смута во Франции в 1648-1658 годах) он принял сначала сторону кардинала итальянца Джулио Мазарини и королевы Анны Австрийской, регентши сына - малолетнего коронованного сына Людовика.... Но между честолюбивым и заносчивым полководцем Луи Конде и властолюбивым первым министром Франции столкновение было неизбежно...
Принц Конде возглавил новую Фронду (так называемую Фронду принцев), намереваясь свергнуть кардинала Мазарини и даже обратить свои немалые владения в независимое государство. Его ближайшим соратником стал младший брат, принц Конти...
Анархия во французской столице, раздоры между ним и остальными вождями Фронды, возвращение в Париж его врага кардинала Мазарини заставили принца бежать из отечества в Нидерланды и там в 1653 году сдаться испанцам, своим недавним врагам. В 1654 году за государственную измену его во Франции заочно приговорили к смертной казни.
Теперь Конде обратил свое оружие и военное искусство против отечества....Но в этой войне на долю принца редко выпадали удачи - против него воевала воспитанная и обученная им французская армия...Гражданская война закончилась в 1659 году (38 лет - моё прим.) заключением мира и укреплением королевской власти. Кардинал Мазарини помирился с принцем Луи II Конде, которому Испания решила отдать самостоятельное княжество у северной французской границы. Был отменен и заочный смертный приговор принцу за измену Франции и ее монарху Людовику XIV, который женился на Марии Терезе, дочери испанского короля Филиппа IV. Конде был восстановлен во всех своих титулах и правах, но 8 лет оставался не у дел...
Благодаря своему полководческому таланту и политическому влиянию при королевском дворе принцу Конде удалось вновь стать командующим французской армии...
В конце 1675 года Конде подал в отставку и последние годы жизни провел в своем владении Шантильи. Скончался он в Фонтебло.
Во всех войнах, в которых участвовал принц Луи Конде, он демонстрировал прежде всего высокое тактическое искусство. Отличительной чертой прославленного французского полководца являлись его знаменитые «вдохновения» . Благодаря этому он не раз побеждал противников, которые превосходили его в силах. Но Конде современники справедливо корят за то, что ради быстрого и сильного натиска он не щадил людей. Войска Конде на чужой территории прославились грабежами и насилием ."

Читаю я про эти многочисленные сражения, изгнания-прощения... роман писать можно. Далее - выделяю отзывы о Великом Конде синим. Очень противоречивые отзывы.


Скульптор Куазевокс(29 сентября 1640 , Лион - 10 октября 1720 ) , портрет Луи II де Бурбон-Конде, Принца де Конде. Бронзовый бюст. (Лувр)

" Настоящим шедевром стал бронзовый бюст принца Конде. Очень удачный полководец, Луи II Конде отличался жестокостью, кощунством, грубым поведением даже с близким окружением. Он из тех антипатриотив, что обращал свое оружие против своей краини.Конде-сторонник Фронды, воевавшей против короля и кардинала Мазарини.Це он опустошал северные области Франции, это он пытался создать самостоятельное княжество в своих землях. Бурно проведена молодость, пребывание в тюрьме и болезнь сделали его неприятным и антипатичным. Даже после политического примирения с королем и кардиналом, его на восемь лет отстранили от дел, поскольку не доверяли. Перед скульптором стояла трудная задача создать репрезентативный портрет больного (болел ревматизмом) и неприятной, но опасной лица. Куазевокс достойно справился с задачей, выдвинув на первый план роскошный наряд Конде и блестящие средства обработки бронзы. Это немного омрачило смело змальвану, правдивую и непремну характеристику образа. Ни один из портретов Луи II Конде красками не передает всю сложность характера по-своему искалеченной лица принца".

Несомненно, очень выразительный портрет.
Ещё один скульптурный портрет:


Louis II, 4th Prince of Bourbon and Conde (1621-86), 1817 (plaster), David d"Angers, Pierre Jean 1788-1856 Musee des Beaux-Arts, Angers, Franc.


Juste d"Egmont Louis II de Bourbon, dit le Grand Condé Huile sur toile . Chantilly, Musée Condé Photo Musée Condé.

"...Современники могли любить его, либо ненавидеть, но, несмотря на его политические просчеты и личностные особенности, все равно восхищались им. Возможно, самую яркую характеристику дал ему в своих мемуарах знаменитый фрондер Поль де Гонди, кардинал де Рец: "Принц де Конде был рожден полководцем... Судьба, ниспослав его веку воинственному, предоставила мужеству развернуться во всем его блеске ; воспитание в семье... ограничило ум рамкой слишком тесной. Принцу не внушили с ранних лет... то, что зовется последовательностью... Уже в юности он опережен был стремительным развитием великих событий и навыком к успеху... обладая от природы душой незлобной, он совершал несправедливости , обладая отвагой Александра... был не чужд слабости, обладая замечательным умом, действовал неосмотрительно, обладая всеми достоинствами..., не послужил государству, как был должен... Он не сумел возвыситься до своих дарований, но все равно он велик, он прекрасен ...
Франсуа де Ларошфуко писал в мемуарах, что герцог Энгиенский "...статный, наделенный большим, ясным, проницательным и всесторонним умом, покрыл себя величайшей славою. ..". А прокурор-генерал Дижонского парламента Пьер Лене так отзывался о нем: "Он удовлетворял желания своих подчиненных, игнорируя многие частности ... Принц завоевал огромную репутацию, проведя баталии у Рокруа, Фрейбурга, Нордлингена и Ланса, взяв Тионвилль, Филиппсбург, дойдя до сердца Рейна - Кобленца, выказав храбрость и великодушие у Дюнкерка...
В речи, произнесенной в соборе Парижской Богоматери 10 марта 1687 г. по случаю кончины принца де Конде, епископ Мо, выдающийся историк и воспитатель дофина Жак-Бенинь Боссюэ не только представил его выдающимся государственным деятелем, но и поставил выше другого великого полководца столетия - Анри де Тюренна. Отличительной чертой военного гения полководца епископ назвал быстроту замысла, нисходившего на него среди сражения, - его знаменитые "вдохновения". А Людовик XIV после смерти Конде заявил: "я потерял "величайшего человека в моем королевстве...
В целом Конде справедливо упрекают за то, что ради быстрого и сильного натиска, способного привести к победе, он проливал потоки крови, а его армия отличалась грабежами и насилием. Его стиль состоял из дерзости и агрессивных нападений... Вместе с тем, Конде называют настоящим военным интеллектуалом, одаренным и независимым.".

Созданный образ даёт возможность почувствовать размах и пассионарность личности... но воспринимается всё-же, ОЧЕНЬ однобоко... ПОРА РАСШИРЯТЬ ГРАНИЦЫ ОБРАЗА:


Художник Juste d’Egmont (1601-1674), Musée de l’Armée.
Взято здесь: http://www.danielbibb.com/content/exhibits/detail1.php?itemID=30006
Очень понравился портрет и, на мой взгляд, он более всего похож на детский. Сначала не обратила внимания - за Конде видна голова, там персонаж, его почти не видно (ниже привела эту картину целиком).


Работа отнесена к художнику Louis Elle Ferdinand
Взято здесь: http://www.danielbibb.com/content/exhibits/detail1.php?itemID=30006
Этот портрет у меня вызывает большие сомнения, не очень похоже на живопись той эпохи.

"...Луи II де Бурбон принц де Конде родился 8 сентября 1621 г. в Париже. Его родителями были Анри II Бурбон (1588 - 1646), принц де Конде, и Шарлотта-Маргарита де Монморанси (1594 - 1650), принцесса де Конде и крестная мать Людовика XIV..."

Отец Анри II Бурбон (1588 - 1646) принц де Конде:

Меня удивило, что больше его портретов не попалось.

Мама Шарлотта-Маргарита де Монморанси (1594 - 1650), принцесса де Конде:

"...Образование юного герцога Энгиенского было традиционным для его сословия. В 1630 - 1636 гг. он изучал латинскую классику, философию Аристотеля, математику, кодексы Юстиниана и политическую историю в школе иезуитов в Бурже. Он не был особенно прилежным учеником, правда, латынь, риторику и философию осваивал с большим успехом. Долгое время он считался вольнодумцем по религиозным вопросам. Его образование было завершено в Королевской военной академии в Париже, где он показал отличные результаты. Уже в 17 лет отец отправил Луи исполнять обязанности губернатора Бургундии..."
"...По настоянию Анри Конде 9 февраля 1641 г. юноша женился на Клер-Клеманс де Майе-Брезе (1628 - 1694), дочери Юрбена де Майе, маркиза де Брезе, и Николь дю Плесси, племянницы Ришелье. Однако политически и экономически выгодный союз (невеста принесла Луи приданого 600 тыс. ливров и ряд земельных владений) был в личном плане неудачным. Ради него ему пришлось оставить свою возлюбленную мадемуазель дю Вижан (Марту Пуассар, дочь королевского постельничего Франсуа Пуассара, барона дю Вижана). От этого брака на свет появилось трое детей - сыновья Анри III Жюль (1643- 1709), принц де Конде, Луи (1652 - 1653 ) и дочь мадемуазель де Бурбон (1657 - 1660 )..."

Жена:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D1%8D%D1%80-%D0%9A%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%81_%D0%B4%D0%B5_%D0%9C%D0%B0%D0%B9%D0%B5

Великий Конде и его сын Генрих III Бурбо́н Конде́ :

Портрета мадемуазель дю Вижан не нашла.
"...его возлюбленную в 1647 г. отправили в монастырь кармелиток..."
http://svitoc.ru/index.php?showtopic=556



Далее: "Последние 11 лет жизни Великий Конде провел в своем владении Шантийи в 49 км от Парижа. Замок располагался среди густых дубовых лесов и возвышался на огромной скале, окруженной со всех сторон водой.... именно Великий Конде поручил королевскому архитектору Ленотру разбить великолепный парк с фонтанами вокруг замка. В одном из устроенных в нем праздников принял участие король, что зафиксировала в своих письмах мадам де Севинье. Фонтаны Шантийи и сегодня одни из красивейших во Франции. Недаром Людовик XIV при постройке Версаля взял их за образец . (оказывается:), у Великого Конде был неплохой вкус и стремление к созиданию - моё прим.) Подражая итальянской дворцовой архитектуре, принц приказал украсить фасад замка балюстрадами и колоннами, и получилось так, что в нем соединились элементы готики (мощные стены-бастионы, остроконечные шпили, водостоки в виде змееобразных чудовищ) и барочное оформление фасадов. По сути Шантийи из замка превратился в роскошный дворец и стал символом перехода аристократии от военных походов к празднествам, меценатству и коллекционированию произведений искусства. Но въезд в Шантийи, оформленный в ренессансном стиле и защищенный чугунными решетками и пиками, отражал "профессию" владельца...
У него собирались полководцы, министры, крупные буржуа и, конечно же, просвещеннейшие умы Франции. Являясь поклонником и покровителем искусств, Конде приглашал в свой замок известных творческих личностей. Еще во время пребывания не у дел после Пиренейского мира принц проводил там время в блестящей компании таких гениев, как Мольер, Расин, Буало, Лафонтен, Мансар, Ленотр, Боссюэ и многие другие. Как-то поэт Венсан Вуатюр заметил Конде: "Если бы Вы хоть раз соизволили снять какую-нибудь осаду, мы, Ваши поклонники, смогли бы немного передохнуть и прийти в себя, так как это внесло бы некоторое разнообразие в ход событий". В Шантийи состоялось и первое представление "Тартюфа" Жана-Батиста Мольера, которого еще в 1664 г. автор впервые прочитал в салоне Нинон де Ланкло. В честь гостей принца Ленотр разбил в парке аллею Философов, что может служить доказательством того, что Великий Конде не только следовал аристократической моде того времени, но и действительно высоко ценил прекрасное ..."

Вот так, и как это согласуется с данными ему выше отрицательными характеристиками? Практически никак.
"...Этот неординарный человек был исключительно богат по меркам XVII века. Его огромное состояние уступало лишь богатствам кардиналов Мазарини (40 млн. ливров) и Ришелье (20 млн. ливров) и оценивалось в 14 млн. ливров. Как и другие политики и полководцы того времени он коллекционировал произведения искусства, старинные книги и манускрипты, сосредоточенные, прежде всего, в Шантийи. Герцог Омальский, получивший в 1830 г. вместе с титулом и замок, завещал его вместе с богатейшей библиотекой и картинной галереей, Французскому институту. В музее Конде, помимо личных вещей принцев крови, выставлены и художественные сокровища - сотни рукописных и первопечатных книг (включая Библию Иоганна Гуттенберга), редкостное собрание фарфора и "Великолепный часослов герцога Беррийского" - прославленная иллюстрированная рукопись XV в., многочисленные гравюры и картины Боттичелли, Клуэ, Пуссена. Именно там сегодня находятся "Три грации" Рафаэля, "Избиение младенцев" Пуссена, "Святой Иероним" Дюрера и другие знаменитые полотна. Принц являлся обладателем одного из самых знаменитых в истории алмазов весом в 9,01 каратов, украшавшего набалдашник его трости, - "Розового Конде" или "Великого Конде", полученного им от Людовика XIV за военные заслуги..."
А вот это как согласуется с данными выше характеристиками?:
"В 1685 г. единственный внук полководца Луи де Бурбон женился на Луизе-Франсуазе, мадемуазель де Нант, старшей дочери короля и мадам де Монтеспан. В середине 1686 г. Луиза-Франсуаза, пребывая в Фонтенбло, заболела оспой. Именно принц вернул ее к жизни, проводя дни возле ее постели и кормя ее с ложки. Луиза-Франсуаза выжила и продолжила род Конде, подарив своему супругу 10 детей, но Конде сам заразился от нее..."

Я вижу образ прекрасного, действительно, по-королевски одарённого человека.
Большая благодарность Хатамото: http://svitoc.ru/index.php?showtopic=556
и автору статьи: Ивониной Людмиле Ивановне - доктору исторических наук, профессору Смоленского государственного университета.



P.S. Посмотрела по художнику - нашла!

Portrait du Grand Condé devant le champ de bataille de Rocroi (19 mai 1643)
Не могу понять - что это такое справа, что-то красное, изогнутое...?
Здесь слева от Конде не видно головы. И ещё... почти все мужчины -военные 17-18 да и 19 век держат странную палку в руке. Я думала сначала, что это - подзорная труба. Но уж слишком тонка, думаю, это что-то другое.

Людовик II, Луи де Бурбон родился 8 сентября 1621 года в Париже. Происходил он из старинного рода Бурбонов, бывших королями Франции в 1589 -1792, 1814-1830 годах. Он настолько прославился, что современники нарекли его Конде Великий.

Женился он довольно рано по тем временам - в двадцатилетнем возрасте. Жена его была племянницей всесильного кардинала Ришелье.

Первый период правления Людовика пал на время намечавшегося расцвета экономики и политики, время яркого блеска королевского двора, время невиданных по размаху празднеств и развлечений.

Военная карьера

Полководческий талант принца Конде проявился уже тогда, в самом начале его взрослой жизни. В двадцатидвухлетнем возрасте принц в окружении мушкетеров уже въезжает во взятый им город Рокруа. К ногам победителя склонились знамена поверженного противника. Эта битва сразу же вошла в историю военного искусства, как образец полководческого таланта. И с этого сражения принца Конде признали великим. В двадцать два года!

В том же 1643 году принц Конде закончил военную кампанию года еще и взятием Тионвилля, ряда других городов. А следующую военную кампанию Конде начал уже командующим всеми французскими войсками в Германии и одержал шумную победу в сражении при Фрайбурге, разгромив армию баварского генерала Мерси. За эту победу французский король Людовик XIV присвоил принцу звание генералиссимуса.

Высокое воинское звание Конде оправдал в военной кампании 1645 года, когда без особых потерь и усилий взял Майнц, Филиппсбург, одержал победу в сражении при Нердлингене, еще раз побеждает в кровопролитном сражении при Фрайбурге.

В 1646 году Конде после ряда удачных военных операций овладел Дюнкирхеном. Затем король перебросил его в Каталонию. Но здесь Конде ждала неудачная осада крепости Лериду. Что ж, и у великих бывают неудачи.

Спустя год, испанцы попытались было взять реванш в Нидерландах за победы французских войск под командованием принца Конде. Но и эта попытка закончилась для них очередным поражением от Конде, одержавшим весьма внушительную победу в битве под Лансом. Победа была столь серьезна, что она и вступления Фронды привели к заключению мира в 1648 году.

«Парламентский» период в истории Фронды

История Фронды разделена на два этапа - «парламентский» (1648-1649 год) и «Фронду принцев» (1650-1653 году).

Парижский парламент, был против финансового обременения дворянства, а перед глазами был пример Англии, поэтому парламент выступил 13 мая 1648 года против финансовых эдиктов кардинала Мазарини, сменившего кардинала Ришелье на посту первого лица Франции. Так началась первая Фронда.

Парламент в то время представлял собой только судебные учреждения, обладавшие лишь правом регистрации новых законов. Поэтому парламент и выбрал единственно возможное решение в рамках своих полномочий - отказался регистрировать эти эдикты.

Также парламент решил расширить собственные полномочия, проведя ряд реформ: новые налоги вводятся только с одобрения парламента, запрет на арест, преследования без одобрения, отмена интендантов.

В ответ Мазарини, воспользовавшись подъемом авторитета правительства после победы принца Конде в битве под Лансом, решил атаковать Фронду и приказал задержать двух наиболее влиятельных членов парламента. Парижское население ответило на это баррикадами. Вскоре был подписан Вестфальский мир, тогда правительству и двору ничего не оставалось, кроме как бегства из Парижа.

Когда Конде Великий вернулся в Париж он тут же начал осаду мятежного города. Парламент и парижане приготовились драться до конца. Война требует денег, тогда парламент изъял имущество сторонников двора и на вырученные средства капуил вооружение для обороняющих город. Парижане смогли продержаться целых три месяца против обученных и имевших боевой опыт войск принца Конде.

Во время осады возникли классовый разногласия между простыми парижанами и буржуа. Бедняки требовали резких мер против хлебных спекулянтов и этим не на шутку пугали буржуазию. В Париже запахло революцией «по английскому образцу». Поэтому буржуазия сочла за лучшее заключить перемирие и королевский двор вновь въехал в Париж.

Период «Фронды принцев»

В 1650 году начался второй период - «Фронды принцев». Высокопоставленные вельможи решили из личных корыстных побуждений воспользоваться народным недовольством, обиженных кардиналом Мазарини. Принц Конде тоже примкнул к Фронде и оплату за боевые действия против Парижа. Мазарини в ответ арестовал его.

За мятежного генералиссимуса заступился народ и освободил его. Испуганный Мазарини второй раз побежал из столицы, а парламент вслед ему под давлением народа объявил королевский двор вне закона.

Во многих провинциях Франции вновь начались волнения. И опять обеспокоенные размахом выступлений вельможи кинулись на поклон к Мазарини. Вместе они смогли потопить волнения в крови, и 12 октября 1652 года Мазарини снова вернулся в Париж. Тем не менее, требования Фронды ему пришлось удовлетворить.

Однако принц Конде не был удовлетворен и решил продолжить борьбу. Тогда Мазарини бросил против него верную королю армию маршала Тюрени, и в 1653 году войска принца были разбиты, а ему самому пришлось спасаться бегством в Испанию. Но удачи здесь ему не было. Он стал служить испанскому королю и воевал против своей родины. В этой франко-испанской войне 1655- 1659 годов Франция победила Испанию, а вместе с последней потерпел поражение и принц Конде.

После поражения второй Фронды Конде Великий примирился с французским королем Людовиком XIV торжественно и искренне. И был прощен. Но если король простил, то затаили вражду его придворные.

Избрание Конде Великого на польский престол

Конде Великий вернулся на военную службу. Францию в это время сотрясал целый ряд серьезных крестьянских волнений - в 1664 в Гасконе, в 1666 году в Руссильоне, в 1670 году в Лангедоке… Конде участвовал в подавлении некоторых из них.

Во время Деволюционной войны принц Конде за две недели 1668 года завоевал Франш-Конте. В это же время он добился избрания его на польский престол, в котором был крайне заинтересован французский двор. Тем более, что традиция имелась - в 1573 году королем Польши был первый французский генералиссимус Анри Анжуйский.

После того, как Конде Великий получил польскую корону, он утвердил так называемый «Генрихов артикул». Этот артикул устанавливал порядок, допускающий участие всей польской шляхты в избрании королей.

Король же был обязан регулярно созывать сейм, без согласия сейма не мог объявлять войну или заключить мирный договор. Однако Конде просчитался: он был непопулярен среди шляхты и польского народа. Как результат, в 1674 году польский престол занял другой король, из поляков - Ян Собесский, а Конде вернулся на королевскую военную службу во Францию.

Возвращение Конде во Францию

В 1672 - 1675 годах генералиссимус Конде успешно руководил боевыми действиями французских войск в Нидерландах и Эльзасе. Его победы обеспечили могущество Франции в Европе.

В 1675 году генералиссимус удалился в отставку, оставив о себе в истории военного искусства мнение, как о блестящем тактике и стратеге. Последние годы жизни он провел в имении Шантилья, окруженный самыми просвещенными умами Франции. Умер Конде Великий 11 декабря 1686 года в Фонтенбло.

Последний французский принц Конде - уникальный представитель особ королевской крови, который умер не от яда, добавленного в вино, не от инфекции в раннем детстве и даже не от кинжала заговорщика, а во время извращенного сексуального акта, да еще и в преклонном возрасте.

По недоказанной в свое время, но до сих пор не опровергнутой версии, уйти из жизни принцу Конде помогла его любовница - баронесса Софи Доуз, отхватившая при этом немалую часть его состояния.

Карьера служанки

Кто знает, как сложилась бы судьба дочери рыбака и контрабандиста Доуза по имени Софи, которой от рождения, несмотря на красоту, была уготована участь служанки или дешевой проститутки, если бы не та судьбоносная встреча с принцем.

В 15 лет Софи в поисках лучшей жизни покинула родной Портсмут и уехала в Лондон. Она хотела стать комедианткой, но актерская карьера не задалась. Пришлось искать хоть какую-то работу. Без рекомендаций устроиться служанкой в приличный дом было нереально, и девушка довольствовалась работой в публичном доме на Пикадилли - прислуживала проституткам и их богатым клиентам.

Там в 1811 году ее и увидел проживавший в Великобритании в эмиграции 55-летний Луи-Анри, герцог де Бурбон, последний принц французского рода Конде. Красивая молоденькая служанка сразу стала предметом его вожделения, и девушка быстро смекнула, что у нее появился шанс стать обеспеченной содержанкой этого сексуально озабоченного, немолодого и богатого дворянина. Словом, интересы совпали, Софи не раздумывая отдалась принцу и не прогадала! Для нее это был подарок судьбы - Софи и ранее пыталась найти богатого постоянного любовника, используя свою молодость и красоту, но безуспешно.

Итак, наша Софи поселилась в роскошном особняке принца Конде. Способная девушка успешно осваивала правила поведения и хорошие манеры, учила иностранные языки - она уже мечтала блистать при королевском дворе! Но главной ее задачей было ублажать принца, доставлять ему всевозможные сексуальные удовольствия - чем извращеннее, тем лучше. Софи сразу поняла, что стареющий Луи-Анри помешан на сексе и это ее единственная возможность удержаться при нем и жить в достатке. Будучи развратной по натуре, она не только сама всячески ублажала принца в постели, но и устраивала для него групповые оргии с помощью проституток из борделя, где работала раньше. Эти оргии по сути представляли собой мини-спектакли сплошь порнографического содержания, в которых главные роли всегда доставались принцу. Например, в дивертисменте «Любящий пес» голый принц изображал собаку, которая радуется приходу хозяйки. Он скакал по полу, изображая радость, лизал обнаженные тела Софи и ее помощниц. И это был еще самый скромный сценарий. В дивертисменте «Пчелки, собирающие мед» голый Луи-Анри исполнял роль бутона розы, с которого, под звуки из музыкальной шкатулки, «собирали мед» шесть голых женщин. Софи подобрала для принца целую библиотеку порнографических гравюр и книг. Можно даже сказать, что она развращала и без того распутного немолодого мужчину еще больше. Естественно, что Конде уже не мог часа прожить без Софи и доставляемых ею наслаждений.

Баронесса де Фешер

Похоже, принц сам осознавал пагубность этой своей страсти, и в годы Реставрации тайком уехал из Лондона во Францию, надеясь порвать с Софи. Но не тут-то было! Через две недели она появилась в Париже. Раздосадованный принц деликатно объяснил, что ее присутствие в Париже чревато скандалом и неприятностями. На что Софи ответила: «А вы скажите, что я ваша внебрачная дочь!»

И принц сдался. Он истосковался по ее извращенным ласкам. Правда, чтобы остаться в Париже, Софи пришлось выйти замуж. Принц сам нашел ей мужа - командира батальона королевской гвардии Адриана де Фешера, которому король Людовик XVIII тут же даровал баронский титул. А принц Конде взял новоиспеченного барона к себе на службу.

Де Фешер не успел еще нарадоваться своей удаче, как ему шепнули, что Софи - не дочь, а любовница принца и вообще очень развратная женщина. Принц успокоил его: мол, завидуют вашему положению и красавице жене, вот и болтают что попало. Но де Фешер не поверил ему, вскоре расстался с Софи, и она открыто стала сожительствовать с 65-летним принцем.

Здесь уже у баронессы был голый расчет, который оправдался: в 1824 году принц Конде составил завещание, отписав Софии роскошные владения Буасси и Сен-Ли. Правда, ей пришлось хорошо постараться, чтобы уговорить принца составить это завещание. Шантаж был массированный: и угроза уйти от него, и жаркие ласки - все шло в ход.

А потом осталось только дождаться смерти принца. Однако ждать было тяжело, так и самой состариться можно...

Одним августовским утром 1830 года 74-летний принц Конде был найден в своей спальне повешенным на оконном шпингалете в петле из двух платков. В самоубийство не верил никто, и прежде всего личный врач принца доктор Бонн. Пока он осматривал тело, Софи де Фешер, сидя в кресле, театрально заламывая руки, выдала фразу: «О, какое счастье, что принц умер именно так. Умри он в собственной постели, все тут же стали бы говорить, что я его отравила!»

Король назначил расследование смерти Луи-Анри, но в итоге совещательная палата суда выдала заключение, что это самоубийство, и дело закрыли. Хотя первой версией было убийство, и подозревалась Софи де Фешер.

Сенсационные подробности были озвучены только в 1848 году в брошюре Виктора Бутона. По его утверждению, в деле был замешан сам король Франции Луи-Филипп! Эту версию - идеально организованного убийства - мы в дальнейшем и рассмотрим.

Следы сладострастия

Еще в 1827 году, опасаясь, что завещание принца после его смерти оспорят прямые наследники и она останется ни с чем, баронесса де Фешер провернула хитрую политическую комбинацию. С помощью своего покровителя, экс-министра иностранных дел Талейрана, она познакомилась с Луи-Филиппом, герцогом Орлеанским - будущим королем Франции. И предложила ему сделку: Софи уговорит принца Конде завещать свое основное имущество сыну Луи-Филиппа, а король в благодарность признает законным то, что будет завещано ей. Луи-Филипп был в восторге от этого предложения -ведь по такому завещанию он бы наследовал 60 миллионов золотых франков!

Однако принц Конде из-за своих семейно-политических пристрастий подписывать завещание отказывался. Автор брошюры писал, что баронесса даже била принца, вынуждая подписать бумагу. И Конде сдался, боясь навсегда потерять ту, которая дарила ему высшее наслаждение. Сам он уже был как мужчина недееспособен.

После Июльской революции 1830 года, когда на трон взошел Луи-Филипп, принц Конде собрался покинуть страну и тайно уехать в Швейцарию, где проживал в изгнании Карл X, который просил его изменить завещание в пользу своего маленького сына. Софи тут же донесла об этом королю и услышала от него: «Надо любой ценой помешать ему уехать!» Это был смертный приговор принцу Конде.

Софи не первый раз практиковала садизм во время любовных утех с принцем - тот мог возбудиться и испытать оргазм только во время легкого удушения. В ту ночь Софи просто слегка отодвинула ногой табурет, на котором стоял надоевший старый любовник, и принца не стало. Молодой жандармский офицер, любовник Софи, помог ей придать убийству вид суицида. А потом Софи де фешер потребовала от короля, чтобы следствие не особенно вникало в детали происшествия. Король был вынужден согласиться.

Виктор Бутон, описывая подробности убийства, ссылался на архивы полицейской префектуры - протоколы допроса слуг принца Конде. Слуги, как оказалось, были в курсе, чем занимались развратный стареющий принц с молодой баронессой. И детально описали на допросах все эти любовные утехи в стиле садо-мазо. Был там и протокол о констатации смерти принца, подписанный мировым судьей. В протоколе зафиксировано, что у ног умершего принца все еще сохраняются «следы сиятельного сладострастия».

После оправдательного вердикта Софи де Фешер вступила в права наследования и снесла до основания замок Сен-Ли, в котором было совершено убийство принца. Его родственники пытались оспорить завещание в суде, но проиграли дело. Правда, смогли значительно подмочить репутацию короля. Самой Софи де Фешер пришлось уехать из Франции в Лондон. Вернулась она туда уже состоятельной дамой и в 1840 году умерла своей смертью. Последним пристанищем великой куртизанки стало кладбище Кенсал-Грин.

Публицистика > Архив 2013 г. > Историческая

Д.Ю.Бовыкин

Корпус принца Конде на службе России.


На протяжении всего XVIII века, параллельно с ростом влияния России на европейские дела, связи между российскими императорами и королями Франции становились все более тесными. Особенно ярко эта тенденция проявилась, пожалуй, в годы Французской революции. С первых ее дней Екатерина II выказала себя активным защитником королевской власти, на протяжении всей революционной эпохи российские государи поддерживали Бурбонов даже более последовательно, чем их близкие родственники в Австрии и Испании. Семья Людовика XVI пыталась бежать из революционного Парижа, используя паспорт, выданный русским послом; Россия последовательно входила во все (кроме пятой, возникшей уже после Тильзитского мира) антифранцузские коалиции; младший брат Людовика XVI граф Шарль д’Артуа был с почетом принят в Петербурге; Екатерина II стала единственным из монархов, использовавшим все дипломатические рычаги, чтобы добиться признания европейскими дворами Людовика XVIII королем Франции. Унаследовав престол, Павел I также весьма благосклонно отнесся к просьбам о помощи со стороны Людовика XVIII и его представителей и даже пытался сорганизовать европейских монархов, чтобы те «учредили образ и количество денежной помощи, которую ежегодно надобно будет давать сему нещастному государю, его родственникам и его свите». Когда Людовику XVIII пришлось покинуть германские земли, Павел I предоставил ему убежище в Курляндии, в Митаве, куда король и прибыл в марте 1798 г.
Однако убежище требовалось не только королю Франции, но и сражавшимся с республикой эмигрантам, которым после заключения в октябре 1797 г. мира между Австрией и Францией не было больше места на территории империи. Прежде всего это касалось знаменитого корпуса принца Конде, долгие годы воевавшего против Революции, а затем также воспользовавшегося гостеприимством Павла I. И хотя, на мой взгляд, здесь нет смысла подробно излагать историю этого корпуса, относительно недавно и весьма подробно рассказанную А.А. Васильевым, и до того неоднократно описанную в западной историографии, мне кажется нелишним напомнить ключевые элементы данного сюжета. А публикуемый документ позволит пролить дополнительный свет на обстоятельства перехода корпуса Конде на русскую службу.
Людовик Жозеф де Бурбон, принц де Конде (1736- 1818) в конце 90- х годов XVIII века был уже не молод. Столь же знатный, сколь и короли Франции, поскольку, как и они, являлся потомком Людовика Святого, он с детства был предназначен для блестящей военной и придворной карьеры. Главный распорядитель королевского дома, генерал- полковник пехоты, он завоевал славу на полях Семилетней войны, побывал губернатором Бургундии. Этот образ храброго воина и знатного вельможи впоследствии активно использовала роялистская пропаганда. Так, например, мне довелось некогда встретить во французском архиве небольшой, в половину листа бумаги, парадный портрет принца Конде, под которым была изображена рука, сжимающая шпагу, увенчанную короной. Ниже напечатано четверостишие:

«Великий в объятиях Победы,
В Несчастье еще более Велик.
Положением в обществе обязанный предкам,
Лишь своей руке он обязан Славой».

В этих строках есть, несомненно, и напоминание о знаменитом предке Людовика Жозефа – Людовике II де Бурбон, четвертом принце Конде (1621- 1686), прозванном Великим.
Во второй половине 1780- х годов Конде имел репутацию либерального принца, однако воспротивился удвоению числа депутатов от третьего сословия в Генеральных штатах и после взятия Бастилии эмигрировал в Нидерланды, откуда перебрался в Турин, а затем и в германские земли. Вскоре после начала Революции он взялся за организацию армии, которая могла бы отстаивать дело Бурбонов. Изначально в ней, по большей части, служили эмигранты, и там были рады всем, кто готов сражаться за короля. «Армия обычно состоит из солдат примерно одинакового возраста, одного роста и сходной силы, – вспоминал позднее Ф.Р. Де Шатобриан. – Наша была совсем иной, беспорядочным объединением людей зрелых, стариков и спустившихся с голубятни детей […]. Отец служил рядом с сыном, тесть – с зятем, дядя – с племянником, брат – с братом, кузен – с кузеном. В этом ополчении, каким бы смешным оно ни казалось, было нечто трогательное и достойное уважения, поскольку люди руководствовались искренними убеждениями». Тем не менее, к 1797 г. основу корпуса составляли закаленные в боях ветераны, которым Людовик XVIII отводил важную роль в своих планах по восстановлению монархии во Франции. Сохранить эту армию было для короля тем более важно, что он осознавал: немалое число его подданных воспримет помощь европейских держав, как интервенцию.
К марту 1797 г. общая численность войск под командованием принца Конде составляла около 13 000 человек, хотя многие из них воевали под знаменами с лилиями исключительно за деньги: по большей части, это были немцы и швейцарцы. В начале войн с революционной Францией принцам удавалось финансировать армию из собственных средств, сам принц Конде пожертвовал на это свои ордена и драгоценности! Впоследствии его войскам пришлось перейти на содержание иностранных держав: Австрии, а затем и Англии, но после выхода из войны в 1795- 1797 гг. Пруссии, Испании и Австрии стало очевидно, что корпус, расквартированный на юге Германии, необходимо куда- то эвакуировать и, по крайней мере в ближайшем будущем, сражаться ему не придется. В теории эмигранты могли надеяться всего на две великие державы, однако Россия до сих пор не отправляла солдат воевать против Франции, а Англия не располагала достаточным количеством сухопутных войск, чтобы их можно было противопоставить французам. Впрочем, и на эти страны роялисты, судя по всему, надеялись лишь в плане финансирования: по письмам Людовика XVIII видно, что в это время он не слишком рассчитывал на то, что республика падет под натиском иностранных армий. «Уже довольно давно я избавился от мысли, – писал он в августе 1797 г., – что меня восстановят на троне иностранные державы. Признание Республики Императором Павлом не замедлит и не ускорит падения Чудовища, но мне будет досадно, если Россия потеряет невинность».
Предварительные условия мира между Австрией и Францией были подписаны в апреле 1797 г., и Людовику XVIII сразу же пришлось вести переговоры с венским, сент- джеймским и петербургским дворами о дальнейшей судьбе корпуса Конде. 12 мая 1797 г. король писал Конде из Бланкенбурга, что пытается договориться, чтобы император Священной Римской империи если и не позволил армии эмигрантов пересечь всю Германию, то по крайней мере, разрешил ей добраться до Триеста, там погрузиться на корабли и отплыть на острова Джерси и Гернси, а если и этот вариант не пройдет, то в Португалию. Король признавал, что перспективы его не радуют, но это все же лучше, чем распускать армию. Одновременно он вступил в переписку с Россией, не возьмет ли царь корпус Конде к себе, если Англия заключит мир. А.А. Васильев полагает, что принц Конде вел переговоры с Петербургом параллельно с Людовиком XVIII, и описывает последовавшие события исключительно как соглашение, заключенное между Павлом I и принцем Конде. Судя по всему, это не совсем так: король начал переговоры раньше, и именно он, как мы увидим в дальнейшем, принимал решение о переходе корпуса под российские знамена.
Основания опасаться, что Англия заключит мир, действительно были: страна устала от войны, расходы на нее многим казались непомерными, и в 1796- 1797 гг. посланцы Георга III неоднократно пытались договориться с французами. Этого так и не произошло, однако и корпус Конде оказался англичанам не нужен. Единственное, что они могли ему предложить – это отправиться охранять английские колонии, от чего французы с негодованием отказались. В итоге в сентябре 1797 г. англичане прекратили выплату корпусу жалования. С другой стороны, петербургский двор вот уже несколько лет проявлял благосклонное внимание к армии Конде: еще при Екатерине II Россия была не против оказать помощь и его войскам, и самому командующему. Правда, императрица прежде всего выказывала склонность предоставить солдатам Конде возможность создать колонию на территории России, что было для них, естественно, неприемлемо. Тем не менее, это не мешало добрым отношениям между Екатериной II и принцем Конде. В апреле 1795 г. императрица писала ему: «Я прошу вас […] быть полностью уверенным, что мои намерения, о которых я уже заявляла, бесповоротны, и что мне будет столь же приятно не обмануть внушенные вам надежды, сколь горестно видеть, что вы были вынуждены воспользоваться ими [данными мною обещаниями], поскольку они совершенно не соответствуют тем взглядам, которые у меня издавна были касательно блага Франции и Вашей Светлости. Но если так будет угодно Провидению, Ваша Светлость может быть уверен, что я постараюсь предложить Вам любое утешение, какое будет в моих силах, и предоставить условия, достойные вашего происхождения, вашей храбрости и остальных добродетелей».
После смерти Екатерины II Павел не отказался от данных матерью обещаний, однако с принцем Конде его связывали и личные отношения. Во время путешествия Павла Петровича по Европе под именем графа Северного, Конде в 1782 г. принимал его в своем замке Шантийи, который так понравился наследнику престола, что тот попросил принца прислать ему альбом с видами поместья и чертежами зданий, что и было сделано два года спустя. Многое из увиденного в Шантийи Павел повторил впоследствии в Гатчине. Произвело на него впечатление и то, что, тогда как в России мать всячески старалась не подпускать наследника к государственным делам, Конде оказал ему воистину царский прием, едва ли не лучший во всей Европе. Став императором, Павел об этом не забыл. Хотя его письмо, отправленное принцу вскоре после восхождения на престол, 18 января 1797 г., кажется значительно менее теплым, чем послание Екатерины, тем не менее, уже 17 июля 1797 г. император предлагал Конде «прибыть к нему», обещая: «Ваша Светлость найдет здесь достойное его убежище, и Вы можете быть уверены, что мне доставит удовольствие позаботиться о вашем благополучии».
Павел явно стремился оказать французам благодеяние, однако сами они относились к идее переселиться на территорию его империи более чем прохладно – как к меньшему из зол. В июле 1797 г. Людовик XVIII в письме Конде выражал надежду, что пребывание армии на территории России долго не продлится. Россия представлялась французам странной, далекой, варварской страной; принять ее гостеприимство означало признать свое поражение. Вот как писала, например, об этом Людовику XVIII его племянница, дочь Людовика XVI и Марии- Антуанетты, незадолго до того освобожденная из Тампля и пребывавшая в то время при венском дворе: «Здесь довольно много французов, практически вся армия Конде. Сегодня я увижу их всех, по крайней мере, тех, кто находится в Вене. Моя душа разрывается от вида этих несчастных людей, которые отправляются в это время года в такую страну, как Россия, и столь сильно удаляются от своей родины, стариков, которых везут на телегах по холоду, а зачем? Чтобы жить в пустыне, поскольку говорят, что страна, в которую они направляются, населена практически лишь казаками. Там они будут одиноки, почти полностью оторваны от новостей о том, что происходит. Я знаю, что означает не ведать происходящем, когда это особенно интересно. […] Это и в самом деле лучше, чем умереть от голода; и все же это печальное существование». Пребывание в России действительно оказалось для многих солдат и офицеров Конде безрадостным, а переселение в Россию, которое пришлось на зиму, непомерно тяжелым.
Существовала и еще одна проблема: поскольку армия Конде состояла не только из французских дворян, но и из наемников, то изначально не было понятно, возьмет ли Павел I на службу весь корпус или постарается от наемников избавиться. «Я надеюсь, – писал Людовик XVIII отправленному им к петербургскому двору графу де Сен- При 31 августа 1797 г., – что Павел I не будет щедр лишь наполовину, и что он позаботится о судьбе тех храбрецов, которые составляют наемные подразделения, в той же мере, в какой он собирается позаботиться о судьбе дворян, с которыми те делили и труды, и опасности, и славу». Опасения были не напрасны: в итоге Павел I пригласил на русскую службу одних французов, сделав исключение для единственного немецкого полка.
Следует отметить, что хотя граф де Сен- При (выполнявший дипломатические поручения Людовика XVIII при ряде европейских дворов, включая петербургский) сам приложил немало усилий, чтобы переориентировать своего государя на более тесные связи с русским императором, поскольку изначально король больше рассчитывал на испанских Бурбонов, все же к переговорам о переселении корпуса Конде в Россию граф относился весьма скептически, сама идея скорее отталкивала его, нежели привлекала. Вот как он писал об этом в своих мемуарах: «В Петербурге я встретил барона де Ла Рошфуко, которого г- н принц Конде отправил туда, чтобы договориться о переходе корпуса Конде на службу императора Павла. Барон никого не знал в России, он не особенно представлял себе, как за это взяться, и прибегнул к моей помощи, чтобы начать переговоры. Я написал князю Безбородко; к моему великому удивлению дело стало продвигаться, практически не встречая затруднений. Тем не менее, расходы на него были сколь значительны, столь и бесполезны. Однако Павел не скупился, когда речь шла об удовлетворении его прихотей. Поскольку он был переполнен воспоминаниями о нашей истории, ему льстило, что у него на службе будет потомок победителя при Рокруа. У него просил убежища один из Бурбонов; в этом было нечто возвышенное, что льстило его самолюбию и полностью соответствовало его рыцарственным устремлениям». Впоследствии, когда по приглашению императора принц Конде оставит армию и прибудет в Петербург (честь, в которой, замечу, Людовику XVIII так и было отказано), Павел I отплатит ему добром за добро: он пожалует принцу один из петербургских дворцов, загородный дом, подарит 20 000 рублей и назначит ежегодную ренту для него самого и его семьи в 70 000 рублей. По воспоминаниям современников, Конде казалось, что всего этого мало, и он просил не забывать, что русские имеют дело с Бурбоном. (Однако сам Людовик XVIII получал от царя ежегодно 200 000 рублей, а после воцарения Александра I и вовсе сначала 75 000, а затем и 55 000).

Что же до подчинявшихся принцу войск, то окончательное решение об их переходе на русскую службу было принято Людовиком XVIII в середине сентября 1797 г.. Изложенные Павлом I в публикуемом письме условия были жесткими, но – следует отдать должное императору – предварительными и максимально ясными. Послание написано в довольно холодном тоне, видно в нем и определенное недоверие к принцу: пообещав сохранить за французскими офицерами их звания, император подстраховывался и подчеркивал, что это коснется только тех, кто получил звание до принятия им соответствующего решения. Однако едва ли можно полагать, как считает Ф. д’Агэй, что «огромным сюрпризом для эмигрантов оказалась организация армии в соответствии с русскими порядками», а изначально предложение Павла I «предполагало значительную степень автономности».
Другое дело, что императору было лестно выступать в качестве благодетеля и Людовика XVIII, и войск Конде, «доставляя им, – как писал Павел I в августе 1797 г., – в Империи Нашей безпечное пристанище и по возможности выгодное пристроение», а, в конечном счете, французы, даже зная, что лучшего ожидать не приходилось, остались не довольны. Людовик XVIII ощущал себя пленником и тяготился тем, что вынужден согласовывать свои политические решения с петербургским двором, Конде полагал, что заслуживает большего, его офицеры были недовольны условиями жизни, перлюстрацией писем на родину и тяготами русской службы. Дальнейшая история корпуса оказалась печальной: использовав его в боях с французами во второй половине 1799 г., Павел I вернул армию Конде англичанам, а вскоре после Люневильского мира между Австрией и Францией, в июне 1801 г., она была распущена. Принц Конде нашел прибежище в Англии, а немногим раньше, в январе того же года, был вынужден покинуть Митаву и переехать в Варшаву сам Людовик XVIII.



Похожие статьи