Всегда следуйза своей мечтой. «Волшебная сила мечта Кто мечту ассоль сделал былью

Задачи урока : обучение работе с литературным текстом в электронном виде; работе с позитивной познавательной информацией, размещённой в сети Интернет; развитие творческого, изобретательского мышления; воспитание веры в свои силы, возможности, в добро, чудо, созданное силами своей души; формирование основы для восприятия общечеловеческих нравственныхценностей.

Технологии: проблемное обучение, технология развития критического мышления, ТРИЗ-технология.

Оборудование:

Ноутбуки,

- «электронные книжки» для учащихся с отрывками изфеерии А.Грина «Алые паруса», собранными в тематические папки: «Ассоль», «Грэй», «Мир людей», «Мир вещей», «Вера в чудо», «Имя героя»; иллюстрации Нонны Алёшиной к произведению А.Грина «Алые паруса, репродукция картины Виктора Васнецова «Иисус распятый» – эти материалы даны во вложенных файлах;

видеофрагмент из художественного фильма «Алые паруса» режиссёра А.Птушко; видеосюжет «Про кораблик» (Театр Песка, художник Сергей Нестеров),любительский анимационный фильм (корабль с алыми парусами на сером фоне) Е. Ефимова.

Ход урока.

I . Учитель: Каждое произведение Грина читается с наслаждением. Но самое любимое - «Алые паруса». Грин определил жанр своего повествования как феерия. Что такое феерия?

Определение из словаря.

«Алые паруса» стали брендом многих мероприятий. В Санкт-Петербургекаждый год в честь выпускников устраивают праздник, название которому – «Алые паруса».

Просмотрвидеосюжета «Водная феерия», часть 3 (праздник выпускников «Алые паруса», г. Санкт-Петербург, 2009 год: http://www.youtube.com/watch?v=fYoELdgvPWc).

В Ялте кинофестиваль детских фильмов также назвали «Алые паруса». Открывал в 2009 годуфестиваль Василий Лановой (исполнитель роли Грэя), приплывший на корабле с алыми парусами.

Привычно считать, что в приключенческой литературе главное – это то, что случилось, а не с кем случилось. Характеры, всякие там душевные дела ей ни к чему. Действие, стремительный полёт интриги – вот что увлекает читателя.

Попробуем сначала разобраться: в «Алых парусах» главное – то, что случилось илихарактеры, душевные переживания.

Итак, что же случилось в феерии «Алые паруса»? Сформулируйте буквально в нескольких словах.

Ответ учеников.

Но почему к Ассоль пришло счастье? Случайно или нет? Для того, чтобы ответить на вопрос, мы будем работать с текстом в электронных папках, названных «Ассоль» и «Грэй».

Чтобы составить мнение о характеречеловека, нужно проанализировать его поступки, его отношение к людям, окружающему миру. Поэтому в папках «Ассоль» и «Грэй» помещаются папки: «Мир людей и «Мир вещей».

II. Работа с текстом.

Учитель : Откроемв папке «Ассоль» папку «Мир людей». Папка содержит отрывки из текста, разделённые на главы.

Текст сконцентрирован для того, чтобы учащиеся могли быстро выстраивать цепь событий, обращать внимание на главное. Беседа по главам.

Глава 1.

Почему жители Каперны сторонились Лонгрэна?

Глава 2.

Почему Ассоль росла без подруг?

Почему её сверстники «вычеркнули раз навсегда маленькую Ассоль из сферы своего покровительства и влияния»?

Как вы понимаете слова Лонгрена: «Э, Ассоль, разве они умеют любить?»

Глава 3.

Какой была жизнь Ассоль?

Глава 4.

Какой видят Ассоль Хан Меннерс и угольщик? Почему их мнения так различны?

Теперь перейдём к папке «Мир людей» в электронной книжке «Грэй».

Глава 1.

Как вы понимаете слова: «Отец и мать Грэя были надменные невольники своего положения, богатства и законов того общества, по отношению к которому могли говорить «мы»?

Глава 2.

Каким рос Грэй в огромном,мрачном и величественном доме?

Глава 3.

Охарактеризуйте поступки Грэя в 3 главе.

Глава 4.

Выберите ключевые фразы, рассказывающие о том, как складывалась жизнь Грэя с15 до 20 лет.

Учитель : Давайте сравним: в чём схожесть и различие судеб Ассоль и Грэя?

Ответы детей.

Затем учитель обращает внимание на то, что хотя дети росли в разных по социальному статусу семьях, но и в семье Ассоль, и в семье Грэя родители относились с большой любовью и уважением к своим детям.Какая судьба была предначертана Грэю?

Ответы детей.

Учитель: Человека характеризует не только егоотношение клюдям, но и отношение к предметам.

Откроем папку «Мир вещей» в папке «Ассоль».

1, 2 главы.

Как разговаривает Ассоль, лишённая возможности общаться со сверстниками, с окружающими предметами?

Как это её характеризует?

Как вы понимаете слова: «смотрела глазами ребёнка»?

Прочитайте, какие сравнения подбирает писатель, описывая цвет парусов («он пылал, как вино, как роза, кровь, уста, алый бархат и пунцовый огонь»)? Чего добивается автор, ставя в ряд столько сравнений?

Теперь поработаем с папкой «Мир вещей» в папке «Грэй».

1 глава.

Расскажите, как характеризует Артура Грэя его поступок, когда он испортил дорогую картину, замазав голубой краской гвозди на окровавленных руках Иисуса Христа?

Почему отец не наложил взыскания на сына?

2 глава.

Какое впечатление произвела на Грэя картина в библиотеке с изображением корабля? Как это характеризует героя?

3 глава.

Что возил на своём «Секрете» Грэй? Почему?

Как вы понимаете выражения: «аристократическое воображение», «живописнаяатмосфера»?

Вывод : как мы видим, Ассоль и Грэй обладали огромной силой воображения. В их сознании рождались картины, рисующие мир сильных, смелых и добрых людей; мир, полный ярких событий.Почему именно такие картины?

III .Работа над развитием воображения .

Учитель : Как вы думаете, воображение даётся человекус рождения или его можно развивать? Давайте попробуем продвинуться по пути развития нашего воображения.

Мы живёмне только в мире людей, но ив мире предметов.Думаю, что предметы, наблюдая за людьми, тоже составляют о них характеристику. Только высказать не могут.А мы попытаемся. Для этого вам нужно войти в образ того или иного предмета.

Задание (используется приём РАФТ технологии развития критического мышления): представить рассуждения предмета о герое. Предметы разыгрываютсяв лотерею. На билетиках написано:

Ассоль: «Корзинка угольщика»,«Растения»,«Игрушечнаяяхта с алыми парусами».

Грэй: «Картина с изображением корабля», «Картина с изображением Иисуса Христа распятого», «Корабль «Секрет».

IV. Почемусбылась мечта Ассоль?

Учитель : Для того, чтобы мечта сбылась, произошло чудо, достаточно в неготолькоповерить? Или для этого ещё что-то нужно?

Чтобы ответить на этотвопрос, поработаем спапкой «Вера в чудо». Откроем еёв папке«Ассоль».

Как отреагировал отец Ассоль на добрую шутку Эгля? Почему он не стал разуверять свою дочь?

Как вы думаете, случайна ли в книге сцена с нищим, поднявшим на смехпредсказаниесобирателя сказок?

Теперь проанализируем содержимое папки «Вера в чудо» в папке «Грэй».

Как восприняли окружающие Грэя люди его желание заменить паруса на алые? Почему?

Просмотр видеофрагмента из художественного фильма «Алые паруса» (режиссёр А.Птушко, киностудия Мосфильм,1961 год).

Учитель : Итак, вы услышали из монолога Грэя, что нужно делать, чтобы чудо сбывалось. А теперь мы ещё раз внимательно перечитаем его слова изаполним таблицу (используется приём «инсерт» технологии развития критического мышления).

Монолог Грэя .

…я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное - получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения - чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя. Когда начальник тюрьмы сам выпустит заключенного, когда миллиардер подарит писцу виллу, опереточную певицу и сейф, а жокей хоть раз попридержит лошадь ради другого коня, которому не везет, - тогда все поймут, как это приятно, как невыразимо чудесно. Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение, и - вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим - значит владеть всем. Что до меня, то наше начало - мое и Ассоль - останется нам навсегда в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь. Поняли вы меня?

" V "
поставьте "v"(да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете

" + "
поставьте "+"(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

" - "
поставьте " -"(минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете

" ? "
поставьте "?" на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

V. Наблюдение над именами героев.

Учитель: Часто писатели, чтобылучше донести до читателя идею произведения, зашифровывают именагероев.Попробуем разобраться, есть ли тайна в именах героевфеерии «Алые паруса»?

Учитель зачитывает отрывок из текста:

«- Как зовут тебя, крошка?

Ассоль, - сказала девочка, пряча в корзину поданную Эглем игрушку.

Хорошо, - продолжал непонятную речь старик, не сводя глаз, в глубине которых поблескивала усмешка дружелюбного расположения духа. - Мне, собственно, не надо было спрашивать твое имя. Хорошо, что оно так странно, так однотонно, музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины: что бы я стал делать, называйся ты одним из тех благозвучных, но нестерпимо привычных имен, которые чужды Прекрасной Неизвестности?»

Александр Грин объясняет читателю, чему созвучно имя Ассоль – Прекрасной Неизвестности.

А Артур Грэй? Случайно лиавтор дал ему такое имя? Автор героиню называет только по имени. А героя? В начале повествования, упомянув имягероя – Артур, автор как будто забывает о нём. И дальше называет героя только по фамилии – Грэй.Мы не можемточно знать мысли автора, а можем только предположить, какую мысль хотел автор донести до читателя. Давайте попытаемся разобраться в этимологиислова«грэй». Вам поможет видеосюжет (в видеофрагменте любительского анимационного фильма кораблик с алыми парусами движется к берегу насером фоне; http://www.youtube.com/watch?v=EK0xloxJUZg).

VI. Заключение.

Сейчас мы просмотрим видеосюжет «Про кораблик» (http://www.youtube.com/watch?v=nIjWiOPvyzg). Создал его художник«Театра Песка» Сергей Назаров. В комментарияхк своему рисунку на песке он пишет: «…услышал песню. Песня зацепила и несколько дней крутилась в голове. И в одну из бессонных ночей включил «Про кораблик», подошёлк своему рабочему столу – и вот результат…». Песню, которая произвела такоевпечатление на художника, написала солистка группы «Аномалия» Юлия Сёмина. Вот как она рассказывает об источнике своего вдохновения: «Эта песня родилась случайно. Будучи с концертом в городе Усть-Каменогорск, мы ужинали в ресторане, владельцем которого был наш друг неординарный человек Александр Тюменцев (автор идеи и режиссер клипа на песню "Жёлтая"), где на стене была нарисована картина: посреди бушующего моря корабль с алыми парусами, на борту которого одинокая фигура человека, смотрящего куда-то в даль. Под впечатлениями от картины и от этого неординарного человека я написала несколько строчек. Показала их нашим музыкантам, которые единогласно настояли на продолжении. Аранжировка появилась моментально и уже через неделю песня звучала в эфире казахстанских радиостанций. И теперь, судя по отзывам слушателей, я поняла, что всё сделала правильно! Всем тем, кто смотрит куда-то в даль, и тем, кто ждёт свои алые паруса, посвящается эта песня».

Беседа после просмотра видеосюжета.

Учитель : Скажите, по-вашему, какая главная строчка в песне?

VI . Домашнее задание.

1) (Заданиес элементами ТРИЗ-технологии, т.е. задание построено как ТРИЗ-задача, в основе которой лежит противоречие, которое можно разрешить только с помощью изобретения). Как бы вы хотели напомнить миру о том, что алые паруса несут надежду на счастье?

2) Какую сказку о том, что чудеса есть и сбываются, предложили бы миру вы? Допускаются как полные, так и краткие версии.

Татьяна Разводова , учитель русского языка и литературы гимназии №2 города Гурьевска Калининградской области, победитель XIII Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей»

Произведения А. Грина наполнены искренностью, мудростью и наблюдательностью. С раннего детства в памяти каждого человека живут рассказы, которые обогатили в свое время душу каждого из нас, вселили чувство надежды и веры в мечту.

«Алые паруса» - это удивительное произведение, которое формирует внутреннее сознание людей, делая его более гуманным, открытым новым впечатлениям и эмоциям. Оно насыщено поразительными контрастами между мироощущением общества и отдельно взятого человека, который смог сохранить в своей душе то, что было давно уже потеряно другими.

О чем повесть «Алые паруса»

Черствым, духовно бедным жителям маленького приморского городка противостоит девочка Ассоль, которая в силу жизненных обстоятельств стала изгоем этого общества. У Асоль не было подруг, только с отцом она могла делиться своими переживаниями, мечтами и мыслями.

Именно отец открывал для девочки все таинственные загадки природы, рассказывал о морских путешествиях, о тонкостях человеческих взаимоотношений. Ассоль впитала то, чему научил ее отец, и обрела собственное мировоззрение, которое еще дальше отделило ее от социума.

Но негатив общества не задевал девочку, так как она четко понимала, что собственное мнение для нее более важно, чем необъективное отношение «слепой» толпы. Ассоль верила, что однажды к ней придет тот человек, который полностью ее поймет, и с ним она обретет настоящее счастье.

Однажды во время прогулки Ассоль встретился Эгль, известный сказочник и собиратель легенд. Он поведал девочке, что однажды утром в гавань зайдет величественный корабль с алыми парусами. С него выйдет красивый храбрый принц, который уже сейчас ищет Ассоль и заберет ее с собой в свое королевство, где они долго будут жить любя друг друга.

Ассоль искренне поверила Эглю и начала ждать своего принца. Это стало еще одним поводом для подтрунивания над девочкой со стороны людей. Ее дразнили мечтательницей, не воспринимали ее слов и злорадствовали, что идут года, а Ассоль так и остается в ожидание своего фантастического принца.

Но девушка, несмотря ни на что верила, что однажды это произойдет. И однажды судьба вознаградила ее за это: пророчество Эгля сбылось, и она встретила своего принца.

Она познакомилась с молодым человеком, который узнав о ее мечте и о том, как эту мечту воспринимают в обществе, купил для своего корабля самые дорогие алые паруса. Он вышел с корабля навстречу девушке, таким образом, воплотив ее мечты в реальность.

Вера в прекрасное и мечта о счастье

Героиня Ассоль учит нас верить в то, что на первый взгляд абсолютно не осуществляемо. Ведь сила человеческого желания, подкрепленная верой и надеждой, не имеет никаких границ.

Главное сохранить в своем сердце доброту и искренность, которая рано или поздно приведет к осуществлению мечты. «Алые паруса» ни в коем случае не следует воспринимать как сказку, ведь в жизни каждого человека может произойти чудо, если он открыт ему.

Не следует бояться противостоять общественным ложным и низким нравам, а смело идти к своей мечте, невзирая на трудности и препятствия. Но также следует помнить о своих близких людях, ведь каждый из нас может исполнить их заветные мечты, главное просто постараться узнать о них.

Кон­курс­ное со­чи­не­ние по повести А.С.Грина «Алые паруса» уче­ни­цы 8 класса НОУ ЦО «Татьянинская школа» Кристины Акоповой (Москва).

Всегда следуй
за своей мечтой

по повести А.С.Грина «Алые паруса»

«Ребята, надо верить в чудеса... в чудеса». Так начинается песня, известная многим людям. С раннего детства мы начинаем мечтать. Сначала об игрушках, потом о книгах, позже о компьютере... С возрастом мечты становятся более существенными, важными. Но, безусловно, каждый человек о чем-то мечтает. Александр Грин написал романтическую повесть о состоянии души любого из нас, ведь у всех есть заветная мечта.

Что такое мечта? Почему нужно следовать за своей мечтой? Ответ на этот вопрос не так уж прост, но он все же есть. Добрая, светлая мечта несет в себе яркие, сильные эмоции. Сначала ты ее с нетерпением ждешь, порой переносишь усмешки, в один миг можно потерять веру в то, что мечта сбудется. Но как же ты счастлив, когда однажды понимаешь, что осуществилась твоя мечта, в которую ты почти перестал верить. Улыбка, смех, слёзы радости! Но главное, что в этот момент становится хорошо всем, кто тебя окружает. И когда ты видишь их счастье, ты чувствуешь еще большую радость и понимаешь, ради чего стоило ждать и верить.

Погас свет, и все замерли в ожидании чуда. Люди спешили забрать детей из школы, пораньше уйти с работы, только бы успеть на спектакль о девушке, которая верила в добрую, светлую, красивую мечту. Имя этой скромной героини — Ассоль. В раннем детстве девочка потеряла маму, поэтому ее воспитывал отец. Он отдавал дочурке свою любовь, утешал, когда над ней насмехались сверстники. Ассоль и Лонгрен жили не как остальные. Они отличались от других характерами, принципами жизни. Отец с раннего детства учил свою дочку во всем ценить внутреннюю красоту, а не смотреть на обманчивую «внешнюю обертку». Ассоль не могла понять, почему их с отцом не любят, она тогда еще не осознавала, что они не такие как все.

«Скажи, почему нас не любят?» — «Э, Ассоль, — говорил Лонгрен, — разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут». — «Как это — уметь?» — «А вот так!» Он брал девочку на руки и крепко целовал грустные глаза, жмурившиеся от нежного удовольствия».

Однажды в лесу Ассоль встретила загадочного волшебника, который сказал ей: «Не знаю, сколько пройдет лет, — только в Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго. Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус... Тогда ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки. — «Здравствуй, Ассоль! — скажет он...». С этого дня девочку не покидала мечта о том, что когда-то приплывет тот, кто заберет её из деревушки, где их с отцом не понимают. Ассоль мечтала о простом человеческом счастье. Она переносила упреки, кривые усмешки; её считали сумасшедшей, но она верила, что где-то, быть может, на другом конце земли, живет тот, кто ей в одно утро скажет: «Здравствуй!» И такой человек на самом деле был: «Если Цезарь находил, что лучше быть первым в деревне, чем вторым в Риме, то Артур Грэй мог не завидовать Цезарю в отношении его мудрого желания. Он родился капитаном, хотел быть им и стал им». У мальчика, как и у Ассоль, была мечта. Грей с раннего детства мечтал стать морским воеводой и добился этого. Оба героя верили и надеялись, а это самое главное.

Нужно верить в свою мечту, надеяться, что когда-то она принесет счастье не только тебе, но и окружающим тебя людям. Если рассказывать о своей мечте всем, вероятность того, что она сбудется крайне мала, а если «мечтать о чем-то молча», то наверняка все заветное и сокровенное станет явью. Ассоль хранила свою надежду втайне от всех. Она закрывала глаза на оскорбления, просто ждала и верила, что её мечта сбудется. Быть может, если бы с раннего детства Лонгрен не научил Ассоль быть не такой, как все, быть более искренней и ранимой, то мы бы не увидели такую чудесную сказку. Героиня избрала более трудный, более долгий путь, но, как в итоге оказалось, её решение было правильным.

Важен, конечно же, и смысл мечты. Ассоль и Грей мечтали о том, что не могло причинить никому вреда. А если мы обратимся к истории, то вспомним мечту о власти над миром. Наполеон мечтал управлять всем миром, как позже хотел и Гитлер. И эта мечта обернулась катастрофой для всех людей. В этом случае не было выполнено главное правило мечты: она не принесла счастья окружающим их людям. А зачем такая мечта? Поэтому, конечно же, недостаточно просто иметь мечту. Важно, чтоб она была доброй.
Наверное, каждый человек, сидящий на этом спектакле, думал о чем-то своём. Кто-то, подобно мне, думал о мечте, кто-то переживал за судьбу Ассоль... Но, безусловно, всех присутствующих восхищала сама атмосфера. Давайте представим... Вы на берегу моря, шум воды, солнце немного припекает, волны накрывают ваши ноги теплой, как молоко, водой... На горизонте нет ни одного корабля, ни одной живой души рядом. Умиротворение, спокойствие, блаженство — и вдруг в один миг все это исчезает, и над вами взмывает алый парус... Кажется, что сейчас зазвучат слова из песни:

«Не три глаза, ведь это же не сон,
И алый парус правда гордо реет,
В той бухте, где отважный Грей
Нашел свою Ассоль, В той бухте, где Ассоль
Дождалась Грея...»

Все становится ясно только в тот момент, когда на сцену выбегает девушка с маленьким корабликом в руках со словами: «Я здесь, я здесь! Это я!».

Счастливым можно назвать человека, чья мечта сбылась. Но настоящее счастье мы испытываем, лишь когда видим счастье других. Некоторые в этот момент плачут, а некоторые искренне улыбаются. И когда на сцену выбежала Ассоль, весь зал встал и начал аплодировать. «Алые паруса» — поэма, утверждающая силу человеческого духа, просвеченная насквозь, как утренним солнцем, любовью к жизни, к душевной юности и верой в то, что человек в порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса«, — это сказал известный писатель К. Паустовский. И нет человека, который бы не согласился с этой фразой. Каждый должен всегда следовать за своей мечтой, ведь она обязательно принесет счастье не только ему, но и всем людям. Прочитав замечательную повесть А. С.Грина «Алые паруса», мы без сомнений можем сказать: «Ребята, надо верить в чудеса».

НОУ ЦО «Татьянинская школа»



Похожие статьи