Красные революционные шаровары. Штаны наверх Революционные шаровары

В Красные революционные штаны

В последнее время среди левой молодёжи становится модной атрибутика гражданской войны.
Самому креативному студенту досталась особая награда - знаменитые красные революционные штаны. В этом году им стал председатель жилищно-бытовой комиссии профкома студентов, автор проекта «Ориентир жизни» Владислав Шварев.


Как же появились эти штаны? Как они выглядели на самом деле?

К сожалению подавляющее большинство фотографий этого периода были чёрно- белыми, и трудно разобрать на ком эти геройские штаны. Поэтому привожу иллюстрацию.

Комбриг Котовский

Красные революционные штаны выдавались немногим, отличившимся в боях красноармейцам, и человек, носивший их, качественно выделялся из толпы, имел привилегии. Чтобы избежать мошенничества, к шароварам прилагался документ, удостоверяющий право на их ношение.
В Киеве после ухода немцев в 1918г, на складах осталась униформа австрийских гусар. Предполагаю, что штаны из этой униформы и использовались для награждения.

На этой картинке двое в венгерской униформе

Скорее всего, для награждения использовался более нарядный вариант с вышивкой, что подтверждает боец Попандопуло, в отрывке видео из художественного кинофильма "Свадьба в Малиновке". Фильм вышел на экраны в 1967г, когда было живо ещё много участников той войны и они отмечали, что хотя по сюжету этого кино, его отряд (банда) был белогвардейский, скорее всего это был один из того множества украинских отрядов, которые периодически были то красноармейскими, то независимым. Если бы носитель таких штанов попал в руки белогвардейцев, или националистов, то неминуемо был бы расстрелян.

Отрывок из видео.

Надеюсь, что эта публикация позволит комсомольцам установить верный исторический фасон легендарных штанов.

Красный комиссар Дункевич в бою 1929г

Из дневника И.Бабеля о польском походе Будённого, из которого видно, что красными штанами, в большинстве награждались не простые красноармейцы.

"Шоссе, проволока, вырубленные леса, и уныние, уныние без конца. Есть нечего, надеяться не на что, война, все одинаково плохи, одинаково чужие, враждебные, дикие, была тихая и главное исполненная традиций жизнь.
Буденновцы на улицах. В магазинах - только ситро, открыты еще парикмахерские. На базаре у мегер - морковь, все время идет дождь, беспрерывный, пронзительный, удушающий. Нестерпимая тоска, люди и души убиты…
…В штабе - красные штаны, самоуверенность, важничают мелкие душонки, масса молодых людей, среди них и евреи, состоят в личном распоряжении командарма и заботятся о пище…"

Встречаются упоминания, что и лично сам Троцкий награждал такими штанами.

Знаком последнего вместо прежних крестов украшалось появившееся по сути в прямое продолжение царской традиции холодное наградное оружие РСФСР. Еще до официального его учреждения первым получил «золотую» шашку от Президиума ВЦИК главнокомандующий Вооруженными Силами Республики Сергей Каменев. Таких же, названных «Боевым золотым оружием со знаком ордена Красного Знамени», в том же 1919 году удостоились командармы Василий Шорин, Семен Буденный и Михаил Тухачевский. Интересно, что трое в этой четверке – бывшие офицеры Русской императорской армии. Исключение – Буденный.

“ Шашка имела позолоченный эфес с барельефом Карла Маркса ”

Официально наградное холодное оружие с вызолоченным эфесом (шашка в РККА и кортик в РККФ) было введено декретом ВЦИК от 8 апреля 1920 года. Документ гласил: «Почетное революционное оружие, как награда исключительная, присуждается за особые отличия». Шашка имела позолоченный эфес с барельефом Карла Маркса в навершии рукояти. Знак ордена Красного Знамени размещался в верхней части ножен. На рукояти крепился красный темляк. Правом награждать таким оружием наделялись ВЦИК и Реввоенсовет Республики.

В числе удостоенных – только лица высшего комсостава, среди них Михаил Фрунзе, Климент Ворошилов и Григорий Котовский. Командиров рангом пониже и рядовых бойцов Красной армии, бывало, награждали шашками обыкновенными, без позолоты и орденского знака.

К почетному революционному оружию относилось и огнестрельное – легендарные маузеры К-96. Знаки ордена прикреплялись к их рукояткам. Кроме того, на серебряных накладках рядом с фирменным маузеровским клеймом указывалось, кто именно (например «Семену Михайловичу Буденному»), когда («1921») и кем («В.Ц.И.К.») награжден. Наградные К-96 были у Буденного, Каменева и Троцкого. Недаром сами немцы, зная пристрастие красных к маузерам этой модели, прозвали ее «боло» – от «большевик».

12 декабря 1924-го ЦИК СССР придал почетному революционному оружию общесоюзный статус, при этом введя вместо наградного маузера наган образца 1895 года со знаком ордена Красного Знамени на рукоятке и серебряной накладкой с деперсонифицированной надписью «Честному воину Р.К.К.А. от Ц.И.К. С.С.С.Р.». В связи с принятием на вооружение Красной армии и войск других ведомств унифицированной кавалерийской шашки образца 1927 года аналогичное наградное исполнение было принято и для нее. На клинке, декорированном позолоченным растительным орнаментом, пятиконечной звездой с серпом и молотом, гравировалась надпись «Честному воину Р.К.К.А. от Р.В.С. С.С.С.Р.» (на кортиках – соответственно «Р.К.К.Ф.»). Навершие позолоченной рукояти украшалось знаком ордена Красного Знамени, а в верхней части ножен на золоченой металлической оковке красовался государственный герб Союза.

Комкор Степан Вострецов, чьи войска разгромили китайцев во время конфликта на КВЖД в 1929-м, стал последним советским военачальником, награжденным почетным революционным оружием. Всего в списке его обладателей 21 военачальник. Один из них – командующий Второй конной армией Филипп Миронов, бывший войсковой старшина (казачий подполковник) и человек драматической судьбы, в годы Первой мировой войны был награжден и Георгиевским оружием.

Шел 1992 год, я работал в "Правде" и моим соседом по кабинету был И.И. Он занимался своими делами, издавал небольшую газету, посвященную всяким открытиям и чудесам.

Скоро мы подружились с И.И. Он специфическим образом признал мои журналистские таланты, которые неожиданно во мне прорезались, сроду я не хотел быть журналистом, судьба случайно занесла в эту среду. И вот я как-то накропал заметку, ее опубликовали.

И.И. с непонятным мне чувством сказал: «Старик, я вот наблюдаю за тобой, ты за 45 минут двумя пальцами отстукал текст без всякого напряга, и это такой текст, которые многие бы мечтали написать. Ты хоть понимаешь, что люди живут этим, журналистикой, влюблены в нее, работают, как кони, а у них ничего не выходит, а ты тюк-тюк на машинке и готово. Ты хоть знаешь, что многие специально пишут ручкой или карандашом, уверенные, что так лучше получится?»

Ну вот так мы и сидели напротив друг друга пару месяцев, постепенно сдружились. Но запало в голову И.И. чтобы я написал текст для его газетки. Я отказывался, на самом деле тогда я еще «перо не расписал» и мне в лом было.

А к И.И. приходили занятные личности, приносили ему всякие статьи про вечные двигатели, новые веяния в биологии и т.д. И вот однажды приходит к нему автор, пожилой, лощенный и вежливый еврей. Приносит статью про суперпотентных женщин.

И.И. прочитал заголовок, изумился и спросил меня, знаю ли я про такое. Я сказал, что знаю про суперпотентных мужчин, а про женщин не знаю.

Понимаете, Саша, - сказал еврей мне, как-то глубокомысленно подняв глаза к потолку, - суперпотентная женщина, это обычная в общем женщина, красивая, и все у нее хорошо….- И тут он сделал страшные глаза, - но вот пиз-а у нее с зубами.

Он так неожиданно это сказал, так серьезно посмотрел на меня при этом, что я на секунду очумел. В это время И.И. покатился со смеху.

Выяснилось, что суперпотентная женщина, это женщина у которой какая-то мужская хромосома, ну что-то в этом роде. Мы поржали втроем, потом автор ушел, а И.И., вдруг, спрашивает меня, что такое суперпотентный мужчина. Я говорю, что это такой мужчина, у которого половой акт может продолжаться и сорок минут и час.

Час? – изумился И.И. – Ну, - подумав, сказал он, - мне две оглобли привязывать надо.

И вот как-то прихожу я в кабинет, там И.И. сидит с очередным журналистом, и вижу, вдруг, на своем столе странную официальную бумагу, штамп «Правды» стоит, печать и текст такого содержания:

«Выражаю благодарность Самоварову А.В. за бескорыстную работу и награждаю его красными революционными шароварами».

И подпись – главный редактор «Правды» Селезенев.

Я опять чумею на секунду, эти гады ржут.

И.И. говорит: «Старик, сколько тебе Селезнев платит в месяц? Я тебе заплачу твою месячную зарплату за одну статью в мою газету».

И я написал ему очерк по мотивам произведений модного тогда Климова, о легионерах, т.е. о людях Сатаны. Но написал не ради денег, а чтобы отвязаться. До чего же я глуп был, но ведь и не поумнел до сих пор.

Забавно, но мне пришло письмо, которое начиналось так: «Самоварову от Легионера…» В котором очень уважительно говорилось, что мир не делится на черное и белое, есть и другие краски.

Почему без них нельзя представить наградные списки Гражданской войны

Текст: Ольга Хорошилова, кандидат искусствоведения

Это одна из самых необычных наград Гражданской войны, ставшая символом Красной армии. Доблестных бойцов в кумачовых штанах изображали советские художники. Их образы сохранились на советских плакатах, фотографиях, кинолентах. Но у красных шаровар сложная и противоречивая фронтовая история.

Шаровары курсанта Трофимова

Известный советский фильм «Офицеры» открывается эффектной сценой. Зима, заснеженный плац кавалерийского училища. Перед шеренгой красных курсантов стоит Алексей Трофимов. Затаив дыхание, он слушает речь начальника. Зычным командным голосом тот перечисляет заслуги молодца. Курсант Трофимов проявляет трудовую сознательность и рабоче-крестьянскую дисциплину, он предан делу мировой революции и понимает текущий политический момент, он отличился во время призовой стрельбы.

За все это курсанта награждают красными революционными шароварами.

Трофимов не может скрыть гордости и счастья. Он повсюду щеголяет в галифе. В них совершает мужественный поступок - спасает девушку от бандитов. И этим завоевывает ее сердце: девушка становится супругой доблестного курсанта. Вместе они отправляются на фронт Гражданской войны, в Среднюю Азию.

Революционные шаровары Трофимова - не эффектная выдумка сценаристов. Их действительно вручали бойцам за важные заслуги. Но красные шаровары были не только наградными. И отношение к ним на фронте не всегда было позитивным.


Н. Самокиш. Фрагмент картины "Бой за знамя. Атака". 1922 год.

Красный маскарад

Во время Гражданской красный цвет был очень популярен среди бойцов РККА. Он символизировал революцию и молодую советскую республику. Кроме того, он прекрасно читался на большом расстоянии и помогал отличать своих от чужих. Бойцы выискивали любую возможность украсить свой костюм какой-нибудь красной вещицей или тряпицей, хотя и нарушали уставную форму. Впрочем, эта форма существовала только на бумаге. На деле органы снабжения едва работали, носить приходилось то, что могли раздобыть на прифронтовых складах и изъять у населения.

Красноармейцы сами сочиняли себе форму. И никого не смущали даже боевые, заслуженные командиры в женских пальто вместо шинелей - что находили, то и надевали.

Особой удачей считалось найти на каком-нибудь складе прочную ткань красного цвета. Из нее шили косоворотки, жилеты, украшали отрезом материи верх папах или зачехляли ими фуражки. Случалось, что бойцов с головы до ног одевали в импровизированную форму из красной материи.

Журналист Николай Равич, участник Гражданской войны, вспоминал, что в городе Сумы к нему подъехали патрульные комендантского эскадрона - проверить документы. Их вид впечатлил - алые кафтаны, красные галифе, фуражки с красными околышами. И даже сапоги были кирпичного оттенка. Равич, конечно, заметил, что такие яркие патрульные будут хорошей мишенью. Но сумской комендант, товарищ Кин, объяснил, что одел их так, чтобы отличать от «разномастных» красноармейцев.

Не меньше удивился дипломат Михайловский, увидев, как по центральной улице Севастополя горделиво гарцуют бойцы особого отряда крымской ЧК - с головы до ног в красном и в высоких белых гетрах на ногах. Дипломат окрестил их «красноиндейцами» - за литературную близость с героями Фенимора Купера.

Иногда алые рубахи, кафтаны или шаровары бойцы получали в подарок от тружеников тыла. К примеру, московские рабочие, узнав о бедственном положении 51-й стрелковой дивизии Блюхера, прислали бойцам подарки - кумачовые гимнастерки.

Возможно, именно этот повсеместный красный маскарад вдохновил художника Дмитрия Моора на создание в 1920 году его знаменитого плаката «Ты записался добровольцем?». Боец одет почти так же, как сумские патрульные и бойцы крымской ЧК. Все на нем алое - и буденовка со звездой, и рубаха, и шаровары.

«Красноштанники»

Генерал 17-го гусарского Черниговского полка
в краповых чакчирах

Кумачовые шаровары, однако, были не только военным маскарадом и вынужденной «неуставщиной». Некоторые части носили их вполне законно. К примеру, весной 1920 года Красно-гусарский полк Заволжской бригады присвоил себе обмундирование 10-го гусарского Ингерманландского полка царской армии. Произошло это потому, что красные гусары стояли в городке Балаклее, в котором до революции располагались ингерманландцы. Они носили в качестве парадной формы краповые (то есть ярко-красные) чакчиры.

На складах в Балаклее бойцы, к своей неописуемой радости, обнаружили большие залежи старого парадного обмундирования хорошего качества и кроя. Красные конники преобразились в театральных императорских гусар, надев голубые расшитые шнурами доломаны и краповые чакчиры. Но позже гусарские штаны оказались у махновцев - они стаскивали их с убитых красных бойцов.

Тогда же, в 1920-м, кумачовые шаровары стали элементом официально утвержденного обмундирования генштабистов РККА. Оно вообще отличалось оригинальностью - серо-зеленые кафтаны на манер стрелецких, черные бархатные воротники и петлицы, ярко-малиновые рубахи, алые фуражки и галифе.

Многим генштабистам эта несерьезная аляповатая форма не нравилась. И, если верить воспоминаниям современников, из всего бутафорского реквизита офицеры носили только красные фуражки и галифе. Малиновое сукно, предназначенное для форменных рубах, дарили женам, и те шили себе эффектные платья.

Помимо красных гусар и генштабистов, кумачовые шаровары носили курсанты некоторых военных училищ, например, Рязанских кавалерийских курсов, в том числе и Георгий Жуков.

На фронте отношение к юным курсантам и штабным офицерам в красных шароварах было порой негативным. Бойцы их называли уничижительно «красноштанниками».

К. Китайка. Герой Гражданской войны Г.И. Котовский.
1948 год

Жуков, только что окончивший курсы и прибывший в свою новую часть, был встречен убийственными словами командира полка: «Мои бойцы не любят командиров в красных штанах». Молодому командиру пришлось объяснить своим подчиненным, что эти шаровары ему выдала Родина и других у него нет.

Негативное отношение к «красноштанникам» сквозит и в записках Исаака Бабеля. Штабных офицеров он называл «красными штанами», «мелкими штабными душонками». И этим выражал общее мнение бойцов Первой конной, с которой писатель участвовал в советско-польской войне.

Отрез сукна в награду

Гражданская война - время противоречивое. «Красноштанников» не любили. Но одновременно кумачовыми революционными шароварами награждали за доблесть.

Но почему вручали штаны? Ответ простой. Наградная система Красной армии только формировалась. Бойцы были плохо одеты и обуты. Получить орден, конечно, почетно. Но практичнее получить от командира хорошую добротную вещь.

И потому красноармейцев часто награждали часами, сапогами, седлами, бекешами, рубахами, отрезами сукна или плотного шелка. Некоторых поощряли даже антиквариатом. Историк Андрей Ганин в книге, посвященной генштабистам РККА, упоминает золотую табакерку Екатерины II, которую вручили одному из видных военспецов Красной армии братьев Раттэлей.

В Первой конной армии Семена Буденного практиковалось награждение красными шароварами. Известно, что усатый командарм лично выдал доблестному кавалеристу Константину Недорубову революционные галифе за героизм, проявленный в боях с Врангелем. Эту же награду получил командир 2-й батареи 6-го конно-артиллерийского дивизиона Наливайко - «за преданность революции и умелое командование батареей».

Но таких эффектных награждений, как в фильме «Офицеры», было наперечет. И причина в том, что найти на фронте Гражданской войны красные хорошего качества штаны было непросто. Бойцы, конечно, радовались, когда командиры выдавали им краповые гусарские чакчиры или суконные кое-как сшитые галифе. Но чаще красноармейцы получали в награду не сами шаровары, а отрез кумачовой материи.

Приказов о таких награждениях в архивах немало. Историк Алексей Степанов, к примеру, нашел любопытный документ.

В нем описан самоотверженный труд товарища Габайдулина из 1-го Бухарского стрелкового полка, который усердно обучал молодых красноармейцев. За это его наградили «отрезом алого сукна на брюки». Приказ датирован 1923 годом. Гражданская война закончилась, но командиры продолжали награждать отличившихся штанами и алой материей. Красные революционные шаровары остались наградой Гражданской войны и символом молодой Красной армии.


Журнал "Родина", октябрь 2017, (номер десять), с.30-33


Анархист Попандопуло (Михаил Водяной в фильме "Свадьба в Малиновке", 1967 год)


«А пулемёт я по секрету от пана атамана сменял вот на эти штанишки!»

Шаровары курсанта Трофимова

Красный маскарад

Иногда алые рубахи, кафтаны или шаровары бойцы получали в подарок от тружеников тыла. К примеру, московские рабочие,...

Это одна из самых необычных наград Гражданской войны, ставшая символом Красной армии. Доблестных бойцов в кумачовых штанах изображали советские художники. Их образы сохранились на советских плакатах, фотографиях, кинолентах. Но у красных шаровар сложная и противоречивая фронтовая история.

Шаровары курсанта Трофимова

Известный советский фильм "Офицеры" открывается эффектной сценой. Зима, заснеженный плац кавалерийского училища. Перед шеренгой красных курсантов стоит Алексей Трофимов. Затаив дыхание, он слушает речь начальника. Зычным командным голосом тот перечисляет заслуги молодца. Курсант Трофимов проявляет трудовую сознательность и рабоче-крестьянскую дисциплину, он предан делу мировой революции и понимает текущий политический момент, он отличился во время призовой стрельбы. За все это курсанта награждают красными революционными шароварами.

Трофимов не может скрыть гордости и счастья. Он повсюду щеголяет в галифе. В них совершает мужественный поступок - спасает девушку от бандитов. И этим завоевывает ее сердце: девушка становится супругой доблестного курсанта. Вместе они отправляются на фронт Гражданской войны, в Среднюю Азию.

Революционные шаровары Трофимова - не эффектная выдумка сценаристов. Их действительно вручали бойцам за важные заслуги. Но красные шаровары были не только наградными. И отношение к ним на фронте не всегда было позитивным.

Красный маскарад

Во время Гражданской красный цвет был очень популярен среди бойцов РККА. Он символизировал революцию и молодую советскую республику.

Кроме того, он прекрасно читался на большом расстоянии и помогал отличать своих от чужих. Бойцы выискивали любую возможность украсить свой костюм какой-нибудь красной вещицей или тряпицей, хотя и нарушали уставную форму. Впрочем, эта форма существовала только на бумаге. На деле органы снабжения едва работали, носить приходилось то, что могли раздобыть на прифронтовых складах и изъять у населения.

Красноармейцы сами сочиняли себе форму. И никого не смущали даже боевые, заслуженные командиры в женских пальто вместо шинелей - что находили, то и надевали.

Особой удачей считалось найти на каком-нибудь складе прочную ткань красного цвета. Из нее шили косоворотки, жилеты, украшали отрезом материи верх папах или зачехляли ими фуражки. Случалось, что бойцов с головы до ног одевали в импровизированную форму из красной материи.

Журналист Николай Равич, участник Гражданской войны, вспоминал, что в городе Сумы к нему подъехали патрульные комендантского эскадрона - проверить документы. Их вид впечатлил - алые кафтаны, красные галифе, фуражки с красными околышами. И даже сапоги были кирпичного оттенка.

Равич, конечно, заметил, что такие яркие патрульные будут хорошей мишенью. Но сумской комендант, товарищ Кин, объяснил, что одел их так, чтобы отличать от "разномастных" красноармейцев.

Не меньше удивился дипломат Михайловский, увидев, как по центральной улице Севастополя горделиво гарцуют бойцы особого отряда крымской ЧК - с головы до ног в красном и в высоких белых гетрах на ногах. Дипломат окрестил их "красноиндейцами" - за литературную близость с героями Фенимора Купера.

Иногда алые рубахи, кафтаны или шаровары бойцы получали в подарок от тружеников тыла. К примеру, московские рабочие, узнав о бедственном положении 51-й стрелковой дивизии Блюхера, прислали бойцам подарки - кумачовые гимнастерки.

Возможно, именно этот повсеместный красный маскарад вдохновил художника Дмитрия Моора на создание в 1920 году его знаменитого плаката "Ты записался добровольцем?". Боец одет почти так же, как сумские патрульные и бойцы крымской ЧК. Все на нем алое - и буденовка со звездой, и рубаха, и шаровары.

"Красноштанники"

Кумачовые шаровары, однако, были не только военным маскарадом и вынужденной "неуставщиной". Некоторые части носили их вполне законно. К примеру, весной 1920 года Красно-гусарский полк Заволжской бригады присвоил себе обмундирование 10-го гусарского Ингерманландского полка царской армии. Произошло это потому, что красные гусары стояли в городке Балаклее, в котором до революции располагались ингерманландцы. Они носили в качестве парадной формы краповые (то есть ярко-красные) чакчиры.

На складах в Балаклее бойцы, к своей неописуемой радости, обнаружили большие залежи старого парадного обмундирования хорошего качества и кроя. Красные конники преобразились в театральных императорских гусар, надев голубые расшитые шнурами доломаны и краповые чакчиры. Но позже гусарские штаны оказались у махновцев - они стаскивали их с убитых красных бойцов.

Тогда же, в 1920-м, кумачовые шаровары стали элементом официально утвержденного обмундирования генштабистов РККА. Оно вообще отличалось оригинальностью - серо-зеленые кафтаны на манер стрелецких, черные бархатные воротники и петлицы, ярко-малиновые рубахи, алые фуражки и галифе.

Многим генштабистам эта несерьезная аляповатая форма не нравилась. И, если верить воспоминаниям современников, из всего бутафорского реквизита офицеры носили только красные фуражки и галифе. Малиновое сукно, предназначенное для форменных рубах, дарили женам, и те шили себе эффектные платья.

Помимо красных гусар и генштабистов, кумачовые шаровары носили курсанты некоторых военных училищ, например, Рязанских кавалерийских курсов, в том числе и Георгий Жуков.

На фронте отношение к юным курсантам и штабным офицерам в красных шароварах было порой негативным. Бойцы их называли уничижительно "красноштанниками". Жуков, только что окончивший курсы и прибывший в свою новую часть, был встречен убийственными словами командира полка: "Мои бойцы не любят командиров в красных штанах". Молодому командиру пришлось объяснить своим подчиненным, что эти шаровары ему выдала Родина и других у него нет.

Негативное отношение к "красноштанникам" сквозит и в записках Исаака Бабеля. Штабных офицеров он называл "красными штанами", "мелкими штабными душонками". И этим выражал общее мнение бойцов Первой конной, с которой писатель участвовал в советско-польской войне.

Отрез сукна в награду

Гражданская война - время противоречивое.

"Красноштанников" не любили. Но одновременно кумачовыми революционными шароварами награждали за доблесть.

Но почему вручали штаны? Ответ простой. Наградная система Красной армии только формировалась. Бойцы были плохо одеты и обуты. Получить орден, конечно, почетно. Но практичнее получить от командира хорошую добротную вещь. И потому красноармейцев часто награждали часами, сапогами, седлами, бекешами, рубахами, отрезами сукна или плотного шелка. Некоторых поощряли даже антиквариатом. Историк Андрей Ганин в книге, посвященной генштабистам РККА, упоминает золотую табакерку Екатерины II, которую вручили одному из видных военспецов Красной армии братьев Раттэлей.

В Первой конной армии Семена Буденного практиковалось награждение красными шароварами. Известно, что усатый командарм лично выдал доблестному кавалеристу Константину Недорубову революционные галифе за героизм, проявленный в боях с Врангелем. Эту же награду получил командир 2-й батареи 6-го конно-артиллерийского дивизиона Наливайко - "за преданность революции и умелое командование батареей".

Но таких эффектных награждений, как в фильме "Офицеры", было наперечет. И причина в том, что найти на фронте Гражданской войны красные хорошего качества штаны было непросто. Бойцы, конечно, радовались, когда командиры выдавали им краповые гусарские чакчиры или суконные кое-как сшитые галифе. Но чаще красноармейцы получали в награду не сами шаровары, а отрез кумачовой материи.

Приказов о таких награждениях в архивах немало. Историк Алексей Степанов, к примеру, нашел любопытный документ. В нем описан самоотверженный труд товарища Габайдулина из 1-го Бухарского стрелкового полка, который усердно обучал молодых красноармейцев. За это его наградили "отрезом алого сукна на брюки". Приказ датирован 1923 годом. Гражданская война закончилась, но командиры продолжали награждать отличившихся штанами и алой материей. Красные революционные шаровары остались наградой Гражданской войны и символом молодой Красной армии.

Ольга Хорошилова



Похожие статьи