Главные члены предложения. Главные члены предложения Двое ребятишек лет пяти носились

1. В каком словосочетании неверно указано главное слово?

1) на охоте устал; 2) пение птичье; 3) шар стеклянный; 4) запах сирени.

2. Какая пара слов не является словосочетанием?

1) он придёт; 2) придёт в гости; 3) летнего вечера; 4) замолчат сразу.

3. Укажите тип связи слов в словосочетании ПРИНЯТЬ МЕРЫ.

4. Укажите тип связи слов в словосочетании ПОДОЙТИ БЛИЗКО.

1) согласование; 2) управление; 3) примыкание.

5. В каком предложении неверно выделена грамматическая основа

1) Вчера посадили мы дерево .

2) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет .

3) Утренний ветерок прошумел в вершинах деревьев

4) Сквозь тучу пробился луч солнца.

6. В каком предложении неверно указано подлежащее?

1) Татьяна Николаевна остановилась в недоумении.

2) Чай пить - не дрова рубить.

3) Присутствующие были очень удивлены.

4) Девять - нечётное число.

7. В каком предложении подлежащее выражено словосочетанием?

1) Несколько повозок въехало во двор гостиницы.

2) Некоторые отошли в сторону.

3) Далече грянуло ура.

4) У самой воды стояла скамеечка.

8.В каком предложении сказуемое выражено фразеологическим оборотом?

1) Я буду выступать в заключительном концерте.

2) Всю дорогу пассажиры клевали носом.

3) Решайте быстрее!

4) Человек должен стремиться к высшей цели.

9.Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.

1) На улице сгущался сумрак. 2) Корабль одинокий несется.

3) Петя целый день бил баклуши. 4) Он стал весёлым.

10. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым.

1) Он мой брат.

2) Стёкла были разбитыми.

3) Их изба была третьей с краю.

4) Впереди уже виднелся мост.

11. Укажите предложение с составным именным сказуемым.

1) Птицы летели к югу.

2) Пароход дал длинный гудок.

3) Кошка шмыгнула в комнату.

4)Эта девушка высокого роста.

12.В каком предложении есть глагол, выступающий в роли дополнения?

1) Мы намерены представить вам новых исполнителей.

2) Я должен найти ключ к этой тайне!

3) Проводник попросил провожающих покинуть вагон.

4) Продолжали упорно тренироваться.

13. В каком предложении есть обстоятельство времени?

1) Я пришёл в класс за десять минут до звонка.

2) Из оврага долетал до моего слуха глухой шум.

3) Благодаря частым дождям трава была необычайно сочная.

4) Он специально пропустил это занятие.

14. В каком предложении есть неоднородные определения?

1)Наступила теплая ясная осень.

2)Мы сидели возле маленького изящного столика.

3)На ней была надета старенькая бабушкина кофта.

4) Мы жили в большом красивом доме.

15. В каком предложении есть однородные определения? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Так начался мой первый гимназический год.

2) Дом был большой двухэтажный.

3) Вокруг тянулась плоская унылая степь.

4) Прошлое и настоящее определяют будущее.

16.Какое приложение пишется через дефис?

1) (тренер) Сёмин

2) (балет) «Жизель»

3)(студент) математик

4) (умница) дочка

17. Укажите односоставное безличное предложение.

1) Уже совсем стемнело и начало холодать.2) В горах ночью сошла лавина.

3) Выполню своё обещание. 4) Звонкое, радостное утро.

18. Укажите односоставное неопределённо-личное предложение.

2) Люблю встречать рассвет.

3) Меня здесь не понимают

4) Звонкое, радостное утро.

19. В каком ряду предложений есть неполное?

1) Наступила весна. На деревьях набухли почки.

2) На море можно смотреть долго. Оно никогда не надоест.

3) Что мне делать? Кто может мне помочь?

4) Кем ты работаешь? - Учителем.

20.В каком предложении есть обособленное уточняющее обстоятельство? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Внизу у реки лежали перевёрнутые лодки.

2) Мы доказали свою точку зрения используя веские аргументы.

3) Он почти всю свою жизнь проработал в газетах.

4) Он выполняет этот трюк шутя.

21. Укажите простое предложение. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Мычат коровы да лают собаки.

2) Крупные снежинки кружились в воздухе опускались на воротники прохожих.

3) Поезд уже показался когда я подошёл к станции.

4) Мороз крепчал и больше всего доставалось рукам и коленям.

22.В каком предложении перед КАК ставится запятая?

1) Дождь лил как из ведра.

2) У тебя брошка как пчёлка.

3) Белая чайка мелькала в воздухе как первый снег.

4) Молодость как песня жаворонка на заре.

23. Укажите предложение, в котором неверно расставлены знаки препинания.

1) Розы, гвоздики и гладиолусы - эти цветы подходят для юбилейного вечера.

2) Через несколько минут последовал первый удар неожиданно проснувшегося вулкана.

3) К счастью, всё закончилось благополучно.

4) Юноша сказал - «Мы посмотрели хороший фильм».

24. Укажите правильный вариант замены прямой речи косвенной:

«Ты крепко передо мною виноват!» - сказал Пугачёв Гринёву.

1) Пугачёв сказал Гринёву, что он крепко перед ним виноват.

2) Пугачёв сказал Гринёву, что ты крепко передо мной виноват.

Часть 2

Учени____ 8___ кл._______________________________________________

Прочитайте текст и выполните задания А18 - А22; В1 - В7

ЛЕБЕДИНАЯ ВЕРНОСТЬ
(1)Белоснежный лебедь упал в камыши, ещё не понимая, что с ним произошло, пытался взлететь в синее небо.
(2) Его правое крыло безжизненно повисло. (3) Браконьер лишил птицу самого дорогого - полета. (4)Лебедь неподвижно лежал в камышах. (5) Его подруга, белая лебёдушка, волновалась. (6) Птица издавала тревожный, гортанный крик. (7)Стая уже снялась с полуостровка и полетела дальше, на север. (8) Отстать не хотелось, но ведь и друга не бросишь в беде. (9) И тогда она приблизилась, стала заботливо обирать его пёрышки. (10)Я приплыл в залив рано утром. (11)Лебёдушка взлетела и стала тревожно кружиться. (12)Решил обследовать камыши. (13)Тут и нашел подбитую птицу.
(14)Оставил лебедя в безопасном месте, привез лекарство и перевязал раненое крыло. (15)На другой день я снова появился на маленьком островке. (16)Обошёл его, убедился - хищников нет. (17) «Как же вас назвать? - подумал. - Лебедь отныне будет Лотос, а лебёдушка - Лилия».
(18) Весь месяц плавал к лебединому острову. (19)Лотос повеселел и гортанным криком приветствовал меня. (20) Однажды, придя к шалашу, увидел: в устроенном гнезде лежало яйцо. (21)Лебедь подплыл к моей лодке и взял из рук пищу. (22)Я знал, что Лотосу никогда не придется летать - крыло было перебито.
(23)Пришла осень. (24)Вместе с Лотосом и Лилией плавали еще два молодых лебедя. (25)А в это время начался отлёт птиц. (26) В небе всю ночь слышались прощальные голоса. (27) Лилия тревожно прислушивалась к ним.
(28)На моих глазах дети Лотоса и Лилии взлетели, присоединились к стае и полетели в далёкие края. (29) Лебёдушка волновалась, но вскоре приплыла к Лотосу и стала прихорашивать его перья. (30)Весь вид её говорил: «Пускай улетают наши дети зимовать в тёплые края. А нам и здесь неплохо».
(31)А вскоре до меня донеслась лебединая песня. (32)Её пел красавец Лотос. (33)Нет, это была не прощальная песня - гимн жизни!
(К. Хромов)

25 Определите тип речи и стиль текста.
1. описание, разговорный стиль 2. рассуждение, публицистический стиль
3. повествование, художественный стиль 4. описание, научный стиль

26. В каком предложении наиболее ясно выражена основная мысль текста?
1. 1 2. 8 3. 20 4. 31

27. Что означает фразеологизм ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ?
1. красивые звуки 2. объяснение в любви
3. неблагозвучие 4. самый главный, зачастую последний поступок человека

28. Укажите способ образования слова БЕЛОСНЕЖНЫЙ.
1. суффиксальный 2. приставочный
3. приставочно-суффиксальный 4. сложение

29. Какая характеристика соответствует сказуемым в предложении 11?
1. простое глагольное и простое глагольное 2. простое глагольное и составное глагольное
3. составное глагольное и составное именное 4. простое глагольное и составное именное

Ответы к заданиям В1 - В4 запишите словами

В1. Из предложений 3-4 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ

________________________________________________________________________

В2. Из предложений 29-32 выпишите необособленное приложение.

_________________________________________________________________________

В3. Из предложения 27 выпишите обстоятельство образа действия.

_____________________________________________________________

В4. Из предложения 12 выпишите сказуемое.

______________________________________________________________

Ответы к заданиям В5 - В7 запишите цифрами

В5. Среди предложений 4-6 найдите предложение с обособленным приложением. Укажите его номер. _______________________________________

В6. Укажите количество сказуемых в предложении 29. _____________________________

В7 . Укажите номера предложений, в которых есть обособленные обстоятельства, выраженные деепричастием с зависимыми словами._______________

Ответы.

неподвижно лежал

красавец

тревожно

решил обследовать

Критерии:

11 и ниже - «2»

Тест по теме: Предложение. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. 8 класс. I вариант 1. Какое утверждение является неверным? 1)Предложение - основная синтаксическая единица, содержащая сообщение, вопрос или побуждение. 2)Грамматическая основа предложения всегда состоит из двух главных членов. 3)Предложение, в котором одна грамматическая основа, называется простым. 4)Побудительные предложения содержат побуждение (приказ, просьбу, совет и т. д.). 2. В каком предложении сообщение рассматривается как желательный (возможный) факт? 1)Широкие листья тополей серебрились в свете луны. 2)От станции к посёлку ведёт широкая дорога. 3)Днём краски поблекнут. 4)Вот сидеть бы так всегда у окна и смотреть на бледно-розовые шатры яблонь. 3. Укажите предложение с обратным порядком слов. 1)Ветер целыми днями рвал и трепал деревья. 2)Иногда к вечеру между хмурыми низкими тучами пробивался на западе золотистый свет низкого солнца. 3)Воздух делался чист и ясен. 4) Солнечный свет ослепительно сверкал между листвой, между деревьями. 4. Какое утверждение является неверным? 1) Подлежащее - самый главный член предложения. 2) Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? 3) Подлежащее чаще всего выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже. 4) Подлежащее может быть выражено любой частью речи в значении существительного. 5. В каком предложении подлежащее выделено неверно? 1) Семеро одного не ждут. 2) После экзамена прошло три дня. 3) Небосвод дышал безжалостным жаром. 4) Топорщились густым зелёным луком две маленькие грядки. 6. В каком предложении подлежащее выражено местоимением? 1) Весь дом пришёл в движение. 2) Никто не обращал внимания на мальчика в бурой дублёнке и лопоухой шапке. 3)Рассказывать мальчикам было нечего. 4)Другая важная проблема - работа автоматик 7. Какое утверждение является неверным? 1)Сказуемое - главный член предложения, который не зависит от других членов предложения. 2)Сказуемое обозначает признак или действие подлежащего. 3)Сказуемое отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он та кой? 4)Сказуемые бывают простые и составные. 8. В каком предложении сказуемое выражено формой условного наклонения? 1)Наклонилось к речке дерево. 2)Я с удовольствием посмотрел бы этот фильм 3)Лениво и тяжко плывут облака по синему зною небес. 4)Открой мне всю правду. 9. Какое утверждение является неверным? 1)В составном глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах. 2)Вспомогательное слово в составном глагольном сказуемом не выражает никакого лексического значения. 3)Вспомогательная часть в составном глагольном сказуемом может включать краткое прилагательное. 4)Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки и именной части. 10. В каком предложении сказуемое составное глагольное? 1)Я спустился с обрыва к реке и тут же поймал четыре крупные форели. 2)Хотели бы мы знать тайну Бермудского треугольника. 3)Учитель поможет ребятам в решении этой проблемы. 4)Я поднялся наверх и положил рыбу на траву. 11. В каком предложении сказуемое составное именное? 1)Он обязан был подчиниться приказу. 2)Земля похожа на белоснежный ковёр. 3)Сейчас зачерпнёт он ведёрко холодной воды и выльет себе на голову. 4)Не стоит надеяться на чудо. 12. В каком предложении именная часть составного сказуемого выражена наречием? 1)Воздух был горяч и густ. 2)У лгуна жизнь не длинна. 3)Улицы были пустынны. 4)Всё было привычно. 13. В каком предложении грамматическая основа указана верно? 1)Дерево червь изнутри точит. ===== 2)Владимир Даль был страстным собирателем русских слов и знатоком народной жизни. === ========== 3)Большинство окон соседних домов были тёмными. ============ 4)Река действительно была большая. ==== 14. Какое утверждение является неверным? Тире между подлежащим и сказуемым при нулевой связке не ставится, если 1)подлежащее выражено личным местоимением 2)при сказуемом есть отрицательная частица не 3)оба главных члена выражены неопределённой формой глагола 4)сказуемое выражено именем прилагательным 15. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых на месте пропуска следует поставить тире? А. Петербург... город белых ночей. Б. Человек, равнодушный к своему языку, ... дикарь. В. Заря... как пожар на снегу. Г. Мир без песен... неинтересен. 1) А, В 2) Б, Г 3) А, Б 4) В, Г 16. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки? A.Боец - это ещё не воин. Б. Ноябрь - не зима, а предзимье. B.Речи как мёд, а дела как полынь. Г. Жить на земле, душой стремиться в небо вот человека радостный удел. 1) А, Г 2) Б, В 3) А, В 4) Б, Г 17. В каком предложении подлежащее выражено неопределённой формой глагола? 1)Всё кругом стало наливаться чернотой. 2)Разгадывать смысл географических названий - дело увлекательное. 3)Первыми стали подниматься к вершине горы самые смелые и сильные. 4)Поскорее бы отправиться в горы! 18. Найдите предложение с простым глагольным сказуемым. 1)Ребята долго будут вспоминать об этой экскурсии. 2)Пышные волосы её были аккуратно уложены. 3)Она была вся как на ладони. 4)Новичку это явление кажется странным. Тест по теме: Предложение. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. 8 класс. II вариант 1. Какое утверждение является неверным? 1)По количеству грамматических основ предложения делятся на простые и сложные. 2)Простое предложение с одним главным членом называется односоставным. 3)Повествовательное предложение - это предложение, в конце которого ставится точка. 4) В распространённых предложениях обязательно есть второстепенные члены. 2.Какое предложение по цели высказывания является побудительным? 1)И навстречу вам выбежала собачонка? 2)Скоро всё небо заволокут тёмные тучи. 3)Из-за неровности гряды скал выкатывается красное солнце. 4) Позвони мне завтра часа в четыре. 3. Укажите предложение с прямым порядком слов. 1)Холодно и ярко сияло на севере над свинцовыми тучами голубое небо. 2)Из-за туч медленно выплывали хребты снеговых гор - облаков. 3)С конца сентября наши сады пустели. 4)Шумит ветер мокрой листвой деревьев. 4. Какое утверждение является неверным? 1)Подлежащее может быть выражено только склоняемой частью речи. 2)Подлежащее называет предмет речи: лицо понятие, предмет, явление и пр. 3)Подлежащее может быть выражено цельным словосочетанием. 4)Подлежащее не отвечает на вопросы косвенных падежей. 5. В каком предложении подлежащее выделено неверно: 1) Двое ребятишек лет пяти носились вокруг стоящего в центре круглого стола. 2) Кто позвонил вам? 3) А на берегу вовсю льёт дождь и стучит по кожаному крову шатра. 4) Ужо - устаревшее наречие. 6. В каком предложении подлежащее выражено словосочетанием? 1) Снова что-то зашумело в лесу. 2) Эта новая неудача меня обескуражила. 3) Через несколько минут среди пустой снежной равнины появилось несколько сот человек. 4) Отчего ты такая, земля моя дорогая? 7. Какое утверждение является неверным? 1) Простое сказуемое может быть только глагольным. 2) Сказуемое выражает грамматическое значение одного из наклонений. 3) Сказуемое - главный член предложения, который зависит только от подлежащего. 4) Простое глагольное сказуемое выражает в одном слове только лексическое значение. 8. В каком предложении сказуемое выражено формой настоящего времени? 1)Па этом месте Пётр будет строить новый город. 2)Машина бесшумно выкатилась из ворот. 3) Налетает порывами тёплый ветер. 4) Юноша обладал феноменальной памятью. 9. Какое утверждение является неверным? 1)Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного слова и неопределённой формы глагола. 2)Неопределённая форма глагола в составном глагольном сказуемом выражает основное лексическое значение. 3)В составном именном сказуемом именная часть может быть выражена наречием. 4)В составном именном сказуемом именная часть выражает грамматическое значение сказуемого. 10. В каком предложении вспомогательный глагол выражает значение желательности действия? 1)Он решил переждать несколько минут. 2)Дениска хотел побыть дома несколько дней. 3)Сергей не мог ступить на больную ногу. 4) Строители обязаны закончить ремонт школы к сроку. 11. В каком предложении сказуемое составное глагольное? 1)Мать была встревожена долгим отсутствием дочери. 2)Я долго буду гнать велосипед. 3)Выражение его лица становилось строгим. 4) Никто не хотел уходить в эту ночь с площади. 12. В каком предложении именная часть составного сказуемого выражена существительным? 1)И будут звуки те прекрасны. 2)Будь одна из вас ткачиха. 3)Телеграмма была отправлена утром. 4)Площадь зала семьдесят метров. 13. В каком предложении грамматическая основа указана верно? 1)Всё было серое, пыльное. ==== 2)Новая школа размещена в просторном здании. ========= 3)Я хотел бы посетить этот город. ==== ======= 4)Загадочным и таинственным казался этот лес. ====== 14. Какое утверждение является неверным? Тире между подлежащим и сказуемым при нулевой связке ставится, если 1)подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже. 2)один главный член выражен неопределённой формой глагола, а другой - именем существительным 3)сказуемое соединяется с подлежащим указательными частицами это, вот 4)перед сказуемым стоят сравнительные союзы будто, точно 15. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых на месте пропуска следует поставить тире? A.Снег... мягкий, пушистый. Б. Чтение и учение... есть вечное питание мысли. B.Гнев... это страсть, а страсть исключает рассудок. Г. Музей-усадьба Архангельское... одно из замечательнейших творений прошлого. 1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) Б, Г 16. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки? A.Отличительная черта в наших нравах есть какое-то весёлое лукавство ума. Б. Небольшой снегопад - не помеха для охотников. B.Семь - нечётное число. Г. В камень стрелять только порох терять. 1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) Б, Г 17. В каком предложении подлежащее выражено неопределённой формой глагола? 1)Сидевшему на вёслах недосуг было охотиться. 2)Работы бояться - счастья не видать. 3)Мне трудно было разобрать эти тихие речи. 4)Понять и объяснить язык свиста не мог никто. 18. Найдите предложение с составным глагольным сказуемым. 1)В этом микрорайоне будет построен ледовый дворец. 2)Я не могу оторвать глаз от убегающего лося. 3)Мы будем думать о вашем предложении. 4)Вовсю льёт дождь и стучит по крыше дома Тест по теме: Предложение. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. 8 класс. III вариант 1. Какое утверждение является неверным? 1)Простые предложения с двумя главными членами называются двусоставными. 2)Между равноправными (однородными) членами предложения сочинительная связь. 3)Односоставные предложения не могут быть распространёнными. 4)Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения могут быть восклицательными, если высказывание сопровождается сильным чувством. 2. Какое предложение по цели высказывания является побудительным? 1) Низкие тучи прятали далёкий зимний месяц. 2)С деревьев ещё долго будут падать потревоженные ветром хлопья снега. 3)Из-за гор показывается громадное багровое солнце. 4) Пролетайте, тучи, над землёй. 3. Укажите предложение с прямым порядком слов. 1)За далёкими деревьями виднелась репчатая луковка главного храма. 2)Лиловая туча тащила за собой сумерки и пронизывающий до костей ветер. 3)Скоро туча накрыла землю своим чернильным капюшоном. 4) Дул ледяной северный ветер. 4. Какое утверждение является неверным? 1)Подлежащее не зависит от второстепенных членов предложения. 2)Подлежащее обозначает предмет речи. 3) Подлежащее не может быть выражено наречием. 4) Подлежащее может быть выражено сочетанием количественного числительного с существительным. 5. В каком предложении подлежащее выделено неверно? 1)Пятеро осторожно входят в воду. 2)Прохожие сгибались в три погибели, шагая против ветра 3)Из моря поднималось несколько плоских камней. 4)Злой с лукавым возились, да оба в яму свалились. 6. В каком предложении подлежащее выражено словосочетанием? 1)Это спасает волков от поголовного истребления. 2)Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? 3)В абсолютной тишине прошло несколько минут. 4)Уже на лестнице нам в нос ударяет тяжёлый запах лекарств. 7. Какое утверждение является неверным? 1)Простое глагольное сказуемое в одном слове выражает и лексическое, и грамматическое значение. 2)Простое глагольное сказуемое может быть выражено глаголом в форме одного из наклонений. 3)Сказуемые бывают простыми, составными и именными. 4)В качестве простого глагольного сказуемого могут быть неделимые сочетания типа внести предложение, одержать победу, дать согласие и пр. 8. В каком предложении сказуемое выражено формой повелительного наклонения? 1)С испуганным криком из кустов поднялись птицы. 2)Пускай меня за тысячу земель уносит жизнь. 3)Я уехал бы на лето к друзьям. 4)Под навесом стояло пять человек. 9. Какое утверждение является неверным? 1)Составные сказуемые бывают глагольными и именными. 2)Неопределённая форма глагола в составном сказуемом выражает его основное лексическое значение. 3)В составном именном сказуемом именная часть может быть выражена неделимым словосочетанием. 4)Если сказуемое в предложении выражено сложной формой глагола будущего времени, такое сказуемое является составным. 10. В каком предложении сказуемое простое глагольное? 1)Не может судьба одни щедрости сыпать. 2)Ветераны рады встретиться с фронтовыми друзьями. 3)Он всегда готов помочь другу. 4)Изредка порывами налетал ветер. 11. В каком предложении сказуемое составное именное? 1)Пётр рад был встретиться с другом. 2)Книги могут рассказать о многом. 3)Он готов был с нами согласиться. 4)Спектакль был признан лучшей постановкой сезона. 12. В каком предложении именная часть составного сказуемого выражена причастием? 1)Безмолвна синяя пучина. 2)Прекрасно озеро Чудское. 3)Занятия со мной были поручены бабушке. 4)Мы долго говорили о случившемся. 13. В каком предложении грамматическая основа указана верно? 1)У входа в купе стояло несколько человек. ===== 2)Природа в рассказах Короленко изображена с большим мастерством. =========== ========== 3)И пусть травой покроется дорога. ======== 4)Будет грязь на дворе глубокая. ====== 14. Какое утверждение является неверным? Тире между подлежащим и сказуемым при нулевой связке ставится, если 1)подлежащее и сказуемое выражены неопределённой формой глагола 2)сказуемое связано с подлежащим словами вот, значит 3)подлежащее и сказуемое выражены количественными числительными в именительном падеже 4) перед сказуемым стоят сравнительные союзы словно, как будто 15. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых на месте пропуска следует поставить тире? А. Утро... тихое, радостное. Б. Гусь свинье... не товарищ. В. Невежество... страшная сила. Г. Основная цель моей жизни... сделать что-то полезное для людей. 1) А, Г 2) Б, В 3) В, Г 4) Б, Г 16. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки? А. Два километра - небольшая дистанция. Б. Краткость, точность - вот первые достоинства прозы. В. Бить наверняка обязанность стрелка. Г. Уступить злу значит преумножить в мире неправду. 1) А, Г 2) Б, В 3) В, Г 4) А, В 17. В каком предложении подлежащее выражено неопределённой формой глагола? 1)Ловить рыбу удочкой меня научил отец. 2)Послушать умного человека - как при жажде холодной воды напиться. 3)Путешествовать по Алтаю этим летом мы будем всей семьёй. 4) Нельзя согласиться с вашим предложением. 18. Найдите предложение с составным именным сказуемым. 1)Он готов был продолжить спор. 2)Мать вернулась домой усталая. 3)Он не собирается уезжать в город. 4)Редкий дар - уметь сочувствовать и сострадать. Тест

Материал подготовлен учителем русского языка и литературы Кадыковой Ж. В. Главные члены предложения Тема «Главные члены предложения» изучается в 8 классе, хотя общее представление о подлежащем и сказуемом учащиеся получают ещё в начальной школе. Тема важная, поскольку выносится на экзамены в 9 классе (ГИА) и 11 классе (ЕГЭ). Главные члены предложения Подлежащее Предназначено для введения предмета речи О чём (о ком) говорится в предложении Сказуемое Несёт информацию о предмете, о котором говорится в предложении Что (он) делает? Каков (он)? Кто? Что (с ним) происходит? Что? Кто он такой? Что он такое? Заключена основная информация речи. Подлежащее выражается Сказуемое 1) Сущ. в И.п. Солнце выглянуло из-за туч. 1)простое составное 2) Личн. местоимен. в И.п. Я иду в школу. 3) Местоимениями других разрядов в 2)глагольное 3)именное И.п. Всякий может достигнуть 1) Простое глагольное сказуемое, выраженное желаемого. одним глаголом в каком-либо наклонении 4) Различными частями речи, - Ветер колышет (изъявит. наклонение, наст.вр.) употреблёнными в значении траву. существительного: - Солнце скрылось (изъявит. наклонение, - Опоздавшие спешили занять свои прош.вр) за облаком. места. - Я пойду (изъявит.наклонение, будущее вр.) в - Восемь делиться на четыре. лес. - Двое притаились за углом. - Я буду ходить (изъявит. наклонение, слож. буд. - Больной пришёл на приём к врачу. время) в бассейн. - Тихое ах выдало её присутствие. - Он поехал бы (условн.накл) в город. 5) Неопределённой формой глагола - Ты напиши (повелит.накл.) мне письмо. Жить - Родине служить. 2) Составное глагольное 6) Собственным наименованием Запорожская Сечь бурлила. 7) Синтаксически цельным Глагол словосочетанием Вспомогательный глагол или краткое неопределёнМы с тобой поедем к морю. прилагательное (стал, начал, кончил, 8) Фразеологическим оборотом ной формы собирался, мог, должен, рад, обязан, У этого мастера были золотые готов, намерен…) руки. + Я собираюсь изучать немецкий. Он должен ответить за это. 3) Составное именное Глагол-связка (в предложении может быть опущен) + Именная часть Выраженная: А) прилагательным Погода была хорошая. Погода хорошая. (нулевая связка) Б) существительным Книга - верный друг. В) сравнительной степенью прилагательного У него характер твёрже стали. Г) кратким страдательным причастием Трава скошена. Д) кратким прилагательным Вечер (был) тих. Е) наречием Ошибка была налицо. Ж) числительным Дважды два - четыре. З) местоимением Эта тетрадь моя. И) синтаксически цельным словосочетанием Он был человек немолодой. Практика: I. Какое утверждение является неверным? 1) Подлежащее - самый главный член предложения. 2) Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? 3) Подлежащее чаще всего выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже. 4) Подлежащее может быть выражено любой частью речи в значении существительного. II. В каком предложении подлежащее выделено неверно? 1) Семеро одного не ждут. 2) После экзамена прошло три дня. 3) Небосвод дышал безжалостным жаром. 4) Топорщились густым зелёным луком две маленькие грядки. III. В каком предложении подлежащее выражено местоимением? 1) Весь дом пришёл в движение. 2) Никто не обращал внимания на мальчика в бурой дублёнке и лопоухой шапке. 3) Рассказывать мальчикам было нечего. 4) Другая важная проблема - работа автоматики. IV. В каком предложении сказуемое выражено формой условного наклонения? 1) Наклонилось к речке дерево. 2) Я с удовольствием посмотрел бы этот фильм. 3) Лениво и тяжко плывут облака по синему зною небес. 4) Открой мне свою правду. V. В каком предложении подлежащее выделено неверно? 1) Двое ребятишек лет пяти носились вокруг стоящего в центре круглого стола. 2) Кто позвонил вам? 3) А на берегу вовсю льёт дождь и стучит по кожаному крову шатра. 4) Ужо - устаревшее наречие. VI. В каком предложении подлежащее выражено словосочетанием? 1) Снова что-то зашумело в лесу. 2) Эта новая неудача меня обескуражила. 3) Через несколько минут среди пустой снежной равнины появилось несколько сот человек. 4) Отчего ты такая, земля моя дорогая? VII. В каком предложении сказуемое выражено формой настоящего времени? 1) На этом месте Пётр будет строить новый город. 2) Машина бесшумно выкатилась из ворот. 3) Налетает порывами тёплый ветер. 4) Юноша обладал феноменальной памятью. Ответы: I 1 II 4 III 2 IV 2 V 1 VI 3 VII 3 Тестирование по теме «Главные члены предложения» 8 класс I вариант 1.Какое сочетание «словосочетанием»? II вариант нельзя назвать Солнечный луч прорвался сквозь тучи и косо упал на леса. А) солнечный луч Б) упал на леса В) упал косо Г) луч упал. 1. Какое сочетание можно назвать «словосочетанием»? Закат тяжело пылает на кронах деревьев и золотит их старинной позолотой. А) закат пылает Б) золотит их В) пылает и золотит Г) закат золотит. 2.В каком предложении подлежащее выделено неверно? 2. В каком предложении подлежащее выделено неверно? А. Семеро одного не ждут. А. Пятеро осторожно входят в воду. Б. После экзамена прошло три дня. Б. Из моря поднималось несколько плоских камней. В.. Небосвод дышал безжалостным жаром. В.. Злой с лукавым возились, да оба в яму свалились. Г. Топорщились густым маленькие грядки. зелёным луком две Г. Для меня жить - значит работать. 3.В каком предложении подлежащее выражено местоимением? 3. В каком предложении подлежащее выражено местоимением? А. Весь дом пришёл в движение. А. Вечером мне позвонили. Б. Никто не обращал внимания на мальчика в бурой дублёнке. Б. Его «увы» заключало в себе много горечи. В. Рассказывать мальчикам было нечего. В. другая важная проблема - работа автоматики. Г. В дверь кто-то постучал. Г. Мне нездоровилось. 4.В каком предложении сказуемое выражено формой условного наклонения? 4. В каком предложении сказуемое выражено формой повелительного наклонения? А. Наклонилось к речке дерево. А. С испуганным криком из кустов поднялись птицы. Б. Я с удовольствием посмотрел бы этот фильм. Б. Я уехал бы на лето к друзьям. В. Лениво плывут облака по синему небу. В. Пускай меня за тысячу земель уносит жизнь. Г. Открой мне всю правду. Г. Под навесом стояло пять человек. 5.В каком предложении использовано составное глагольное сказуемое? 5. В каком предложении использовано составное именное сказуемое? А. Я спустился форель. А. Он обязан был подчиниться приказу. к реке и сразу поймал крупную Б. Учитель поможет ребятам в решении этой Б. Земля похожа на белоснежный ковёр. В. Сейчас зачерпнёт он ведёрко холодной воды и проблемы. В. большинство тёмными. Г. Хотели бы треугольника. выльет себе на голову. окон мы соседних знать домов тайну были Г. Не стоит надеяться на чудо. Бермудского 6.В каком предложении грамматическая основа выражена только сказуемым? 6. В каком предложении грамматическая основа выражена только подлежащим? А. Лес казался расписным теремом. А. Роняет лес багряный свой убор. Б. Кто стучится в дверь ко мне? Б. Из речи пустой мысли не извлечёшь. В. Пить мне уже не хотелось. В. К вечеру подморозило. Г. Земля просторная как песня русская. Г. Тихий зимний вечер. 7.В каком предложении именная часть составного сказуемого выражена наречием? 7. В каком предложении именная часть составного сказуемого выражена причастием? А. Воздух был горяч и густ. А. Прекрасно озеро Чудское. Б. Улицы были пустынны. Б. Охота вышла неудачна. В. Всё было привычно. В. Занятия со мной были поручены бабушке. Г. Его бабушка была переводчицей. Г. Уговор дороже денег. 8.В каком предложении препинания? пропущены знаки 8. В каком предложении все знаки препинания стоят правильно? А. Туман словно молоко. А. Поэзия: язык богов. Б. Книга, конечно, лучший подарок. Б. Я - не купчишка. В. Книга не подарок. В. Она - как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца. Г. Плохую книгу купить не всем угодить. Г. Декабрь лишь начало зимы. 9.Выписать грамматическую основу из предложений. 9. Выписать предложений. А. Иванов пошёл было с корзиной на берег. А. Вдруг с шумом поднялись три птицы. Б. Я ужасно есть хочу. Б. Дебютантка готова была провалиться сквозь землю от стыда. В. Ночь обещала быть холодной. Г. Лесть и трусость - самые дурные пороки. грамматическую основу из В. Погода стояла великолепная. Г. Суметь добиться этого - вот задача правильного воспитания. Контрольный листок для учителя вариант № I 1 2 3 4 5 6 7 8 А Иванов пошёл было Б + + Я есть хочу В Г 9 + + + + + Ночь обещала быть холодной + Лесть и трусость - пороки 8 9 вариант № 2 1 2 3 4 5 6 7 А Б Три птицы поднялись + + В Г Дебютантка готова была провалиться сквозь землю + + + + + Погода стояла великолепная + Суметь добиться - задача В вопросе № 9 за каждый правильный ответ 1 балл. 11-12 б. - «5» 8-10 б. - «4» 5-7 б. - «3»

2 вариант

1. В каком варианте ответа указаны ряды слов с пропущенными чередующимися гласными в корне?

А. заг..рел, бл..снуть, предл..гать

Б. зам..реть, вп..чатление, увл..каться

В. погл..тить, д..лина, дост..жение

Г. прик..сновение, проб..раться, ст..лить

1) А, Б 2)Б, В 3)В, Г 4)А, Г*

2. В каком варианте ответа указаны ряды слов, в которых на месте пропуска не пишется мягкий знак?

А. луч.. , береч.. , хорош.. , дрож..

Б. из-за туч.. , колюч.. , невтерпеж.. , детеныш..

В. пригож.. , спряч.. , береч.. , возле дач..

Г. горяч.. , блестящ.. , замуж.. , много луж..

1)А, Б 2)Б, В 3)В, Г 4)Б, Г*

3. В каком варианте ответа указаны ряды слов, которые с не пишутся слитно?

А.(не)законченная работа; (не)годуя; (не)брежно

Б.(не)здоровится; (не) глубокий, но рыбный пруд; (не)громко, а тихо

В. (не)доумевая; (не)лепый; (не)завершенный роман

Г. шел (не) смотря по ноги; (не)давно покрашены; (не) вероятная история

1)А, Б 2)Б, В 3)А, В* 4)А, Г

4.В каком словосочетании связь слов – согласование?

1) вера в победу

2) цвет изумруда

3) раздосадован резельтатами

4) под разросшимся дубом*

5. В каком предложении подлежащее выделено неверно?

1) Двое ребятишек лет пяти носились вокруг стоящего в центре круглого стола .*

2) Кто позвонил вам?

3) А на берегу вовсю льет дождь и стучит по кожаному крову шатра.

4) Ужо – устаревшее наречие.

6. В каком предложении сказуемое составное глагольное?

1) Мать была встревожена долгим отсутствием дочери.


3) Выражение его лица становилось строгим.

4) Никто не хотел уходить в эту ночь с площади.*

7. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки?

А. Отличительная черта в наших нравах есть какое – то веселое лукавство ума.

Б. Небольшой снегопад – не помеха для охотников.

В. Семь – нечетное число.

Г. В камень стрелять только порох терять.

1) А, Б 2)Б, В 3)В, Г 4)Б, Г*

8. В каком предложении выделенное слово является сказуемым?

1) Почти весь берег занимали рыбаки с удочками.

2) На берег моря выбросило несколько медуз.

3) Берег этой речушки - сплошное болото.

4) Удивительное творение природы – берег этой горной речки.*

9. Найдите определенно-личное предложение.

1) Пахнет дождем.

2) Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня. *

3) Лишь из лесу доносится заунывное уханье совы.

4) На набережной было темно и пустынно.

10. Найдите безличное предложение.

1) Нам посоветовали побывать в этом музее.

2) У нас не осталось времени побывать в этом музее.*

3) Останавливаюсь возле калитки и смотрю на окна дома.

4) Дым от костра поднимается в небо.

11. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых перед да должна стоять запятая?

А. Мир наполнен запахом сосны, солнцем да кипением земляники.

Б. Не каждый умеет фотографировать да и фотографироваться.

В. Волк линяет да нрава не меняет.

Г. В настоящую лесную глушь забираются только белка да пестрый дятел.

1)А, Б 2) В, Г 3) Б, В* 4)А, Г

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Обрадованные такими приятными надеждами (1) мы весело пошли гулять (2) и бегать сначала по двору(3) а потом (4) и по саду.

13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Учиочевидно (2) был прекрасно образован.

По мнению многих (3) его влияние на учеников (4) оказалось (5) благотворным.

14. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)

1)Клены и березки столпились на пригорках и в лощинах.

2) Он слеп упрям нетерпелив и легкомыслен и кичлив.

3) Русский народ смышлен и понятлив усерден и горяч ко всему благородному и прекрасному.*

4) Ты внемлешь грохоту громов и гласу бури и валов.

15. Как правильно расставить и объяснить постановку знаков препинания в предложении?

Чугунная решетка с двумя (1) обращенными друг к другу крылатыми драконами (2) была приоткрыта.

1) 1-я и 2-я запятые: выделяют причастный оборот

3) 2-я запятая: отделяет причастный оборот

4) запятые не нужны, так как причастный оборот стоит перед определяемым словом*

16. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых союз или присоединяет уточняющие члены предложения?

А. Няня старую сказку расскажет или что-нибудь пропоет.

Б. По быстрой реке Кан проходил зимний торговый путь, или зимник.

В. Каждый встречный мог оказаться или соратником, или противником.

Г. Появились касатки, или морские свинки.

1) А, Г 2) Б, В 3) Б, Г * 4) А, В

17. В каком предложении выделенное слово является вводным? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Этому явлению должно быть реальное объяснение.

2) Именно таким образом археологи подтвердили легенды древних обитателей Двуречья.

3) Книжный магазин находится напротив школы.

4) К счастью на всем протяжении река имеет большую глубину.*

18. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых на месте пропуска должно стоять тире?

А. Один в поле … не воин.

Б. За все бороться … ничего не сделать.

В. Твои речи … что острый нож.

Г. Сказки … это многовековая энциклопедия народной жизни.

1) А, Б 2) Б, В 3) Б, Г* 4) А, Г

19. Как следует продолжить предложение?

Переводя этот текст, …

1) мне потребовался русско-английский словарь

2) хотелось не подвести товарища

3) я познакомился с новой лексикой по данной теме*

4) меня предупредили о его сложности

20. Определите тип предложения.

Здесь хорошо отдыхать после однообразного пути по пыльной и знойной дороге.

1) двусоставное

2) определенно-личное

3) неопределенно-личное



Похожие статьи